Приговор русским школам вынесен

В Латвии приняты скандальные поправки к Закону об образовании, предусматривающие переход школ, как государственных, так и частных, на латышский язык обучения. Около 40 процентов населения, чьим родным языком является русский, пасхальному «подарку» президента Вейониса и законодателей страны совсем не рады.

Сюрпризом решение президента не было. О своём желании утвердить принятый в небывалой спешке Сеймом Латвии закон, фактически уничтожающий русское образование, Р. Вейонис сообщил за пару дней до этого - накануне праздников. Тем не менее какая-то надежда на здравый смысл главы государства у русскоязычных граждан страны всё же оставалась. Была вера и в то, что при вступлении в должность лидер нации обещал быть президентом народа Латвии (а не только титульной её части), тем более что и сам он - сын русской мамы…

Равные возможности или вытеснение и ассимиляция?

Вы спросите - зачем? Зачем разрушать хорошо отлаженную систему функционирования русских школ в Латвии? На этой земле учебные заведения для русских детей существовали на протяжении двух веков, даже во время немецкой оккупации никто не запрещал им учиться в школе на родном языке. При вступлении в Евросоюз в 2004 г. Латвия брала на себя обязательства, в частности, и по соблюдению прав нацменьшинств. В нарушение этих обязательств новая школьная реформа принималась без учёта мнения тех, кого она в первую очередь касалась. Начиная с октября прошлого года, когда министр образования К. Шадурскис объявил о своём намерении с 1 сентября 2019 года начать процесс перевода всех школ на государственный (латышский) язык обучения, в стране начались массовые акции протеста.

Десятки русских общественных организаций, родители учащихся школ нацменьшинств, правозащитники и активисты движения в защиту русских школ обращались к президенту страны, правительству, депутатам парламента с просьбами не заниматься предвыборным популизмом, не лишать их детей возможности получать школьное образование на родном языке, но с углублённым изучением латышского языка как отдельного предмета. Все их просьбы, убеждения, предложения, ссылки на европейский опыт других стран, международные законы и стандарты были высокомерно отвергнуты правящими властями.

Официальное пояснение, для чего это надо выглядит так: «Обучение в средней школе на государственном языке обеспечит равные возможности всем молодым людям получить качественное образование, что и является целью государства», - говорится в сообщении пресс-службы президента. «У детей по-прежнему будет возможность изучать предметы, связанные с национальными меньшинствами, их идентичностью и культурой, поддерживать свои корни и многосторонне развивать свою личность», - добавил Вейонис.

Странная логика. О каких равных возможностях идёт речь? Русскому ребенку в школе придётся изучать химию, физику, математику и прочие науки на неродном языке. Латышским школьникам - на родном. И это называется - равные возможности? Власти столь же лицемерно заверяют, что делают всё, исходя из интересов русских детей, которые, обучаясь на латышском языке, тем самым повышают свою конкурентоспособность на рынке труда.

Но у выпускников русских школ как раз не было особых проблем на рынке труда! Зная русский язык и изучая латышский, они по окончании школы, а затем и вуза, составляли серьёзную конкуренцию своим латышским сверстникам, не знающим «великого и могучего», поскольку он уже лет 25 как в латышских школах не является обязательным. Между тем потребность в знании русского языка, на котором говорит половина населения страны, не говоря уже о десятках тысячах приезжих и туристов, более чем высокая. Вот вам и решение вопроса конкуренции.

После того как в бывших русских школах русским ученикам будут преподавать все предметы на латышском языке, а делать это будут, вероятнее всего, и русские же учителя, по крайне мере - первое время, то качество обучения сразу упадёт, по прогнозам экспертов, процентов на 40. Какой уж тут вуз? Прямиком дорога только на подсобные работы…

«Кому-то выгодно ссорить нас друг с другом»

За пару дней до того как президент Вейонис вынес свой вердикт, в Риге по инициативе Русского союза Латвии (РСЛ) было созвано Вселатвийское родительское собрание, в котором приняли участие около 1000 родителей учащихся русских школ, причём не только столичных, но и из всех крупных городов Латвии, приехавших специально для этого за сотни километров. В родительском форуме приняли участие два депутата Европарламента - Мирослав Митрофанов и Андрей Мамыкин, а также известные правозащитники, эксперты в области образования, активисты Штаба защиты русских школ. Приехали также гости из Эстонии и Литвы.

Собрание открыла лидер РСЛ Татьяна Жданок, она рассказала о таком понятии, как «лингвистический геноцид», под которое вполне попадает Латвия с её отношением к школам нацменьшинств. По мнению международных экспертов, самое важное лингвистическое право - право на получение образования на родном языке.

- Я обращаюсь к 95 директорам русских школ Латвии. Посмотрите, что ныне лежит на весах! На одной чаше - судьба детей, судьба будущих поколений. На другой - ваши личные карьерные интересы. Не говорите, что вы заботитесь о детях. Для детей это будет лингвистический геноцид, - именно так это называют международно признанные эксперты. Хоть один из вас, положите свою гирьку на другую чашу весов, на нашу чашу весов! Это будет акт гражданского мужества. Этого не забудем мы, жители Латвии. Сделайте это! Сделайте это во имя вечности, во имя следующих поколений! - завершила Татьяна Жданок своё выступление.

Сложно сказать, найдутся ли смельчаки среди руководителей русских школ или работающих там учителей. Отныне они все находятся под угрозой увольнения после принятия в 2016 г. так называемых поправок о лояльности к Закону об образовании, которые предписывают работодателю незамедлительно прекращать трудовые отношения с руководителем учебного заведения или педагогом, если он «нелоялен Латвии и её Конституции»… Поэтому директора или молчат, или кивают.

Как рассказал выступавший на собрании латышский публицист Виктор Авотиньш, один из немногих латышских журналистов, вставших на сторону защитников русских школ, он недавно беседовал с директором Рижской классической гимназии, и тот признал, что для перевода обучения на латышский язык нет ни учебников, ни методик, ни преподавателей. Тем не менее именно этот директор как член Консультативного совета при министерстве образования выразил полную поддержку планам министра Карлиса Шадурскиса.

- Я вот думаю, чем моим детям могут повредить русские школы? - задал сам себе вопрос журналист В. Авотиньш. - Недавно я написал в своей газете, что это чисто политическое решение. Оно выгодно только тем, кто хочет поддерживать в стране расколотое двухобщинное общество. Мы уже 27 лет живём в независимой Латвии, и все эти годы вместо того, чтобы делать всех граждан и жителей Латвии единым народом, кому-то выгодно ссорить нас друг с другом подобной глупостью, как эта затея со школами. Как же можно так поступать с детьми? У меня в голове не укладывается…

Депутат Европарламента Андрей Мамыкин тоже выразил возмущение действиями латвийских политиков, которым, конечно, нет никакого дела до русских детей. По его словам, за последние дни он получил массу звонков от встревоженных учителей химии, физики, от родителей школьников. Люди говорят о своём желании уехать из страны. По мнению евродепутата, надо не отчаиваться, а проявить свою волю. Любой закон можно отменить. Со своей стороны он пообещал вместе с коллегами потребовать у Совета Европы в виде исключения передать новые поправки к Закону об образовании на Венецианскую экспертизу, которая недавно вынесла свой вердикт в связи с похожим законом на Украине.

Выступали правозащитники, эксперты. Говорили о необходимости родителям объединяться на одной платформе, бороться за свои родительские права. Если они хотят защитить образование на русском языке, то должны занимать позицию не потребителей, а заказчиков образования. Было сказано много горьких слов, обращённых к президенту Латвии, призывов не провозглашать Закон, который вызовет серьёзную конфронтацию в обществе… Выступали и латыши, пришедшие поддержать своих русских друзей, соседей, родственников. И порой в своих речах они были гораздо радикальнее, чем их русскоязычные сограждане.

Так, гражданская активистка Ивета Ридере без всяких ссылок на политкорректность, назвала школьную реформу геноцидом против русских.

- Это преступление против народа Латвии, а за преступление надо судить. Я очень надеюсь, что придёт время, когда они все пойдут под суд за то, что сотворили с нашей страной. Из неё бегут не только русские, но и латыши. Каждый день из Латвии уезжает по 50-60 человек. В их числе и мой младший сын, он уехал за границу только из-за той национальной ненависти, которую здесь постоянно разжигают между нашими народами. А он этого не понимает и не принимает. Думаю, что сын сюда уже не вернется, также как и другие молодые люди, покинувшие свою родину, - с горечью признала Ивета.

Почётный гость Родительского собрания, католический священник Константин Боярс, который в свои 86 лет принимал участие в мартовском марше в защиту русских школ, также обратился к собравшимся со словами поддержки.

- С давних времен в Латвии мирно сосуществовали рядом латышские и русские школы и никогда не мешали друг другу, - сказал он. - То, что сейчас удумали наши политики, - это просто немыслимо!.. Я вас призываю не отчаиваться, вы должны бороться за ваших детей. Вы должны сделать всё, чтобы дети могли учиться на родном языке. Я благословляю вас! Я знаю, что в этой борьбе победа будет за вами!..

Заседание длилось более четырёх часов, но люди не хотели расходиться, выступая по свободному микрофону и рассказывая о наболевшем - проблемах с учебой детей в школе, о пагубном влиянии билингвального образования на качество образования. И с тревогой все говорили о том, что будет, когда у детей отнимут даже эти жалкие 40 процентов предметов, которые им дозволялось изучать на русском языке…

Родители подготовили письмо президенту Латвии и Обращение к родителям учащихся латышских школ, эти письма были переданы для публикации в СМИ. Вселатвийское родительское собрание единогласно приняло Резолюцию, в которой констатируется, что поправки инициированы и проводятся латышскими партиями без учёта мнений тех, кого они касаются, и вопреки их воле. Они направлены на полное уничтожение русского среднего образования и латышизацию русского основного образования.

Поправки не имеют иных целей, кроме насильственной ассимиляции русскоязычных жителей Латвии либо принуждения их к эмиграции. Это и есть настоящее мнение родителей, как заказчиков образования, с которым власти должны будут считаться.

Родительское собрание просит от иностранных государств и международных организаций решительно осудить преднамеренную дискриминацию национальных меньшинств в Латвии. Собрание просит ввести в отношении Латвии политические санкции за данные действия, а также персональные санкции в отношении всех лиц, к этому причастных.

Россия уже заявила, что не оставит без внимания ещё один факт нарушения прав русскоязычного населения Латвии. Как отметил глава Комитета Российской Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников, Россия должна принять меры экономического характера для защиты русскоязычного населения в Латвии…

Комментарий юриста, сопредседателя Латвийского комитета по правам человека Александра Кузьмина порталу «Русский мир»:

- Приняв в спешном порядке поправки к Закону об образовании, власти Латвии нарушили ряд серьёзных международных законов и соглашений. Например, часть вторая ст. 14 Рамочной Конвенции о защите национальных меньшинств Совета Европы требует обеспечивать «надлежащими возможностями обучаться языку своего меньшинства или обучаться этому языку». Причем, как указано в пояснении, эти варианты не исключают друг друга.

Нарушена и европейская Конвенция о правах ребёнка, а именно ст. 3: «Во всех действиях в отношении детей… первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка». То, что в интересах ребёнка сначала обучение в как можно большей степени на родном языке, - педагогическая истина, признанная в ЮНЕСКО. Так, установочный документ ЮНЕСКО - «Образование в многоязычном мире» - гласит: «В ситуации многоязычия при возможности… должно поощряться преподавание и обучение на первом или родном языке».

Вот мнение экспертов ОБСЕ, дающих резюме того, на что нацменьшинства имеют право: «Значительная часть учебной программы в средней школе должна преподaвaться нa языке меньшинства... В течение этого периода число предметов, преподаваемых нa государственном языке, должно постепенно увеличиваться. Согласно исследованиям, чем более постепенным будет это увеличение, тем лучше для ребенка».

А это мнение экспертов ЮНЕСКО: «Обучение на родном языке имеет важное значение для начального обучения и распространения грамотности и его следует, по возможности, осуществлять до последней ступени образования».

Что можно предпринять в юридическом плане? Сначала - обращение в Конституционный суд. Надежд на него мало, поскольку судей назначает Сейм Латвии. Но затем можно обращаться в Европейский суд по правам человека. Проблема в том, что разбирательство в нём занимает много лет…

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии