История народа, которую пытались забыть

История, исторические факты – вещи, сами по себе неудобные для тех недобросовестных политиков, которые пытались изменить и переписать прошлое в угоду собственным воззрениям и соответствующей конъюнктуре. Так получилось, что правда о существовании русин всячески замалчивалась или даже намеренно искажалась в тех государствах, которые в то или иное время владели этим краем. А таких государств было немало – Речь Посполитая, империя Габсбургов, позже Венгрия, Румыния, Чехословакия.

Лишь после окончания Второй мировой войны незначительная часть этого края вошла в состав Советского Союза, точнее, в состав Украинской ССР – ныне независимой Украины. Но и здесь всё было отнюдь не безоблачно. На Украине русинов предпочитают считать украинцами, хотя русинский язык и обычаи обладают своей уникальностью. Сами же русины, правда, с серьёзными оговорками, скорее, соглашались считать себя русскими.

Председатель правления межрегиональной общественной организации «Объединение русинов» Андрей Фатула представил труд по истории своего народа – книгу «Русиния. Подкарпатская Русь. Закарпатье», изданную при поддержке фонда «Русский мир». Работа серьёзная – в ней проанализированы исследования многих историков, многочисленные документы и материалы.

Говоря о земле русинов как о колыбели славянских народов, А. Фатула показывает, какой натиск осуществляли на земли славян-русинов мадьяры и немцы, которые «выдавливали» этот древний народ с их исконных земель. Не славяне пришли на Карпаты. Это к ним пожаловали соседи. И процесс этот мирным назвать весьма затруднительно. В отношении русин проводилась политика насильственной ассимиляции, а ныне – украинизации. «Сегодня Украина часто старается искусственно убрать, стереть, высушить в сознании молодого поколения “этот пролив”, эту связь между великим русским и маленьким русинским народами. Но каким вопиющим образом она это делает? Ответ простой. Ассимиляцией – насильственной украинизацией русинов Закарпатья», – пишет автор.

Русинов стали именовать украинцами, а заодно присовокупили многовековую историю этого славянского народа к истории Украины. Но здесь и скрывается главная проблема, которая препятствует в современных условиях обрести русинам законные права, вопреки Декларации Организации Объединённых Наций «О правах коренных народов», принятой Генеральной ассамблеей ООН 13 сентября 2007 г. (Резолюция 61/295) (стр. 218 – 221).

Митинг в поддержку независимости народов Донбасса и Закарпатья в Праге, июнь 2014 г. Фото: русскоедвижение.рф

Читателю небезынтересно будет узнать, что концепция «Украины» как противостоящей России общности зародилась в границах извечного соперника Российской империи – Австро-Венгрии. Хорошо известно, что лидеры националистических организаций ОУН-УПА, запрещённых в России, С. Бандера и Р. Шухевич родились в Австро-Венгрии.

В противовес украинской русофобии русинство признаёт свою изначальную «русскость». Именно этим народ становится неудобен тем, кто привык видеть в России своего главного даже не соперника, а именно врага. Сейчас русинам, проживающим в пределах независимой Украины, отказывают в самоидентичности, в то время как, например, в соседней Словакии они признаны отдельной национальностью.

Между тем, именно русины выступали за сохранение своей идентичности на протяжении столетий. История русинского народа, наверное, впервые столь подробно показана в монографии Андрея Фатулы. Приведены примеры многочисленных крестьянских восстаний русинов против чужеземных феодалов.

Против русинов в Европе в ходе Первой мировой войны был развязан настоящий «крестовый поход», который предпочитают замалчивать. Но трагические события тех лет послужили предпосылкой для масштабного злодеяния – холокоста. Концлагерь Талергоф в Штирии, созданный специально для русинов буквально в первые же дни войны австрийскими властями, Терезин в Северной Чехии и ряд других концлагерей стали предвестниками Майданека, Освенцима, Собибора, Дахау, Равенсбрюка, Бухенвальда, Треблинки и других лагерей смерти, возникших менее чем через два десятилетия. Русины содержались в нечеловеческих условиях. «Смерть в Талергофе редко бывала естественной: там её прививали ядом заразных болезней. О каком-нибудь лечении погибающих речи не было. Для запугивания людей, в доказательство своей силы, тюремные власти тут и там по всей талергофской площади поставили столбы, на которых довольно часто висели в невысказанных мучениях и без того люто потрёпанные люди», – цитирует автор документальные исследования.

Концлагерь Талергоф. Фото: snappygoat.com

Для обвинений хватало наличие в доме русина русской православной иконы, книги или даже простой открытки. Масштабный геноцид, как это явление именуется в международном праве, был развёрнут против целого народа в империи Габсбургов.

По всей территории Австро-Венгрии, где проживали русины, открывались военно-полевые суды, в массовом порядке выносившие местному населению без разбора один приговор: «шпионам – смерть через повешение». Тысячи русинов были расстреляны и повешены без всякого суда и следствия только за то, что называли себя русскими.

Всего же за годы Первой мировой войны, по признанию самого австрийского правительства, сделанного в 1917 году, было истреблено 60 тысяч русинов и еще около 100 тысяч умерло от истощения и эпидемий в концентрационных лагерях. Это при том, что накануне Первой мировой войны в пределах Австро-Венгрии насчитывалось порядка 500 тысяч русинов.

Русины, пишет автор, выступали противовесом т. н. «украинскому движению», поддерживаемому и, по сути, созданному австро-венгерскими властями из галичан. Именно галичане составили основу «украинских сичевых стрельцов», из которых затем сформировали девять добровольческих полков. Причём, как отмечается в представленном исследовании, первоначально эти полки должны были быть использованы на Западном фронте. Австрийцы не были до конца уверены, что галичане будут охотно воевать против своих одноплеменников. Однако пять этих вновь сформированных полков «сичевиков» пожелали сражаться именно против России на Восточном фронте.

Галичане выступали и в роли основных доносчиков на русинов. В книге цитируются свидетельства бывшего узника Талергофа и очевидца тех трагических событий В. Р. Ваврика: «Наши братья, отрёкшиеся от Руси, стали не только прислужниками Габсбургов, но и подлейшими доносчиками и даже палачами родного народа».

Уже в 1920-х годах председатель Русской народной партии Словакии доктор К. Мачик писал, и его слова приведены в книге: «Австрии было невыгодно русское самосознание в Галиции, и вот австрийское правительство рука об руку с польской шляхтой старается создать из русского населения Восточной Галиции особый, отличный от русского, народ с отдельной культурой и особым языком».

Разумеется, русины здесь были неуместны, поскольку рассматривали Россию в качестве своего союзника и покровителя.

Позже произошло переименование Подкарпатской Руси в Закарпатскую Украину. Правда, уже в рамках советской идеологии. С лёгкой руки тогдашнего первого секретаря ЦК компартии Украинской ССР Н. С. Хрущёва русинов объявили украинцами. И вся история народа в советской историографии начала подменяться историей украинского народа.

Приводится и тот факт, что русины планировали войти после окончания Второй Мировой войны в состав СССР в качестве Карпатской Советской республики. Как альтернатива рассматривалось и предложение о вхождении Карпатской Руси в качестве автономии в состав РСФСР.

А. Фатула представляет свою книгу в Русском центре (Прешов, Словакия)

Очевидно, что в случае признания русинов в качестве отдельной нации, многие идеологические основы нынешнего украинского государства становятся весьма и весьма шаткими. Это убедительно продемонстрировано в книге на основе документов и исторических фактов.

Очень ценное свойство труда А. В. Фатулы в том, что история русинов приведена как единое целое. Она рассматривается в контексте исторически протяжённого периода и на фоне происходящих событий, изменивших политическую карту мира. Большое внимание уделено и культурным связям русинов и России. Издание сопровождено обширной библиографией и документами.

Монография, а по всем признакам издание соответствует именно этому понятию благодаря своей фундаментальности и скрупулёзному анализу архивных документов, является весьма ценным трудом для тех, кто стремится получить максимально объективную картину современного мира.

Фото на главной: Русинская семья / slavtradition.com

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии