Проблемные вопросы в сфере защиты прав и законных интересов русского этнокультурного сообщества Украины

15.10.2019

Одной из основных проблем в сфере прав человека на Украине, с которой сталкиваются проживающие здесь русские, есть нарушение права на свободное развитие и использование родного языка (право на получение образования на родном языке, право на получение информации и т.п.).

С 2014 г. курс на форсированную украинизацию русского и русскоязычного населения был официально возведен в ранг государственной политики. Высокопоставленные украинские чиновники неоднократно подчеркивали необходимость защиты культурно-языковых прав исключительно украиноязычных граждан, отвергая любые предложения, направленные на обеспечение языкового равноправия всех этносов, проживающих на территории Украины (в том числе, и многомиллионной русской общины). На сегодняшний день искоренение русского языка из всех сфер общественной жизни приобрело поистине тотальный и всеобъемлющий характер.

В сентябре 2017 года был принят новый украинский закон «Об образовании». До принятия этого закона на Украине существовало значительное количество школ с обучением на русском языке, а также на других языках нацменьшинств - венгерском, румынском и других.

Наличие русскоязычного образования (хотя число русских школ постепенно сокращали по инициативе властей) было одним из главных аргументов в пользу того тезиса, что «Украина уважает права русскоязычного населения, воспринимая их как полноценных граждан государства».

Теперь это все в прошлом. Закон вводит фактический запрет на получение образования на любом языке, кроме украинского. А учитывая многочисленность русскоязычных граждан Украины, положения данного закона, в первую очередь, направлены именно против русского языка.

Свой протест по поводу принятия закона выразили государственные власти Венгрии, Румынии и ряда других государств. Венецианская комиссия предложила внести изменения в ст.7 этого закона относительно недискриминации обучения на негосударственных языках, которые не признаны официальными в Европейском союзе. Однако украинскими властями фактически ничего сделано не было. Вернее сказать – рекомендации этого европейского института были проигнорированы.

Совсем свежая информация: 3 октября с.г. министр образования и науки Украины Анна Новосад (назначенная уже при «новой власти») в эфире канала "Прямой" заявила, что с сентября 2020 года на Украине все русскоязычные школы должны будут перейти на украинский язык обучения.

"Русскоязычные школы еще есть. Но с сентября 2020 года они переходят на украинский язык обучения. А школы с языками нацменьшинств, которые относятся к языкам Евросоюза, – с сентября 2023 года. И тех, и других мы должны к этому переходу подготовить", – сказала она.

16 июля 2019 года на Украине вступил в силу еще один скандальный закон "Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного", который называют «законом о тотальной украинизации».  По сути, это закон о запрете языков национальных меньшинств (и, прежде всего, русского) к употреблению в публичной сфере.

Вступление в силу этого дискриминационного закона направлено на выдавливание русского языка из всех сфер общественной жизни – СМИ, сферы образования, медицины, сферы услуг, и т.д. По сути, с вступлением в силу данного закона использование русского языка и языков национальных меньшинств в этих сферах становится невозможным.

Скандальный языковой закон противоречит Конституции Украины, которая запрещает дискриминацию по языковому признаку.

В частности, многие нормы этого закона не соответствуют статьям 10, 11 и 12 Конституции.

Закон нарушает гарантированное Конституцией право граждан говорить и проходить обучение (получать образование) на родном языке и дискриминирует граждан по языковому признаку, фактически вводя запрет на использование русского языка и языков национальных меньшинств. 

Закон также не соотносится с нормами международного права, в частности ратифицированными Украиной Европейской хартией региональных языков или языков меньшинств от 5 ноября 1992 года, Рамочной конвенцией о защите нацменьшинств от 1 февраля 1995 года, Международным пактом о гражданских и политических правах от 19 октября 1973 года.

Стоит напомнить, что согласно последней переписи населения, а также различным социологическим исследованиям русский язык есть родным более чем для 30 процентов граждан Украины, а свыше половины жителей Украины используют его в повседневном неформальном общении – с родственниками, друзьями и знакомыми.

Таким образом, вместо обеспечения культурно-языковых потребностей граждан Украины, данный закон только создает искусственные ограничения для миллионов граждан, но и закладывает основу для опасных конфликтов по языково-культурному признаку.

Рекомендация: Необходимо добиваться от властей Украины неукоснительного соблюдения прав человека (в том числе, прав национальных меньшинств) в соответствии с теми обязательствами, которые Украина приняла на себя при ратификации основополагающих международных документов в этой сфере. В частности, потребовать от властей Украины отмены дискриминационных законодательных актов, ущемляющих права национальных меньшинств в сфере образования и получения информации на родном языке.

Конкретно речь идет о внесении изменений в ст.7 закона «Об образовании», а также об отмене или внесении изменений в закон «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного".

Следует добиваться от властей Украины приведения украинского законодательства в части, затрагивающего права и интересы национальных меньшинств, в соответствие с базовыми международными стандартами, предусмотренными Европейской конвенцией по правам человека, Рамочной конвенцией о защите национальных меньшинств и Европейской хартией региональных языков или языков меньшинств.

Еще одной проблемой в сфере соблюдения прав и свобод человека на Украине являются акты насилия по отношению к представителям национальных сообществ со стороны праворадикальных группировок.

Стоит отметить, что во времена президентства Петра Порошенко подобные акты проходили при полном попустительстве, а то и прямой поддержке со стороны украинских спецслужб и правоохранительных органов.

В частности, в течение 2014-2019 г. большое распространение получили регулярные нападения на политических оппонентов украинской власти, сопровождающиеся угрозами и применением физического насилия (причем не только против лидеров, но и против общественных активистов, журналистов либо просто обычных граждан, не скрывающих своих политических симпатий).

Большой резонанс получили нападения неонацистов, а фактически погромы, таборов ромов. В Львовской области во время такого погрома произошло убийство рома.

Во многих случаях правоохранительные органы просто занимали позицию демонстративного невмешательства, фактически поощряя национал-экстремистов к совершению противоправных действий. Среди характерных примеров такого рода можно назвать неоднократные нападения на Российский центр науки и культуры в Киеве, происходившие на глазах у полиции в течение двух дней – 17 и 18 февраля 2018 г.

После смены власти на Украине такая практика прекратилась, но нет никаких гарантий, что она не возобновится.

Рекомендация: Необходимо требовать от властей Украины не на словах, а на деле вести борьбу против праворадикальных группировок, добиваться привлечения к уголовной ответственности лиц, которые занимаются разжиганием национальной, расовой религиозной вражды или ненависти, призывают к дискриминации граждан по языковому, этническому, расовому или конфессиональному признаку.

 

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии