Достигшие дна. Несколько слов о постмайданной морали

14.11.2017

С незапамятных времен уровень цивилизованности любого народа определяется тем, как он относится к свой истории. Александр Сергеевич Пушкин однажды заметил, что «неуважение к предкам есть первый признак безнравственности». Ему же принадлежат слова: «уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости». С высказываниями великого русского поэта перекликается и мудрое изречение нашего знаменитого современника, уроженца Дагестана Расула Гамзатова: «Кто стреляет в прошлое из пистолета, в того будущее выстрелит из пушки».

В общем-то, схожих моральных принципов в современном мире придерживаются представители самых разных культур и конфессий - по крайне мере те из них, кто считает себя цивилизованными людьми. И только у рьяных поборников «европейских ценностей» в постмайданной Украине, похоже, свои представления о морали и нравственности.

В ночь на 7 ноября в центре Киева произошел очередной акт вандализма. Неизвестные злоумышленники залили цементным раствором Вечный огонь в парке Вечной Славы; восемь ведер, в которых вандалы принесли цемент, были брошены там же, у мемориала погибшим советским воинам. Очевидно, что кощунственная выходка была приурочена сразу к двум памятным датам - отмечавшейся накануне очередной годовщине освобождения Киева от немецко-фашистских захватчиков, а также к столетнему юбилею Октябрьской революции. За последний год могила Неизвестного солдата уже второй раз пострадала от рук вандалов. В апреле этого года неизвестные похитили бронзовые детали «Вечного огня». Тогда полицией было возбуждено уголовное дело по статье «Кража». Впрочем, виновных, как водится, до сих пор так и не нашли.

Вообще в нынешней Украине уже сложно чему-то удивляться - даже тому, что еще несколько лет назад представлялось немыслимым, невозможным. Казалось бы, еще не так давно бережное отношение к своей истории было для абсолютного большинства наших сограждан чем-то самим собой разумеющимся. Особенно когда речь шла о героическом подвиге советских воинов, спасших нашу землю от фашизма.

Однако с победой «евромайдана» в Украине, по уверению Петра Порошенко, установился «беспрецедентный уровень свободы», на деле обернувшийся беспрецедентным разгулом самого что ни на есть пещерного вандализма и непрекращающимся надругательством над исторической памятью народа. В одном только Киеве нациствующие молодчики за последнее время дважды оскверняли памятник генералу Ватутину, снесли бюст Сидора Ковпака, надругались над памятником танкистам-освободителям, изуродовали вход в Парк партизанской славы. В Одессе вандалы разбили памятник маршалу Жукову, да еще и выложили кощунственные кадры в интернет. Акты вандализма происходили также в Харькове, Львове, Полтаве, Кропивницком, Ирпене и многих других городах и населенных пунктах Украины. И ни в одном случае преступники не были найдены и привлечены к ответственности.

Да и разве могло быть иначе, если всемерное шельмование нашего недавнего прошлого евромайдановцы возвели в ранг государственной политики? Еще в 2015 году украинские законодатели изъяли из официального употребления наименование «Великая Отечественная война», заменив его на «Вторую мировую». Нынешняя власть вместо Дня Победы, давно ставшего всенародным праздником, предпочитает отмечать некий День памяти и примирения (непонятно только - кого с кем?). Что до сноса памятников, то, как недавно с гордостью сообщил спикер Верховной Рады Парубий, в рамках пресловутого закона о декоммунизации вполне легально снесено 1320 памятников советского периода. По мнению Парубия, таким образом произошла некая «ментальная деоккупация украинской нации». Такой вот «путь в Европу» у доморощенных национал-патриотов - через тотальное отрицание семидесяти лет отечественной истории и узаконенный вандализм.

Но не только отношением к памятникам минувшей эпохи определяется сегодняшний уровень морали украинского общества. Еще более выпукло он проявляется в отношении к живущим ныне людям, к их жизни и смерти. Ни для кого не секрет, что захлестнувший Украину в последние три с лишним года небывалый всплеск преступности и насилия привел к стремительной девальвации одного из фундаментальных прав человека - права на жизнь. И это крайне прискорбный факт. Однако не менее удручающим является то, как украинское общество сегодня реагирует на гибель людей. В лучшем случае - это полное безразличие (как в случае с экс-сотрудником МВД Михаилом Мормилем, чья гибель в результате недавнего теракта в Киеве осталась практически незамеченной большинством ведущих украинских СМИ, внимание которых было сосредоточено в основном на «медийно раскрученной» фигуре нардепа Мосийчука, получившего легкое ранение). В худшем - нескрываемое злорадство и зложелательство. Достаточно вспомнить глумливую реакцию немалого числа известных украинских политиков, а также рядовых пользователей соцсетей на трагическую гибель нескольких десятков наших сограждан в Доме профсоюзов в Одессе 2 мая 2014 года, злорадные комментарии, последовавшие после убийства оппозиционного политика Олега Калашникова и писателя Олеся Бузины, и многое другое. Из той же серии - регулярные призывы к физическому устранению лидера Движения «Украинский выбор - Право народа» Виктора Медведчука и других политических оппонентов нынешней власти.

Ну и, конечно, полнейшее моральное «дно» украинская псевдопатриотическая «спильнота» продемонстрировала минувшим летом - после трагической гибели в автомобильной катастрофе известного украинского политика и общественного Ирины Бережной. Мало того, что не прозвучало ни малейшего слова сочувствия в связи безвременным уходом из жизни молодой женщины. Нашлись и такие, кто не постеснялся публично выразить сожаление, что в аварии вместе с Ириной не погибла и ее маленькая дочь, а некоторые вдобавок начали угрожать расправой и ее убитой горем матери - Елене Бережной. Подобное поведение вообще-то уже находится за гранью нормального человеческого понимания.

Конечно, как говаривал классик, ни что не ново под Луной, - в том числе и людская низость, моральное уродство, демонстративный отказ от всяких нравственных норм, правил и табу. На разных этапах истории человечества неоднократно встречались подобные малопривлекательные персонажи, правда, заканчивали они неизменно одинаково - плохо. В истории Древнего Рима был, например, такой император Вителлий, отличавшийся крайней жестокостью и цинизмом. Именно ему принадлежит известное выражение: «Хорошо пахнет труп врага, а еще лучше гражданина (т.е. римлянина - авт.)». По словам древнеримского историка Светония, «наказывать и казнить кого угодно и за что угодно было для него наслаждением». Впрочем, как это часто бывает, расплата пришла и довольно скоро. В результате очередного мятежа Вителлий был низвергнут. И вот как описывает Светоний конец тирана: «Наконец, связав ему руки за спиною, с петлёй на шее, в разодранной одежде, полуголого, его поволокли на форум. По всей Священной дороге народ осыпал его издевательствами не жалея ни слова, ни дела: за волосы ему оттянули голову назад, как всем преступникам, под подбородок подставили острие меча, чтобы он не мог опустить лицо, и всем было его видно; одни швыряли в него грязью и навозом, другие обзывали обжорой и поджигателем, третьи в толпе хулили в нём даже его телесные недостатки… Наконец, в Гемониях его истерзали и прикончили мелкими ударами, а оттуда крюком сволокли в Тибр».

Мораль этой давней истории очевидна - зло всегда имеет свойство возвращаться бумерангом к тем, кто его посеял. Можно, конечно, до поры до времени тешиться иллюзией собственной безнаказанности, однако рано или поздно держать ответ все равно придется. За всё.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии