Иван Солтановский: Организации соотечественников могут более активно участвовать в деятельности Совета Европы

16.10.2017

Международные организации играют важную роль в сфере защиты прав человека. Совет Европы - это крупнейшая европейская организация, осуществляющая деятельность по объединению международных усилий в целях соблюдения правочеловеческих стандартов. В эксклюзивном интервью порталу Всемирного координационного совета российских соотечественников и сайту Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, Постоянный представитель России при Совете Европы Иван Солтановский рассказал, как организация может помочь защитить права российских соотечественников и какая работа ведется на этом направлении в настоящий момент.

- Иван Дмитриевич, какие механизмы влияния использует Совет Европы при осуществлении деятельности по защите прав человека?

- Совет Европы - одна из старейших в Европе международных организаций. В соответствии со своим уставом Совет Европы обязан защищать права человека и демократию. Все государства-участники Совета Европы подписали и обязаны соблюдать Европейскую конвенцию по защите прав человека и основных свобод. Если предусмотренные данным документом права не удается защитить на национальном уровне, жители стран-членов Совета Европы могут подать иск в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), который в случае решения в пользу истцов обяжет соответствующую страну восстановить нарушенные права. Основным межправительственным органом Совета Европы является Комитет министров, который рассматривает широкий круг вопросов правового сотрудничества в Европе, в том числе выполнение государствами решений ЕСПЧ и ситуацию с правами человека в отдельных государствах-участниках.

- Почему, на ваш взгляд, европейские и международные правозащитные структуры зачастую не обращают должного внимания на нарушение прав русского меньшинства, в частности - в странах Балтии?

- Я бы несколько иначе расставил акценты в этом вопросе - почему западные страны игнорируют замечания правозащитных организаций и не пытаются исправить ситуацию?

Проблема с правами русскоязычных жителей Прибалтики и Украины, хорошо известна. С точки зрения Совета Европы и его механизмов, эта проблема не отличается от нарушения прав цыган или иных отдельных групп граждан, что автоматически влечет необходимость их защиты.

Эксперты Совета Европы по защите национальных меньшинств не раз обращали внимание на критическую ситуацию с русскоязычными жителями Эстонии, выносили соответствующие рекомендации. Но они попросту игнорируются национальными властями.

Причина же такого подхода национальных правительств заключается в том, что логика расширения Евросоюза, принятая в 1990-х годах, к сожалению, была построена на противопоставлении себя, мира «демократического и цивилизованного», и соседей ЕС, которых предстоит цивилизовать после «советской оккупации». Таким образом, участие в Евросоюзе стало своеобразным «эталоном цивилизованности». На Западе сформировалось восприятие, что страны-члены ЕС не могут иметь серьезных проблем с правами человека и демократией. Признать их наличие, значит поставить под сомнение всю идейную концепцию морального превосходства Запада. Понятно, что на это никто не пойдет ни в Брюсселе, ни в столицах Евросоюза.

- Как Совет Европы может содействовать защите прав русских и русскоязычных на постсоветском пространстве?

- Совет Европы обладает широким спектром инструментов защиты прав человека, и Российская Федерация активно их использует для демонстрации нетерпимой ситуации, сложившейся с правами русских и русскоязычных в ряде стран постсоветского пространства.

Во-первых, в рамках Совета Европы действует Европейский суд по правам человека, который рассматривает обращения жителей стран-участниц Совета Европы на нарушения положений Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод в случае, если национальных средств их защиты, прежде всего судебных, оказалось недостаточно. В частности, статья 14 Конвенции напрямую запрещает любую дискриминацию. Если национальные суды первой и второй инстанции отказались признать факт дискриминации и восстановить нарушенные права, возможно обращение в Европейский суд по правам человека. Суд может не только обязать государство восстановить нарушенное право, но и внести изменения в соответствующее национальное законодательство, если обнаружит, что проблема носит системный характер.

Во-вторых, в рамках Совета Европы действует Европейская комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью, которая осуществляет регулярный мониторинг государств-участников Совета Европы и публикует доклады по данному вопросу, которые в том числе передаются на рассмотрение Комитета министров Совета Европы. На основе этих докладов Комитет может принять рекомендации соответствующим странам-членам Совета Европы по исправлению ситуации. При этом страсбургская организация не располагает инструментарием по принуждению государств к выполнению своих рекомендаций.

В то же время, в современном мире репутация страны, ее восприятие на международной арене очень важны. Дискриминация по национальном признаку сопряжена со значительными репутационными потерями и влечет за собой сложности как внутри-, так и внешнеполитическом фронте, что мы видим на примере Закона «Об образовании» на Украине.

В третьих, в рамках Совета Европы разработаны более двухсот документов по различным аспектам правового сотрудничества. Каждое государство-участник организации может выбирать, к каким документам присоединяться. В плане защиты права на национальную и языковую самобытность мне бы хотелось выделить Европейскую хартию о региональных языках и языках меньшинств и Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств. Эти нормативные акты предусматривают право на использование и изучение национальных языков, даже если они не имеют статуса государственного. Обоими документами предусмотрен механизм мониторинга их выполнения. Доклады об их реализации передаются на рассмотрение Комитета министров и публикуются Советом Европы. В постоянно действующие конвенционных органы может быть направлена информация о реальном положении дел с национально-культурными правами в соответствующих странах для учета этих сведений при проведении мониторинга государств-участников.

Еще мне бы хотелось остановиться на работе Совета Европы с НПО. В рамках Совета Европы существует Конференция международных неправительственных организаций, в которой в настоящее время представлены более 400 европейских НПО. Конференция активно обсуждает актуальные вопросы жизни общества с акцентом на правозащитную тематику. Кроме того, представители Конференции участвуют в заседаниях руководящих органов и экспертных комитетов Совета Европы, могут выступать с различными инициативами.

Однако, даже не будучи членом Конференции НПО, могут получить статус наблюдателя в различных механизмах Совета Европы, например, комитетах, осуществляющих мониторинг выполнения государствами-членами отдельных конвенций, и участвовать в их работе. В настоящее время в Совете Европы внимательно прислушиваются к мнению «с мест».

Я уверен, что организации соотечественников могли бы принять более активное участие в деятельности Совета Европы, как в рамках Конференции международных неправительственных организаций, так и различных органов Совета Европы.

- Как сейчас в Совете Европы защищаются права русских и русскоязычных?

- На еженедельных заседаниях основного органа Совета Европы, Комитета министров Совета Европы на уровне заместителей я обращаю внимание представителей других стран на положение, в котором оказались русскоязычные жители ряда стран постсоветского пространства, когда на протяжении десятилетий они не могут стать гражданами этих стран, когда закрываются школы с преподаванием на русском языке, когда использование русского языка, являющегося родным для многих граждан этих государств, ограничено, а в некоторых ситуациях и вовсе запрещено законодательством.

Мы регулярно направляем обращения в адрес Генерального секретаря Турбьерна Ягланда, Комиссара Совета Европы по правам человека Нилса Муйжниекса, в профильные органы Совета Европы с требованием обратить внимание на нарушения прав русских и русскоязычных в государствах-участниках этой организации.

В то же время, я убежден, что эта правозащитная работа была бы более эффективной, если бы возможностями советоевропейской площадки также пользовались сами соотечественники, их организации.

- Еще один вопрос, который достаточно остро стоит в Европе - это исторический ревизионизм. СССР обвиняют чуть ли не развязывании Второй мировой войны, память о роли Советской армии в освобождении Европы от нацизма затирается. Как предотвратить акты вандализма в отношении памятников красноармейцам, которые нередко происходят даже в тех странах Европы, где эти монументы охраняются законом?

- Действительно, все чаще и чаще можно видеть попытки переписать историю и стереть из памяти народов истину о событиях Второй мировой войны, героизировать нацистов и очернить Советскую армию под разными предлогами и лозунгами, вывесками так называемых «законов о декоммунизации».

Например, с начала года в Польше уже произошло 12 актов откровенного вандализма по отношению к памятникам советским воинам. На Украине продолжается кампания по героизации Степана Бандеры и Романа Шухевича, в Прибалтике проводятся марши ветеранов СС.

Все это не просто печально, но и очень опасно. Неумение учиться на ошибках, игра с фактами и откровенная историческая амнезия могут иметь весьма серьезные последствия в будущем и в конечном итоге привести к новому расцвету нацизма, под какими бы лозунгами это не происходило.

Уверен, что лучшим способом профилактики возрождения идеологии нацизма является распространение информации о его преступлениях в прошлом, о той цене, которую заплатило человечество в борьбе с ним. Для нас очень важно стараться сохранить подлинную историю Второй мировой войны, донести до молодежи правду о том, за что сражались и погибали их прадеды.

Активную работу на этом направлении ведет МИД России. На всех без исключения международных площадках мы обращаем внимание на недопустимость исторического ревизионизма. Например, здесь, в Совете Европы, мы неоднократно озвучивали позицию о недопустимости государственного вандализма в Польше, героизации нацистов и их пособников в странах Балтии и на Украине. На сайте МИД России публикуются архивные документы довоенного и военного времени, а это - первоисточники, с которыми не поспоришь.

На мой взгляд, важнейшую роль в противодействии переписыванию истории могут играть организации российских соотечественников. Они могут не только хранить память о трагедии Второй мировой войны и тех жертвах, которые понес советский народ ради освобождения Европы, но осуществлять просветительскую работу. Например, в Страсбурге на ежегодной основе проводится шествие Бессмертного полка, которое собирает все больше участников, включая французов.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии