Публикация

  • 31.10.2013
    Соотечественников объединяет единая цель - сохранение русского языка и культуры

25-27 октября в Будве (Черногория) проходила Региональная конференция по поддержке и сохранению русского языка для соотечественников стран Балканского полуострова. Программа была разработана Департаментом внешнеэкономических и международных связей Москвы и реализована Московским центром международного сотрудничества и учебно-издательским центром «Златоуст» при активном содействии Центра русского языка и культуры «Возрождение».

На конференции собрались представители 13 стран: Албании, Боснии и Герцеговины, Германии, Греции, Италии, Кипра, России, Сербии, Словении, Турции, Хорватии, Черногории, Финляндии. Участники конференции - преподаватели университетов, педагоги средних школ, гимназий, школ дополнительного образования, центров русского языка и культуры.

Конференцию открыл представитель Россотрудничества, советник посланника РФ в Черногории А.О.Кошевой, он рассказал о мероприятиях, проводимых Правительством России и правительством Москвы по сохранению русской культуры и языка, поддержке соотечественников, ветеранов, молодежи. Собравшихся также поприветствовали мэр г. Будва Л.Радженович и его советник по культуре М. Груич.

Работа конференции началась с обсуждения актуальных вопросов, стоящих перед координационными организациями по работе с соотечественниками. Круг затронутых вопросов охватывал не только административные функции координационных организаций, но прежде всего, их связующую роль в укреплении культурных связей между соотечественниками, проживающими за рубежом и Россией. Неоднократно подчеркивалось, что всех объединяет единая цель - трансляция культурных ценностей молодому поколению, сохранение русского языка и культуры.

Затем участники имели возможность познакомиться с докладами экспертов в области преподавания русского языка детям и взрослым, живущим за пределами России. А.В. Зеленин, доктор филологических наук, акцентировал внимание на некоторых базовых принципах обучения, поддержания и развития речевых навыков в билингвальной семье.

Многие педагоги, работающие с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, испытывают потребность в получении актуальной информации по разным аспектам обучения русскому языку – построение образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей современных детей, использование наглядных материалов в обучении, особенности методики обучения чтению в дошкольном возрасте, обучение русскому языку в группе детей, значительно отличающихся друг от друга по уровню владения языком. Как родителей, так и специалистов волнуют вопросы, связанные с психологией развития ребенка- билингва, ранним обучением детей, плюсами и минусами такого обучения. Этим вопросам посвятила свой доклад кандидат психологических наук, ведущий специалист Московского института развития образования Н.М. Родина.

Л.В. Дудова, кандидат филологических наук, завкафедрой филологического образования Московского института открытого образования, познакомила участников с современными технологиями преподавания русского языка и литературы. Безусловно, у каждого педагога есть свои испытанные и любимые методы и приемы, однако всем собравшимся было интересно послушать о том, какие направления сейчас наиболее популярны в Москве, а также соотнести свои представления о возможностях преподавания языка и литературы в едином целом учебном пространстве с теми идеями, которым был посвящен с доклад Л.В.Дудовой – «Формирование межкультурной компетенции на уроке русского языка и литературы».

Второй день работы конференции начался с обсуждения актуального вопроса о состоянии русского языка за пределами России. А.В. Зеленин обозначил ключевые вопросы обсуждения: как можно соотнести речь русских в пределах бывшего СССР с эмигрантами, что у них общего и что различного, могут ли они понять друг друга, есть ли у них общие проблемы языковой самоидентификации, что происходит с русским языком в ближнем и дальнем зарубежье, как его следует сохранять и защищать. Участники активно включились в обсуждение этих и смежных вопросов.

В докладе главного редактора справочно-информационного портала «Грамота.ру», к.ф.н. В.М. Пахомова «Приобщение к отечественным культурным традициям с помощью ресурсов виртуального образовательного пространства» речь шла об основных ресурсах Интернета, посвященных русскому языку, литературе, словесности. В.М. Пахомов рассказал об универсальных справочно-информационных порталах «Грамота.ру» и «Культура письменной речи», адресованных всем, кто знает, изучает и преподает русский язык, сделал обзор интернет-ресурсов, ориентированных на исследователей-русистов, обратил внимание собравшихся на веб-проекты, призванные оказать помощь преподавателям русского языка как родного и иностранного, а также преподавателям русской литературы. В продолжение программы о новых проектах и издательских программах в сфере сохранения русского языка для соотечественников собравшимся рассказал гендиректор учебно-издательского центра «Златоуст», к.ф.н С.Н. Голубев.

Затем участники получили возможность поделиться собственным опытом благодаря работе конференции в жанре «Открытый микрофон». В течение 2-х минутного выступления каждый участник представлял свою страну, свою школу, а также формулировал наиболее важные вопросы, связанные с процессом обучения русского языка в своем регионе. Несмотря на широкий территориальный размах, выяснилось, что всех объединяют схожие проблемы: отсутствие актуальной методической литературы широко спектра, отсутствие учебников, адаптированных к культуре каждой страны, плохо налаженная связь между учителями как в самой стране, так и в регионе в целом. Многие участники отметили, что данная конференция способствует решению поставленных вопросов, являясь эффективным средством общения специалистов, но, к сожалению, подобные мероприятия в Балканском регионе проходят нечасто. Большой интерес вызвало выступление Е.Б. Агеевой (доктор педагогики, директор Института детского развития в Дортмунде), в котором она представила оригинальный метод обучения чтению двуязычных детей.

На секционных заседаниях участники обсуждали проблемы современного состояния русского языка в России и за ее пределами, говорили о важности сохранения норм литературного языка и о средствах, которые доступны преподавателям в этом нелегком деле. Здесь говорилось об отношении носителей языка к происходящим в нем стремительным изменениям, о культуре пользования словарями, сравнивали процессы, происходящие в русском языке, с аналогичными явлениями в других языках (например, в сербском). Другие участники обменялись опытом развития разных видов речевой деятельности в разных возрастных группах. Еще одна секция позволила ее участникам более глубоко погрузиться в проблематику, связанную с освоением национально-культурных ценностей на уроке русского языка и литературы.

Взаимное расположение, симпатия друг к другу, понимание общей цели конференции способствовали тому, что, несмотря на очень плотный график заседаний, все участники посещали секции, общие собрания и продолжали обсуждать важные для себя вопросы вне рамок учебных аудиторий. Участники конференции высказали пожелание к организаторам - чаще проводить подобные мероприятия, а гости конференции из Кипра просили рассмотреть вопрос о проведении аналогичного семинара в этой республике. Многократно участники указывали, что необходимо найти форму регулярного общения специалистов из России с преподавателями русского языка за рубежом и родителями.

Все время прохождения конференции работала книжная выставка учебно-методической, энциклопедической и художественной литературы.

Распечатать

Мониторинг событий

Открыть карту

Новости

Все новости

Архив публикаций