К вопросу о национальных меньшинствах

В условиях многонациональности современного общества вопросы статуса и правовой защиты прав национальных меньшинств стали особенно актуальны, поскольку непосредственно связаны с решением важных политических и правовых задач по обеспечению конституционных прав и свобод личности, созданию гражданского общества и правового государства, укреплению безопасности и защите геополитических интересов.

Интересное исследование осуществил американский ученый Оскар Яновски, книга которого «Национальности и национальные меньшинства» увидела свет в Нью-Йорке в 1945 г. Отметив взрывоопасную природу национальных проблем в Центральной и Восточной Европе, О.Яновски констатировал, что современные державы пренебрегают данным вопросом. Справедливо полагая, что построение гомогенных государств в Европе невозможно, он выступал за полное обеспечение прав меньшинств. Международное обеспечение прав меньшинств он видел посредством специально создаваемых в каждой стране «офисов меньшинств», которые могли бы принимать и разрешать, на основе заключений компетентных экспертов и в сотрудничестве с властями данного государства, спорные вопросы, и только после этой процедуры спор можно было бы передавать в «Международный суд справедливости». Идеи О.Яновски во многом были реализованы в конце XX в. в деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Совета Европы.

ОБСЕ в лице Верховного комиссара по делам национальных меньшинств (ВКНМ) ведет деятельность по урегулированию этнических трений и предотвращению столкновений на почве проблем, касающихся национальных меньшинств.

Деятельность Верховного комиссара направлена на сдерживание и деэскалацию трений, в которые вовлечены национальные меньшинства. Он вмешивается в ситуации, когда такие трения способны перерасти в конфликт. Верховный комиссар рассматривает краткосрочные причины и факторы, провоцирующие межэтническую напряженность или конфликты и долгосрочные структурные проблемы, вызывающие озабоченность. Кроме того, Верховный комиссар выступает в роли "сигнализатора", настораживая ОБСЕ в тех случаях, когда существует угроза выхода ситуации за рамки, в которых она может удерживаться под контролем с помощью применяемых Верховным комиссаром методов "тихой дипломатии".

Работа по защите прав национальных меньшинств ведется также рядом полевых операций ОБСЕ. Их деятельность направлена прежде всего на следующее:

  • более глубокая интеграция национальных и этнических меньшинств в жизнь общества;
  • защита этнических меньшинств;
  • подготовку кадров;
  • реформа системы образования;
  • поощрение справедливого представительства;
  • расширение сферы пользования языками меньшинств;
  • противодействие дискриминации;
  • укрепление доверия между общинами;
  • поддержка региональных сетевых объединений в их работе по формированию прочных учреждений, действующих в интересах меньшинств, и по защите прав последних.

Государства обязаны гарантировать всем гражданам равные возможности для участия в экономической, социальной, культурной и политической жизни общества. Кроме того, защиту прав национальных меньшинств следует рассматривать в качестве одной из функций надлежащего управления и одного из способов содействия интеграции. Надлежащее урегулирование межэтнических проблем отвечает интересам не только меньшинства, но и самого государства и социальной группы, составляющей большинство. Принадлежащие к национальным меньшинствам лица, чьи права в качестве меньшинств уважаются, которые реально участвуют в политической и экономической жизни государства и которые видят, что имеют возможность реализовать свои цели, действуя через государственные институты, более склонны проявлять лояльность в отношении государства и добровольно выполнять свой долг перед ним.

Права национальных меньшинств стали актуальной темой в связи с тем, что этот вопрос довольно тесно связан с политикой государства. Понятие «национальное меньшинство» возникло и было введено в обиход из-за разделения населения по национальному признаку. Поскольку интерес к этому вопросу только возрастал, государство не могло оставаться в стороне. Но чем же был вызван интерес к меньшинствам? Всё началось в XIX веке, когда многие империи начали распадаться. Это повлекло за собой то, что население оказалось «не у дел». Распад империй повлек за собой освобождение множества людей, даже народов. В международном праве понятие "представитель национального меньшинства" стало использоваться только в XVII веке. Сначала оно касалось только небольших региональных меньшинств. Чётко сформулированный и правильно составленный вопрос о меньшинствах был поднят лишь в 1899 году на одном из съездов социал-демократической партии.

Критерии национальных меньшинств были выделены в 1975 году. Группа учёных-социологов из Хельсинкского университета решила провести объёмное исследование, посвященное теме этнических групп в каждой стране. По итогам исследования были выделены следующие критерии национальных меньшинств:

  • общее происхождение этнической группы;
  • высокая самоидентификация;
  • ярко выраженные культурные особенности (особенно собственный язык);
  • наличие определённой социальной организации, которая обеспечивает продуктивное взаимодействие внутри самого меньшинства и вне его.

Важно отметить, что учёные из Хельсинского университета делали акцент не на численном составе групп, а на отдельных аспектах социальных и поведенческих наблюдений.

Вопрос о меньшинствах был поднят ещё в 1935 году. Тогда Постоянная палата международного правосудия сказала, что наличие меньшинств – вопрос факта, но не права. Неясное законодательное определение национального меньшинства присутствует в 32 пункте Копенгагенского документа СБСК 1990 года. Там сказано, что лицо может принадлежать к любому меньшинству осознанно, то есть по собственному желанию.

Декларация ООН Правовое регулирование меньшинств существует практически в каждой стране мира. В каждой из них существует определенная общность людей со своим этносом, культурой, языком и т.д. Всё это только обогащает коренное население территории. Во множестве стран мира существуют законодательные акты, которые контролируют развитие меньшинств в национальном, культурном и социально-экономическом плане. После того как Генеральной Ассамблеей ООН была принята Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим меньшинствам, данный вопрос стал международного уровня. Декларация закрепляет права меньшинств на национальную самобытность, возможность пользоваться своей культурой, говорить на родном языке и иметь свободное вероисповедание. Также меньшинства могут создавать объединения, налаживать контакты со своей этнической группой, проживающей в другой стране, а также участвовать в принятии решений, непосредственно их затрагивающих. Декларация закрепляет обязанности государства по охране и защите национальных меньшинств, учёте их интересов во внешней и внутренней политике, предоставление условий для развития культуры меньшинств и т.д.

Создание Декларации ООН послужило тому, что в ряде стран Европы начали создаваться законодательные акты, которые раскрывали права и обязанности национальных меньшинств, проживающих на той или иной территории. Стоит заметить, что действительно серьёзным этот вопрос стал только после вмешательства ООН. Теперь вопрос о меньшинствах должен был регулироваться не самостоятельно государством, а исходя из мировой практики. Начиная с 80-годов активно шло создание, разработка и усовершенствование многостороннего договора. Завершился этот длительный процесс тем, что была принята Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств. Она указывала на то, что защита меньшинств и предоставление им надлежащих прав стали полноценной частью проекта по международной защите прав отдельного человека. Конвенция национальных меньшинствах показала, что миру небезразлична судьба отдельных этнических групп.

Права национальных меньшинств в разных странах мира значительно разнятся. Несмотря на общее и международное принятие меньшинств как отдельной группы людей, которая должна иметь свои права, всё же отношение отдельных политических лидеров может быть субъективно. Отсутствие чётких подробных критериев отбора меньшинства только способствует такому влиянию.

Так, в украинском законодательстве термин «национальное меньшинство» - это определённая группа людей, которые не являются украинцами по национальному признаку, имеют собственное этническое самосознание и общности внутри себя.

В документах Российской Федерации не существует конкретного определения термина. Однако он часто применяется не только в международных документах РФ, но также в Конституции России. Стоит отметить, что защита меньшинств рассматривается в разрезе ведения федерации и в разрезе совместного ведения федерации и её субъектов. Национальные меньшинства в России имеют достаточно прав.

В законе Эстонии «О культурной автономии» говорится, что национальное меньшинство – это граждане Эстонии, которые связаны с ней исторически и этнически, давно проживают на территории страны, но отличаются от эстонцев особой культурой, религией, языком, традициями и т.д. Именно это служит признаком самоидентификации меньшинства.

Латвия приняла Рамочную конвенцию. Латвийское законодательство определяет меньшинства как граждан страны, которые отличаются культурой, языком и религией, но на протяжении веков были привязаны к этой территории. Также указывается, что они принадлежи латвийскому обществу, сохраняют и развивают собственную культуру.

В мире существуют страны, которые отличаются своим особенным подходом к вопросу национальных меньшинств. Причин тому может быть множество. Одна из самых частых – это длительная вековая вражда с меньшинством, которое на протяжении долгого времени затормаживало развитие страны, угнетало коренных жителей и стремилось занять самое выгодное положение в обществе. К странам, которые иначе смотрят на вопрос меньшинств, можно отнести Францию и Северную Корею. Франция является единственной страной ЕС, которая отказалась от подписания Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств. Также перед этим Конституционный совет Франции отверг ратификацию Европейской Хартии региональных языков. В официальных документах страны говорится, что во Франции нет меньшинств, а также, что конституционные соображения не позволяют Франции подписывать международные акты о защите и присоединении национальных меньшинств. Органы ООН считают, что государство должно решительно пересмотреть свои взгляды в этом вопросе, так как официально в стране присутствует множество лингвистических, этнических и религиозных меньшинств, которые должны иметь свои законные права.

Северная Корея – это страна, которая по многим признакам отличается от других стран мира. Неудивительно, что в этом вопросе она не согласилась с мнением большинства. В официальных документах говорится, что КНДР – это государство одной нации, именно поэтому вопрос о существовании меньшинств не может существовать в принципе. Однако очевидно, что это не так. Меньшинства присутствуют практически везде, это обыкновенный факт, который проистекает из исторических и территориальных аспектов. Что ж, если негласные меньшинства подняты до уровня коренного населения, это только к лучшему. Однако возможен вариант, когда меньшинства сильно ущемляются в своих правах не только со стороны государства, но и со стороны отдельных граждан, которые с ненавистью и агрессией относятся к меньшинствам.

Закон о национальных меньшинствах в каждой стране соблюдается по-разному. Несмотря на официальное признание меньшинств, в каждом обществе часто встречается дискриминация меньшинств, расизм и социальная изоляция. Причин тому может быть много: разные взгляды на религию, отвержение и неприятие другой национальности как таковой и т.д.

Вопрос о национальных меньшинствах в каждом обществе должен подниматься с самых ранних лет, чтобы дети приучались уважать человека другой национальности и понимать, что у них равные права. Однородного развития данного вопроса в мире нет.

 Этнические национальные меньшинства имеют множество проблем даже в современном разумном мире. Чаще всего дискриминация меньшинства основывается не на расизме или ненависти, а на обычных факторах, продиктованных социально-экономическим аспектом. Это во многом зависит от государства, которое, скорее всего, не уделяет достаточного внимания социальной защищенности своих граждан. Чаще всего проблемы возникают в сфере найма на работу, образовании и жильё. Исследования и интервью с многими ведущими экспертами указывают на то, что практика дискриминации национальных меньшинств действительно имеет место быть. Многие работодатели могут отказать в приёме на работу по разным причинам. Если на низком уровне, когда нужна просто дешёвая рабочая сила, этот вопрос менее явен, но при приёме на высокооплачиваемую должность такая тенденция очень ярка.

Защита национальных меньшинств - это важный вопрос для всего мирового сообщества, ведь каждый человек вследствие исторических событий может оказаться членом меньшинства. Защита национальных меньшинств выходит на новый уровень с каждым годом. Это показывает мировая статистика, поскольку правила становятся всё более лояльными.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии