Заявление Русской общины Республики Молдова в связи с запретом на трансляции российских передач

08.12.2017

Русская община Республики Молдова выступила с заявлением относительно принятых парламентом страны поправок в Кодекс о телерадиовещании, которые устанавливают запрет на трансляции информационно-аналитических, политических и военных программ российских ТВ-каналов на территории республики. Согласно законопроекту, Координационный совет по телевидению и радио может накладывать штрафы на вещателей, которые нарушают положение о трансляции и ретрансляции соответствующих передач.

7 декабря Парламент Республики Молдова принял сразу в двух чтениях дополнения в Кодекс о телерадиовещании, установивших запрет трансляции информационно-аналитических программ российских ТВ-каналов на территории республики.

Это решение противоречит нормам международного и национального законодательства, закрепляющих права человека на получение информации и свободу выражения мнения.

В соответствии со статьей 19 Всеобщей декларации прав человека, «каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами независимо от государственных границ».

Статья 10 Европейской конвенции о правах человека и основных свобод, также отражающая право человека на свободу выражения своего мнения, предусматривает возможность получения и распространения информации без вмешательства со стороны публичных властей и вне зависимости от государственных границ.

Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (статья 10) указывает, что «в рамках своих правовых систем государства обеспечивают, чтобы лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, не подвергались дискриминации в отношении доступа к средствам информации».

Совет Европы отмечал, что к недостаткам, негативно влияющим на проявления толерантности и межэтнического взаимопонимания в Молдове, следует отнести отсутствие плюрализма, альтернативного мнения и разнообразия средств массовой информации. Данное изменение законодательства нарушает также конституционное право граждан РМ на информацию. Статья 34 Конституции страны предусматривает, что право лица на доступ к любой информации, касающейся общественных дел, не может быть ограничено.

Считаем необходимым напомнить, что шестнадцать лет назад, 19 ноября 2001 года между Республикой Молдова и Российской Федерацией был заключен Договор о дружбе и сотрудничестве, статья 19 которого устанавливает, что «в интересах взаимного расширения познаний о народах обоих государств Высокие Договаривающиеся Стороны будут содействовать сотрудничеству в области средств массовой информации».

Несомненно, что установление запрета на российские телепередачи противоречит духу и букве этого важного международного акта.

В Молдове проживает большое число российских соотечественников, в том числе граждан РФ.

Принятый парламентом закон об исключении из сетки вещания российских новостных и аналитических программ затруднит осуществление ими гуманитарных контактов с исторической родиной.

Эта ситуация затронет права и законные интересы представителей других национальных меньшинств, составляющих более четверти населения Молдовы, а также значительного числа жителей республики, поскольку телепередачи из России всегда были у них в числе самых востребованных.

Данное решение является логическим продолжением проводимой властями в последние годы политики по ограничению функционирования русского языка, обладающего в настоящее время статусом языка межнационального общения, и полному вытеснению его из официального употребления, образования и других областей деятельности государства и общества. Несомненно, поправки к аудиовизуальный кодекс приведут к вытеснению русского языка из электронных средств массовой информации Молдовы.

Убеждены, что вчерашнее заседание высшего законодательного органа страны, обсуждавшего ужесточение законодательства о телевещании, спровоцирует усиление напряженности в молдавском обществе и будет способствовать разжиганию в стане антироссийских и антирусских настроений, остановить наметившееся сближение Молдовы и России, блокировать позитивные тенденции, дискредитировать региональную политику Москвы.

И это происходит в то время, когда в республике, по выводам международных правозащитных организаций, сохраняется дискриминация в отношении национальных меньшинств, по-прежнему не созданы условия для того, чтобы можно было говорить об уважении имеющегося многообразия.

Общество расколото по этническому, лингвистическому и другим признакам. Это разделение накладывается на дифференциацию по принципу Восток-Запад. Углубляющееся противостояние наряду с политической и финансовой нестабильностью и политизацией использования языков привели в последние годы к обострению напряженности в обществе и могут угрожать мирному сосуществованию, если не будут найдены надлежащие решения.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии