Артем Рудковский: Соотечественные мероприятия должны быть больше ориентированы на молодежь

Студент University of Cumbria Артём Рудковский, молодой активист движения соотечественников в Люксембурге, принял активное участие в Днях Москвы в этой стране и рассказал корреспонденту Московского Дома соотечественника о том, что необходимо сделать, чтобы молодежь активнее шла в соотечественное движение, какую роль в этом играет идеологическая составляющая, и почему европейцам важна критическая оценка системы их ценностей.

- Артем, тема вовлеченности молодёжи в соотечественное движение очень широко обсуждается в последнее время. На ваш взгляд, что необходимо сделать для увеличения притока молодёжи в движение российских соотечественников? Есть мнение, что в соотечественном движении - некий поколенческий разрыв: молодежь не слышат соотечественники старшего поколения, и наоборот.

- Основная проблема - идеологическая. И это не связано с тем, что в соотечественном движении большинство - мягко говоря, среднего возраста. Все эти люди делают прекрасные культурные мероприятия, которые на самом деле объединяют соотечественников. Но проблема в том, что эти мероприятия должны быть больше ориентированы на молодежь.

- Что для этого нужно сделать?

- А вот это самое интересное. Когда вы живёте за рубежом, растете за рубежом, родились за рубежом, на вас очень сильно влияет культура места проживания. В нашем случае очень большое влияние оказывает культура Евросоюза. А Евросоюз очень сильно вкладывается в то, чтобы привлечь на свою сторону молодое поколение - граждан от 15 до 25 лет. Действительно, у них есть некая агитационная машина, у них есть некая идеология, формат работы с молодёжью, поездки, лекции и т. д. Фактически они формируют некий культурный, идеологический бренд Евросоюза, который для молодёжи очень привлекателен.

И этому очень сложно противостоять. Во-первых, это связано с тем, что и в самой России есть некие проблемы с формированием бренда, понимания того, а что же такое Россия, какие ценности она продвигает, а во вторых, даже когда вы приезжаете с некой дискуссией на эту тему - очень сложно достучаться до целевой аудитории, аудитории, которая готова Россию слышать.

То есть, в ситуации, когда на пространстве ЕС доминируют идеи, которые Евросоюз ставит во главу угла (оставим за скобками, плохие они или хорошие) России необходимо аккумулировать идеи относительно того, что она готова транслировать, а потом нужно найти людей, которые будут послами этих идей и через них уже достучаться до соотечественной молодёжи.

Еще одна из проблем - даже если вы построите всю эту цепочку, то столкнетесь с пониманием - многие соотечественники у нас не локализованы, разрознены в географическом и в организационном смысле. Люди приезжают за рубеж по разным причинам, с разными целями и могут даже не знать, что существует соотечественное движение. Естественно, есть способы донести до них эту информацию: прийти, например, в местный университет и развесить сообщения о мероприятиях соотечественников. Но в том же Люксембурге власти в этом смысле не очень идут этому навстречу. Частично, наверное, это связано с некоей русофобией, а частично с нежеланием властей делать то, что находится за пределами их обязанностей.

- Русофобия? Я не заметил ее в Люксембурге.

- Понимаете, это скорее слово-триггер. Это даже не русофобия, а иностранофобия. Европейцы, и люксембуржцы, в частности, очень консервативны. Они любят показывать, что хорошо относятся ко всему новому, но в действительности ко всему новому они относятся нейтрально и скорее с осторожностью. Один из брендов Евросоюза – толерантность. Одна из отличительных черт: «мы терпимы. Каждая культура - в гости к нам». Но глобально, если посмотреть на Евросоюз сейчас, все эти пришлые культуры находятся в неких понятных границах и когда они, эти культуры, пытаются эти границы пересечь , либо сразу появляется общественное недовольство и государство вмешивается, либо в связи с миграционным кризисом пытаются тихонечко обратно вернуть эти культуры в некие рамки .

- Чуть выше вы сказали, что у Евросоюза очень сильная агитационная машина, ЕС очень хорошо работает с молодёжью, успешно привлекая ее на свою сторону, в отличие от России. Фраза «в отличие» предполагает некое противопоставление, некую борьбу систем ценностей. Вы противопоставляете систему ценностей ЕС и России?

- Да, противопоставляю, но не в том смысле, что Евросоюз исповедует одни ценности, а мы обязательно должны придерживаться противоположной «системы координат». Просто мы, как автономные носители своей культуры, можем критически оценивать эти ценности. Более того, я считаю, что Евросоюзу это пойдет только на пользу – ведь фактически Евросоюз загнал себя в угол тем, что его ценности довольно давно критично не рассматривались. А любая идея, если ее не обсуждать и не подвергать сомнению, ветшает, упрощается, становится неактуальной.

- Но европейцы имеют право задать вопрос: какими бы ни были наши ценности, но это наши ценности, а вы - люди, которые сюда приехали, и какое вы имеете право вообще обсуждать нашу систему ценностей?

- Европейцы заявляют, что они толерантны. И это должны быть не просто слова. Это некое действие: вы должны пытаться понять другие культуры. Толерантность – это не только, когда вокруг тебя поют и пляшут. Чтобы понять другую культуру, надо приложить некоторые усилия. Это диалог. А у европейцев некоторые проблемы с этим.

Плюс Евросоюз постоянно рассказывает, что «мы - один из столпов демократии, пример для всего мира». Но чтобы такое заявлять, нужно постоянно защищать этот «титул». Например, отвечать на критику или отвечать в диалоговом, дискуссионном формате на острые вопросы. А Евросоюз, находящийся в, и это уже всем очевидно, остром кризисе, просто «поставил» красивую картинку «Мы – Европа, у нас все хорошо». При этом никаких острых дискуссий, которые позволили Евросоюзу в конце концов найти какой-то компромисс и выход, нет.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии