IT-страна с негражданами: заслуживает ли Эстония звания прогрессивной?

Эстония одной из первых стран в мире построила полноценную электронную инфраструктуру: провела выборы через интернет, дистанционную перепись населения, запустила более четырех тысяч различных онлайн-сервисов. Но пользоваться этими достижениями могут далеко не все жители страны: неграждане по-прежнему лишены доступа к ним. Когда эстонские власти хвастаются своими достижениями в сфере IT, об этой детали они стыдливо умалчивают.

После распада СССР независимая Эстония решила сделать своей сильной стороной высокие технологии. Менять жизнь общества в нужном направлении позволили подключение всей страны к интернету, внедрение цифровой подписи, проведение электронной переписи населения, организация и проведение дистанционных выборов в парламент.

Произошедший в 2000-е скачкообразный рост накопившегося объема различных данных заставил задуматься о дальнейшем развитии электронных систем. В 2013 году на государственную службу был приглашен Таави Котка, на тот момент генеральный директор крупнейшей прибалтийской IT-компании Webmedia.

Он стал одним из идеологов создания принципиально новой системы e-Estonia, объединившей в себе все основные электронные сервисы в стране.

Пользоваться системой e-Estonia можно благодаря наличию универсальной ID-карты, которую с 2002 года государство выдает каждому гражданину по достижении им возраста 15 лет. С ее помощью можно авторизоваться на сайте любой организации, будь то банк, корпорация, государственное или муниципальное учреждение, и получить доступ к более чем четырем тысячам онлайн-сервисов.

Эти сервисы помогают населению Эстонии делать практически все: голосовать на выборах, заключать договора, совершать банковские операции, подавать налоговую декларацию, получать рецепты от врача, создавать компании и многое другое.

ID-карта имеет 2 чипа: с помощью одного можно подписывать документы, а с помощью другого — совершать различные операции на сайтах. Для этого нужно либо вставить ее в специальный ридер, подключенный к компьютеру, либо приложить смартфон к считывающему устройству.

Использование карт дало толчок развитию ряда электронных программ, таких как, например, e-Residency. Данная программа позволяет лицам, которые по разным причинам не являются гражданами Эстонии, получать различные услуги, главным образом экономического характера: создавать компании, платить налоги, обрабатывать платежи, пользоваться банковскими услугами. Чтобы принять в ней участие, нужно получить специальную смарт-карту, которой и можно будет пользоваться в дальнейшем.

На данный момент электронными резидентами Эстонии стали более 65 тысяч человек, которые уже создали более 10 тысяч компаний.

В целом правительство страны рассчитывает на то, что к 2025 году электронными резидентами станут 10 млн человек со всего мира. К тому же программа экономически выгодна: за 5 лет работы она принесла Эстонии 35 млн евро.

Среди других электронных сервисов можно отметить такие проекты, как eCool, рассчитанный на учащихся и их родителей, или Ole Kaasas!, с помощью которого большинство населения Эстонии научилось пользоваться интернетом.

В своей работе все сервисы используют большие данные — это дает возможность анализировать контекст и предлагать сервисы для каждого пользователя индивидуально.

Например, молодой матери могут посоветовать записать ребенка в детский сад еще на этапе оформления пособия по рождению, если определят, что в ее районе в ясли выстроилась длинная очередь.

Фальсификации и выборы не для всех

Однако на практике все выглядит далеко не так радужно. Эксплуатация системы показала, что в ней есть ряд серьезных изъянов, заставляющих задуматься о ее адекватности в целом. Уже который год работа e-Estonia подвергается критике со стороны различных организаций, граждан и экспертов. И есть за что.

Прежде всего это проблемы, связанные с безопасностью голосования.

В октябре 2017 года, перед местными выборами, в Департамент государственной инфосистемы Эстонии поступила информация от группы международных экспертов, которые обратили внимание властей на найденную ими уязвимость в 750 тысячах ID-карт. Но, несмотря на это, выборы состоялись, подвергнув риску как сам ход голосования, так и людей, в них участвовавших.

Есть претензии и к обеспечению тайны голосования. По словам Тарви Мартенса, одного из руководителей е-голосования, на выборах 6 марта 2011 года был зафиксирован факт многократного голосования по одной ID-карте.

Выяснилась, что жительница Таллина реализовала свое активное избирательное право 532 раза. Ее, конечно же, нашли, но это дало повод говорить о неспособности системы обеспечить анонимность голосования.

Есть много неясностей и с процедурой подсчета голосов, фактов неграмотного управления системой со стороны отвечающих за ее работу чиновников. Постоянно говорят о непрозрачности и закрытости системы управления и передачи информации.

На технические проблемы накладываются и политические. В стране проживают около 80 тысяч неграждан — лиц, не имеющих гражданства Эстонии, но постоянно находящихся на ее территории.

Главным образом это русскоязычные, в отношении которых проводится дискриминационная политика: они лишены права участвовать в политической жизни страны — избирать и быть избранными в Рийгикогу.

По словам российского политолога Сергея Маркова, это связано со страхом властей перед возможными изменениями в политическом ландшафте Эстонии.

По его подсчетам, в том случае, если неграждане получат полноценное право голоса, то количество избирателей увеличится на 20%, соответственно, на 50% изменится и состав парламента — доминирующие националисты резко сократят свое представительство там, может измениться и состав правительства.

В результате политический курс страны может кардинально поменяться или же подвергнуться корректировке в неправильную, по мнению эстонских чиновников, сторону.

Все это усугубляется тем, что все электронные ресурсы доступны только на эстонском языке, которого многие русскоязычные попросту не знают, что создает для них серьезные неудобства.

Таким образом, ситуация складывается непростая. Чтобы ее разрешить, необходимы совместные усилия всех заинтересованных в этом сторон. В противном случае хваленая электронная демократия в Эстонии так и останется ущербной, и у расхваливающих ее эстонских дипломатов по-прежнему не будет оснований говорить о том, что в их стране есть полноценная демократия как таковая.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии