Главная задача соотечественников в Германии - сохранить русский язык

В Висбадене 26-28 сентября состоялась всегерманская конференция соотечественников «Роль семьи в сохранении русского языка и культуры».

Мероприятие было организовано Общегерманским координационным советом российских соотечественников при поддержке посольства РФ, представительства Россотрудничества в ФРГ, Министерства образования и науки РФ, правительства Санкт-Петербурга.

Форум работал в рамках федеральной целевой программы «Русский язык» (2011-2015 гг.).

Участники услышали много интересных выступлений, а главными сенсациями стали три новости, озвученные гостями из России.

Во-первых, было объявлено, что следующий 2014 год станет перекрестным для России и Германии и будет называться «Год русского языка в Германии и немецкого языка в России».

Во-вторых, было объявлено, что Россия готова приступить к добровольной сертификации школ русского зарубежья.

И третье - Россотрудничество будет создавать за рубежом региональные методические центры изучения русского языка. В связи с этим, агентство начинает вести мониторинг и анализ деятельности русских школ за рубежом.

Участники

Конференция в стране, где проживает самая крупная русскоговорящая диаспора в Европе (около 4-5 млн), собрал представителей российских ведомств, отвечающих за изучение и продвижение русского языка и русистов-практиков из многих городов Германии.

Дипломатический корпус России в ФРГ представляли советник Посольства Г. Старикович и Е. Кузовенко, консул РФ во Франкфурте.

В Висбаден приехали замминистра Минобрнауки РФ В. Каганов со своей коллегой В. Ворониной (Международный департамент Минобрнауки).

Обширную делегацию Россотрудничества возглавляла зам. руководителя Россотрудничества Л. Ефремова, ее сопровождали Н. Чередниченко (начальник Отдела поддержки русских школ за рубежом) и О. Васильева (Управление сотрудничества в сфере образования).

Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, представляли заместители исполнительного директора Фонда М.Владимир и М.Путанова.

Из Администрации Санкт- Петербурга прибыла В. Сахарова (Комитет по внешним связям).

Соотечественники познакомились с новым директором Российского центра науки и культуры в Берлине Олегом Ксенофонтовым.

Традиционно в мероприятиях, связанных с русским языком принимали участие и представители российских издательств («Русский язык» и «Златоуст») и преподаватели вузов из России (МГПУ и РУДН).

Сейчас в ФРГ в школах и гимназиях русский язык как иностранный изучают 106 620 человек, он стоит на пятом месте после английского, французского, латинского и испанского языков.

В вузах в зимнем семестре 2011/2012 гг. русский изучали 9 566 студентов и аспирантов (в приведенной информации Управления статистики Statistisches Bundesamt не учитываются студенты-нефилологи, изучающие русский язык в языковых центрах при университетах).

В школах, действующих при обществах российских соотечественников, по оценке экспертной группы ОКС по русскому языку, обучаются порядка 10 000 детей.

Проблемы и пути их решения

На круглом столе, который прошел в рамках Конференции с участием замминистра Минобнауки РФ Вениамина Коганова, зам. руководителя Россотрудничества Л. Ефремовой и других представителей российских профильных ведомств, ещё раз раз была подчеркнута самая главная задача русскоговорящей диаспоры Германии - сохранить русский язык.

Участники круглого стола, специалисты-преподаватели языка в учебных заведениях различного уровня, отметили снижение интереса к изучению русского у коренного населения страны. Была названа и главная проблема - отсутствие дифференцированных программ преподавания в государственных учебных заведениях, которые не учитывают особенности детей из русскоязычных семей.

Именно поэтому, по мнению всех собравшихся, внимание к школам, организованным нашими соотечественникам, со стороны России очень ценно. Эти школы, имеющие продолжительный опыт преподавания для билингвальных детей (некоторые из них празднуют уже свое 20-летие) разрабатывают уникальные учебные планы для детей с самым разным уровнем владения языком, помогают закрыть «бреши» государственных школ.

Как правило, школы соотечественников многое делают и для продвижения русского языка не только в среде соотечественников, но и среди коренного населения. Опыт и успехи этих школ подкрепляются интересом и кооперацией со стороны немецких педагогов — русистов.

Можно сказать, что самыми успешными центрами стали те, кто объединил усилия и педагогов «русской школы» с опытом немецких преподавателей.

***

Прямая речь

Лариса Юрченко, председатель ОКС,  руководитель Русского культурно-образовательного и социального центра «Исток». Школа при центре во Франкфурте действует 8 лет.

- Наша школа обязательно будет принимать участие в сертификации. Для нас, как и для наших коллег, это возможность проверить себя. Надеемся, что сертификация улучшит положение школ внутри страны и определит подходы к совместной системной деятельности.

Как Общегерманский координационный совет соотечественников, мы готовы взять на себя координирующую роль в Германии, собрать все заявки, донести информацию до коллег.

Элеонора Бюхнер, член правления Гамбургской ассоциации преподавателей русского языка и литературы, несколько лет руководила гамбургской школой «Азбука» в Гамбурге, сейчас остается преподавателем школы. «Азбука» празднует в 2014 году 20-летие.

- Сертификация школ, как официальное признание со стороны России, это положительный шаг в процессе поддержки русского языка за рубежом. В нашей ситуации любое государственное признание- это хорошо. Школы, получившие такой сертификат вырастут в глазах немецких официальных органов, укрепят свой статус на местах. Было бы очень хорошо, если бы благодаря сертификации были установлены соответствия программам обучения в наших школах образцам школьных программ в России (допустим, закончившие 7 класс в немецкой школе приравнивались к выпускникам пятого класса российской).

Наша школа «Азбука» обязательно подаст заявку на сертификацию.

Юлия Рыбалко, руководитель Русско-немецко-украинской Школы искусств, Саарбрюккен. Школе 11 лет.

- Мы обязательно будем принимать участие в сертификации.

Для меня главное, что преподавание русского языка, при помощи сертификации в наших школах, будет официально признано в нашей земле. Известно, что в каждой земле ФРГ действуют свои законы. Мне, как руководителю школы в нашем Министерстве образования было сказано, что если российская сторона даст нам рекомендацию (такие прецеденты в Сааре уже были в школах дополнительного типа турецкой и испанской диаспор), тогда оценки, выставляемые в нашей школе, будут выставляться и в школьных табелях и аттестатах школ, где получают образование наши дети. А это, конечно, будет самой большой мотивацией для детей, берущих на себя большую дополнительную учебную нагрузку и, конечно, для их родителей.

Отдельно хотелось бы сказать о критериях сертификации - от представителей с российской стороны мы услышали, что они находятся в стадии разработки и наши мнения будут обязательно тоже учитываться. Это очень радует. Хотелось бы, чтобы в основу сертификации лег перечень предметов и количество часов для каждой возрастной группы, чтобы в сертификации учитывались и предметы эстетического цикла, напрямую поддерживающие изучение русского языка и русской культуры.

Галина Бурда, руководитель Русского центра «Апплаус», г. Вупперталь. Школа при центре действует 7 лет.

- В нашем городе в двух государственных школах открылись классы для изучения русского языка для детей из русскоязычных семей, но преподавание там ведется все равно по принципу иностранного языка. В нашей школе мы ориентируемся на русскую школьную программу. Наши ученики имеют возможность изучать русский язык, литературу, историю государства российского и математику на русском языке, в соответствии с общеобразовательной программой России. Для детей это очень большая нагрузка и ответственность, а с точки зрения местных властей - мы приравнены к кружкам. Эту несправедливость, конечно, поможет исправить сертификация и признание нашей квалификации и уровня преподавания со стороны России. С такой школой, без сомнения, будут считаться на всех уровнях в Германии.

Россия готова признать школу на территории другого государства, значит такие школы соответствуют определенным требованиям. Рано или поздно, это приведет к укреплению статуса таких школ. Очень важен этот шаг для определения планки и уровня преподавания русского языка. Ни для кого не секрет, что в этой области конкуренция достаточно большая, наряду с профессионалами часто преподают и просто носители языка без специальной подготовки. Можно сказать, что необходимость сертификации назрела очень давно и хотелось бы, чтобы этот процесс не затягивался и, по возможности, координировался с Общегерманским координационным советом соотечественников (ОКС), который мог бы взять на себя функцию составления списков школ и распространения информации о добровольном участии в сертификации.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии