Александр Лукашевич: Законопроект о «реинтеграции» Донбасса противоречит «Комплексу мер»

12.02.2018

Выступление Постоянного представителя России при ОБСЕ Александра Лукашевича на заседании Постоянного совета ОБСЕ, Вена, 8 февраля 2018 года. Отвечая на доклады главы СММ ОБСЕ на Украине Э.Апакана и спецпредставителя Действующего председателя ОБСЕ по Украине и в Контактной группе М.Сайдика, дипломат отметил, что потуги выставить Россию стороной внутриукраинского конфликта - составная часть политики по саботажу Минских договоренностей, затягиванию конфликта и сохранению очага напряженности.

Уважаемые послы М.Сайдик и Э.Апакан,

Ваша работа нацелена на достижения мира и согласия на Украине. Ценим это и желаем вам успеха. Ключевое условие - полное выполнение минского «Комплекса мер». Этому краеугольному документу, одобренному резолюцией СБ ООН, 12 февраля исполнится 3 года. Ни один из его пунктов до сих пор не реализован. Беспристрастный анализ позволяет понять, кто в этом виноват.

Как известно, конфликт на юго-востоке Украины начался с карательной операции Киева против собственного населения, которая принесла жителям региона неисчислимые страдания. Многие были вынуждены бежать, в т.ч. в Россию. С 1 апреля 2014 г. около 1 млн. 700 тыс. граждан Украины обратились в компетентные органы России за получением легального статуса - российского гражданства, статуса беженца, временного убежища, разрешения на временное проживание и т.п. Еще больше украинцев регулярно выезжают в Россию на заработки. Власти придумывают пропагандистские ярлыки вроде «страны-агрессора», люди же голосуют ногами.

Потуги выставить Россию стороной внутриукраинского конфликта - составная часть политики по саботажу Минских договоренностей, затягиванию конфликта, сохранению очага напряженности на границах Европейского союза и России, создания конкурентных преимуществ для внерегиональных держав. Все это - за счет народов Украины.

Киев полностью игнорирует политическую часть обязательств - закон об «особом статусе» Донбасса не введен в действие из-за не предусмотренных «Комплексом мер» условий. Условия проведения местных выборов Киев обязан согласовать с Донецком и Луганском. Этого не происходит. Не обсуждается даже «формула Ф.-В. Штайнмаера», сопрягающая эти два ключевых вопроса.

«Под сукном» остается закон о непреследовании в связи с событиями в Донбассе. Киев откровенно жульничает со списками лиц, подлежащих обмену, не проводит надлежащую юридическую «очистку» освобожденных. О конституционной реформе, предусмотренной п.11 минского «Комплекса мер», давно ничего не слышно.

В нарушение п.1 «Комплекса мер» продолжаются обстрелы населенных пунктов Донбасса. СММ докладывает о некоторых из них. Последние случаи, приведшие к жертвам среди мирного населения, - обстрел гражданского автобуса в Еленовке 21 января и многоквартирных домов в Докучаевске 22 января. Вызывает тревогу продолжающаяся концентрация сил и средств ВСУ. У линии соприкосновения все больше украинской крупнокалиберной артиллерии в нарушение «Комплекса мер» - за прошлую неделю 57 единиц. В Донбассе по-прежнему находятся плохо контролируемые формирования боевиков-националистов. Киев до сих пор не опубликовал приказы о прекращении огня.

Не выполняется решение Контактной группы от 21 сентября 2016 г. о разведении сил и средств, что является одним из ключевых элементов деэскалации на линии соприкосновения. Киев отказывается выполнять взятые на себя обязательства в Станице Луганской (7-дневный режим полного прекращения огня фиксировался на этом участке СММ не менее 20 раз).

ВСУ продолжают прибегать к провокациям, захватывая поселки в «серой зоне» у линии соприкосновения, такие как Новоалександровку, Гладосово и Травневое. Это приводит к опасному сближению позиций, риску эскалации.

Представители Киева последовательно уклоняются от прямого согласования мер по урегулированию кризиса с другой стороной конфликта - Донецком и Луганском, несмотря на то, что это прямо предусмотрено «Комплексом мер». Для этого и была сформирована Контактная группа, в которой украинская сторона представлена всеми конфликтующими субъектами. Ожидаем, что уважаемому послу М.Сайдику все-таки удастся выполнить ключевую задачу - добиться от сторон результативного диалога.

Ситуация на экономическом и гуманитарном направлениях удручает. Центральные власти вместе с радикалами делают все для дальнейшего обособления Донбасса от Украины. Максимально затруднены социальные выплаты (прямое нарушение п.8 минского «Комплекса мер»), введена торгово-транспортная блокада, периодически тестируется отключение региона от воды и электричества, а теперь и от украинской сотовой связи.

Вместо этих обязательных шагов в Киеве разработан законопроект о «реинтеграции», который противоречит «Комплексу мер».

Деструктивное поведение Киева сделало невозможным дальнейшее пребывание российских офицеров в Совместном центре координации и контроля. СММ необходимо работать непосредственно с представителями местных властей в Донбассе.

Уважаемый господин Председатель,

Как следует из докладов Миссии ОБСЕ, наблюдатели регулярно посещают приграничные районы. Больше внимания нужно уделять тылам ВСУ, где наблюдается концентрация вооружений. Многие подконтрольные правительству районы закрыты для посещения СММ под предлогом минной опасности. То, что это целенаправленная тактика Киева по ослеплению наблюдателей, подтверждает инцидент 31 января, когда на воротах военного объекта ВСУ висел знак «осторожно, мины». В статистике препятствий работе СММ этот аспект выносится за скобки, что выглядит манипуляцией фактами в интересах одной из сторон конфликта. Тем временем проправительственные силы дважды за прошедшую неделю обстреляли беспилотник СММ. 2 февраля под их обстрел попал патруль наблюдателей под Ясиноватой.

СММ должна действовать объективно, транспарентно и беспристрастно. Это во многом зависит от Вас г-н Э.Апакан.

Трудно переоценить сдерживающий эффект, который оказывает присутствие наблюдателей на линии соприкосновения. Поддерживаем интенсификацию наблюдательной деятельности в этом ключевом районе, в т.ч. с помощью технических средств. СММ играет важную роль в раннем предупреждении военной эскалации, тем более на фоне появляющихся сообщений о наступательных планах киевского военного руководства.

Связь между политической ситуацией на Украине и конфликтом в Донбассе очевидна. Проблемы на внутреннем «фронте», в т.ч. экономического характера, власть уже не раз пыталась заглушить обострением в Донбассе, эскалацией пустой риторики.

Радикальный украинский национализм - наиболее активно используемый инструмент «партии войны». Ожидаем от СММ более пристального внимания событиям общественно-политической жизни страны и за пределами зоны конфликта.

Требуется мониторинг ситуации с русским языком и языками меньшинств. Как известно, в 2014 г. этот вопрос, наряду с подходом к исторической памяти на Украине, стал одним из ключевых в разжигании кризиса.

Особого внимания требуют Закон об образовании, прямо нарушающий п.11 минского «Комплекса мер», а также нормативные акты о телерадиовещании, о выступлении артистов, о печатной и аудиопродукции (на Украине снова запретили ряд книг, в т.ч. детских). Требуется оперативная реакция СММ на притеснение журналистов на Украине - у Представителя ОБСЕ по свободе СМИ до этого, видимо, не всегда доходят руки. Мы уже упоминали, что в Австрии запросил убежище главред Интернет-издания «Страна.ua» Игорь Гужва. Теперь на Украине власти угрожают ему тюремным сроком.

Миссия ОБСЕ в соответствии с мандатом (п.3) должна докладывать о нарушениях прав национальных меньшинств на Украине.

Ставка нынешних властей Украины на внесистемные националистические формирования в целях решения общезначимых вопросов украинского общества через «улицу», претензии на участие радикалов в правоохранительной деятельности с использованием в т.ч. уголовно наказуемых методов, включая силовые акции против оппонентов, создает в стране тревожную атмосферу. Это не может не вызывать аллюзии с Германией 1930-х годов.

На особый контроль Миссии должна быть поставлена деятельность неонацистских движений - т.н. «национальных дружинников» выходцев из формирования «Азов», почитателей С.Бандеры, а также националистических организаций, ответственных за преступления против человечности во время и после Великой Отечественной войны.

От действий воинствующих националистов на Украине все больше страдают представители других народов, проживающих в стране. Так, 4 февраля в Ужгороде радикалы пытались поджечь здание закарпатского союза венгров.

Продолжаются усилия националистических сил придать конфликту религиозное измерение. 3 февраля сожжен храм Святого Владимира в Львове. 25 января зафиксирована попытка сжечь Десятинный монастырь в Киеве, а 3 февраля радикалы устроили демонстрацию силы перед этим храмом, где проходила служба.

Проявления неонацизма и фашизма, радикального национализма, ксенофобии, религиозной нетерпимости, ставшие характерными для современной Украины, требуют последовательных и целенаправленных усилий со стороны международного сообщества по противодействию этим крайне опасным тенденциям. Они ставят под угрозу не только стабильность в самой Украине, перспективы политического урегулирования в Донбассе, но и мир и безопасность в Европе.

В заключение позвольте пожелать вам, уважаемые послы, успехов, выдержки и доброго здоровья.

Благодарю за внимание.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии