Рекомендации круглого стола «Совершенствование стратегии правовой защиты российских граждан за рубежом»

24.06.2019

В Государственной Думе 21 июня 2019 года прошел круглый стол «Совершенствование стратегии правовой защиты российских граждан за рубежом». Мероприятие организовал парламентский Комитет по международным делам. В нем приняли участие представители МИД, Генпрокуратуры, Минюста, Следственного комитета, Фонда поддержки прав соотечественников за рубежом, Общественной палаты, Совета Федерации, Уполномоченного по правам человека, правозащитники, авторитетные адвокаты и политологи.

 В ходе дискуссии сформированы конкретные предложения по усилению мер защиты российских граждан за рубежом, на основе которых утверждены рекомендации.

Рекомендации круглого стола «Совершенствование стратегии правовой защиты российских граждан за рубежом»

В последние годы значительно возросло количество нарушений прав российских граждан, находящихся за пределами Российской Федерации, в том числе выезжающих за рубеж на отдых, а также постоянно или временно проживающих на территории зарубежных государств. В связи с этим возрастает актуальность поиска эффективных путей совершенствования стратегии правовой защиты законных прав и интересов российских граждан за рубежом, обозначенной в качестве приоритетной темы в контексте укрепления международного гуманитарного сотрудничества и соблюдения прав человека в Концепции внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 30 ноября 2016 г.).

Нарушения прав российских граждан за рубежом касаются широкого спектра проблем, включая незаконные задержания и аресты, создание препон для работы дипломатов, журналистов, правозащитников, экспертов, вмешательство в частную жизнь, угрозы, клевету, провокации, необоснованное лишение родительских прав, под надуманным предлогом выдворение за пределы стран пребывания. Без разрешения этой проблемы невозможно подлинное равноправие и взаимовыгодное сотрудничество государств в международных отношениях, как и возвращение этих отношений в правовое русло. В частности, отмечается широкое распространение практики экстрадиции в США граждан Российской Федерации, которые были подвергнуты задержаниям или арестам в третьих странах. Случаи высылки российских дипломатов превращаются в откровенную кампанейщину, нацеленную на дискредитацию России, создание негативного имиджа нашей страны и ее граждан.

Инициаторы антироссийских политических и информационных кампаний принципиально не заинтересованы в существовании точки зрения, альтернативной той, где Россия представлена только в негативном свете. Как следствие, мы видим беспрецедентное давление на журналистов, экспертов, выступающих по различным политическим и социально-экономическим вопросам. В ряде зарубежных стран продолжается сокращение доступа к российскому информационному и культурному пространству, ущемление статуса русского языка, ограничения возможности получения образования на русском языке.

Политика, нацеленная на грубое искажение исторической правды, приведение истории к единому стандарту, отражающему лишь точку зрения Запада, также представляет собой серьёзный вызов выстраиванию справедливого и равноправного мироустройства. Все чаще акции по демонтажу, переносу или сносу памятников, мемориалов, проводимые на постсоветском пространстве и в ряде стран Восточной Европы, сопровождаются насилием в отношении тех, для кого эти символы представляют ценность. И даже если в том или ином случае прямого насилия нет, то акции по разрушению памяти о прошлом – это часть широких кампаний, направленных против России и ее граждан. Информационные войны, развязанные против нашего государства, широкое использование языка ненависти в социальных сетях – всё это вопиющие приметы русофобии, антироссийской истерии, которые, несмотря на предпринимаемые контрмеры со стороны российского государства и гражданского общества, продолжают оставаться серьезным вызовом и самым негативным образом влияют, в том числе, на межчеловеческие, включая молодежные, родственные связи и контакты россиян с внешним миром.

Нельзя мириться с героизацией нацизма, реабилитацией нацистских преступников, моральному, политическому, административному и уголовному преследованию ветеранов Великой Отечественной войны и антигитлеровской коалиции и другими видами практик, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости.

Реакция на упомянутые действия со стороны Российского государства и его международных партнеров в стратегической и тактической перспективах должна иметь системный характер.

В рамках совершенствования стратегии правовой поддержки российских граждан за рубежом участники «круглого стола», созванного по инициативе Комитета Государственной Думы по международным делам, рекомендуют:

1. Федеральному Собранию Российской Федерации продолжить работу по совершенствованию законодательства Российской Федерации в части выработки механизмов защиты прав и свобод российских граждан за рубежом, опираясь на признанные международным сообществом стандарты в сфере обеспечения и защиты прав человека.

2. Профильным комитетам Федерального Собрания Российской Федерации, законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации активнее взаимодействовать с Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека и Общественной палатой Российской Федерации, Аппаратом Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, а также с заинтересованными НКО в мероприятиях по поддержке прав и законных интересов российских граждан и соотечественников за рубежом.

3. Рассмотреть вопрос о создании Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по международным делам для осуществления мониторинга нарушений прав российских граждан и соотечественников за рубежом и выработке предложений и рекомендаций для органов государственной власти и институтов гражданского общества Российской Федерации и международных партнеров с целью адекватного реагирования на такие нарушения прав, свобод и законных интересов российских граждан и (или) соотечественников на территории иностранных государств в рамках норм применимого национального и международного права. В этом контексте отметить необходимость активнее задействовать механизм мер реагирования в отношении зарубежных политиков, чиновников, участвующих своими действиями или бездействием в нарушении законных прав и интересов российских граждан за рубежом.

4. Следственному комитету Российской Федерации при наличии серьезных оснований дополнительно рассмотреть возможность шире применять ч.3 ст.12 УК РФ («Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации»).

5. Министерству иностранных дел Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей активнее использовать материалы ежегодных докладов и иных сообщений о соблюдении прав российских граждан для информирования российской и зарубежной общественности.

6. Заинтересованным российским структурам во взаимодействии с зарубежными партнерами и гражданским обществом способствовать политической, организационной и финансовой поддержке российских НКО, которые оказывают российским гражданам и соотечественникам за рубежом правовую и иную поддержку. Содействовать развитию международной деятельности таких НКО, в частности, их участия на различных международных площадках – ООН, Совета Европы, ОБСЕ, МПА СНГ, ЮНЕСКО, включая финансирование подобных поездок, подготовку и издание справочно-аналитических материалов для презентаций на этих площадках.

7. Поддерживать создание структур гражданского общества в России иза рубежом, занимающихся международной правозащитной деятельностью, путем дополнительного увеличения финансового наполнения Фонда президентских грантов и иных государственных и негосударственных фондов.

8. Оказать дополнительную поддержку печатным и электронным СМИ с целью более оперативного информирования о нарушениях прав россиян за рубежом.

9. Вести подготовку гражданских активистов в сфере международной правозащитной и экспертной деятельности на базе РУДН, МГИМО, РГГУ, МГЮА им.О.Е.Кутафина и других профильных вузов, в том числе необходимые курсы повышения квалификации юристов и правозащитников для содействия законным интересам россиян и соотечественников, в тт.ч. в европейском суде по правам человека и в других международных судебных органах. В этих целях предусмотреть специальное финансирование для таких учебных программ.

10. Институтам гражданского общества:

— создать интернет-портал, где будут фиксироваться факты нарушений прав россиян за рубежом, реакция правозащитников, международных институтов на эти нарушения;

— совершенствовать взаимодействие с зарубежными правительственными
и неправительственными структурами по проблемам соблюдения прав человека
и правовой поддержке россиян и соотечественников за рубежом в т.ч., национальными правозащитными советами, зарубежными СМИ, деятелями науки, культуры, гражданскими активистами и юридическим сообществом; 

— инициировать создание международной правозащитной организации, включающей правозащитников из разных стран для эффективной координации деятельности по защите россиян за рубежом;

— задействовать в полной мере потенциал адвокатских образований Российской Федерации и зарубежных стран, пополнять реестр адвокатов, оказывающих правовую помощь россиянам за рубежом, в том числе представителей Международной Ассоциации русскоязычных адвокатов, Ассоциации юристов России и пр. 

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии