Олег Мальгинов: опыт - используем, проблемы - решаем

20.06.2018

Директор Департамента по работе с соотечественниками МИД России Олег Мальгинов рассказал о реализации Госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. Дипломат остановился на основных показателях Госпрограммы, сообщил о том, что волнует соотечественников при переезда в Россию и рассказал о новых инициативах по совершенствованию механизма переселения.

- Как вы можете оценить ход выполнения Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом? Что показали итоги 2017 года? Что говорят цифры? Какие тенденции?

- Мониторинг миграционных настроений соотечественников, проживающих, в первую очередь, в странах ближнего зарубежья, показывает: интерес к Госпрограмме остаётся стабильным. В мае на заседании Межведомственной комиссии по реализации Программы вместе с её координатором - МВД России - мы подвели официальные итоги прошлого года.

- В прошлом году на территорию Российской Федерации прибыло и поставлено на учёт в территориальных органах МВД свыше 118 тысяч участников Госпрограммы вместе с членами семей.

- Это ниже показателей 2016 года, когда удалось обеспечить переезд 146 тысяч человек. Но - больше, чем наши прогнозы. Снижается количество вынужденных переселенцев с Украины, которые в последние годы составляли значительную часть переехавших в рамках программы. А число участников, прежде всего из среднеазиатских республик, умеренно, но растёт. Всего, начиная с 2007 года, возможностями Госпрограммы воспользовалось более 740 тысяч соотечественников.

- Какие, причины прежде, всего «подталкивают» соотечественников к возвращению? Экономические сложности, внутриполитические перипетии, ущемление русского языка?

- В основном, да. Главные причины, которые влияют на решение соотечественников о переезде в Россию на постоянное жительство: экономические трудности в странах проживания, дискриминационная политика местных властей по отношению к «некоренному» населению, свертывание программ обучения на русском языке, невозможность получить достойную работу, отсутствие у детей перспектив для получения достойного образования и последующего трудоустройства. И, конечно, естественное стремление соотечественников к возвращению на историческую Родину.

На переселенческие настроения также влияет и внутриполитическая ситуация в странах. Например, в период самой острой стадии миграционного кризиса в Германии, связанного с приездом большого количества мигрантов из третьих стран, мы фиксировали рост количества обращений от проживающих в ФРГ соотечественников с просьбой разъяснить им порядок участия в Госпрограмме.

- Какая страна на сегодняшний день - «рекордсмен» по числу соотечественников, желающих переехать в Россию?

- По количеству заявлений соотечественников на участие в Госпрограмме лидируют Казахстан и Украина. От общего числа переселившихся в прошлом году это 27,1% и 26,7% соответственно. Затем в этом «рейтинге» идут Таджикистан (11,1%), Армения (10,8%), Узбекистан (9,4%), Молдавия (8,7%), Азербайджан (2,8%) и Киргизия (1,9%).

- Что является самым важным для соотечественников при при выборе региона для переезда? Предоставление жилья и земли, льготы и пособия, возможность профессиональной реализации, социальная сфера?

- Из общения с соотечественниками мы знаем: мотивы, по которым они выбирают тот или иной регион, самые разные. Например, родственники, живущие на новой малой родине, помощь с регистрацией, гарантийные письма работодателей, востребованность на местном рынке труда специальности и профессии, предоставление жилья. Для семей с детьми важно наличие детских садов, образовательных учреждений, поликлиник.

Многие регионы предлагают дополнительные льготы и преференции для желающих профессионально реализоваться и имеющих для этого достаточные квалификацию и опыт, а также для молодёжи. Есть «адресные» программы поддержки - например, для необходимых на территории медицинских работников. Главное - донести эту информацию до соотечественников.

Наш Департамент активно участвует в информационном сопровождении Госпрограммы за рубежом. Мы проводим круглые столы и выездные презентации региональных программ переселения, тиражируем материалы о субъектах Федерации, работаем с обращениями и вопросами соотечественников.

- Кстати, какие вопросы чаще всего задают? И какие проблемы мешают принять решение о переезде в Россию?

- Пожалуй, наиболее распространённый вопрос у потенциальных переселенцев - в какие сроки после приезда в Россию они смогут оформить российское гражданство.

Нередко от соотечественников, переселяющихся из-за рубежа, мы слышим: участников Госпрограммы могло бы стать больше, если бы не критерии отбора переселенцев, устанавливаемые регионами: трудоспособный возраст, наличие подходящих вакансий на местном рынке труда, проблемы с жильём (да, есть регионы, где мобильного жилищного фонда нет, и соотечественники должны подтвердить возможность своего размещения). Так что «на местах» есть, над чем подумать, в том числе и региональным властям.

Переезд соотечественников часто «тормозит» отсутствие у них необходимых свободных средств. Ведь выплата компенсационного пакета и «подъёмных» производится только на новом месте жительства. А с продажей недвижимости часто бывают проблемы, которые в ряде стран вызваны в том числе негативным отношением местных властей к «вымыванию» трудовых ресурсов.

Есть и другие «тормозящие» факторы - процедура оформления разрешения на временное проживание (для тех, кто не сделал этого, находясь за рубежом), отказ работодателей трудоустраивать переселенцев до получения российского паспорта и так далее.

- Для жителей многих стран ближнего зарубежья ближнего и дальнего зарубежья российский уровень жизни является весьма привлекательным. А вот соотечественников, желающих переехать в Россию из стран Западной Европы и Северной Америки, разница в уровне жизни не смущает? По Вашему опыту - насколько важны для участников Госпрограммы «меркантильные» мотивы?

- Могу откровенно сказать, что случаи переселения из «дальних стран» в рамках Госпрограммы не носят массового характера. В основном это люди, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, для которых вопрос о возвращении в Россию уже является решённым.

Для соотечественников из ближнего зарубежья - конечно, часто важны возможности «подключения» к российской пенсионной системе, социальному обеспечению и здравоохранению, гарантирующим уровень жизни выше, чем в «странах исхода». Такие мотивы участия в Госпрограмме, как говорится, имеют место. Главное здесь, как мне представляется, - убедить соотечественника остаться на новой «малой родине» после получения российского гражданства и обеспечить его полную интеграцию в принимающее общество. Кстати, в регионах для этого действуют специальные центры адаптации переселенцев.

- Насколько значимы в реализации Госпрограммы усилия самих регионов – её участников?

- Регионам принадлежит ключевая роль, они принимают основные решения. От того, насколько грамотно местные власти проводят представляют соотечественникам свои, региональные программы переселения, во многом зависит успех нашей Госпрограммы в целом. Постоянно - совместно с нашими зарубежными представительствами - проводятся выездные и дистанционные презентации регионов, встречи с соотечественниками, видеоконференции. Представители регионов участвуют во всех значимых форумах соотечественников, на которых обсуждается, в том числе, и «переселенческая» проблематика.

- А какова роль в реализации Госпрограммы организаций и объединений соотечественников – международных и страновых?

Общественные организации соотечественников за рубежом оказывают нам большую помощь. При их непосредственном участии проводятся межрегиональные и страновые конференции и круглые столы, посвященные реализации Госпрограммы. На них приглашаются представители федеральной и региональной для прямого диалога с соотечественниками по интересующим их проблемам переселения в Россию.

В ходе выездных консульских приемов руководители местных организаций соотечественников помогают организовывать встречи с потенциальными переселенцами для оказания им консультационной поддержки. Русскоязычные СМИ, издаваемые соотечественниками, регулярно рассказывают своей аудитории о возможностях переселения на Родину.

- Что нового будет внесено в работу по Госпрограмме? «Узкие места» понятны - наверное, настало время их «расшивать»...

- «Модернизация» Госпрограммы идет постоянно. Уже подготовлен ряд изменений в законодательство, направленных и на упрощение условий оформления гражданства для участников Госпрограммы, в том числе по детям, родившимся уже после переезда в Россию, и по повторному участию в Госпрограмме, и по другим вопросам, создававшим проблемы и трудности при переселении. Надеемся, что принятие этих поправок будет способствовать активизации «переселенческого» процесса.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии