Безгражданство? Лучшие эксперты по международному праву - крылатые ракеты

Юбилей Конвенции ООН 1961 года о сокращении безгражданства - хороший повод возвратиться к бурным дебатам двадцатилетней давности. Тоже своего рода юбилей, скоро будем отмечать. Уже выросло целое поколение, которое при тех битвах не присутствовало, их еще на свете не было. Да многие из молодых, хотя и постарше, не помнят хорошенько, в чем было дело.

А это ведь был, пожалуй, беспрецедентный юридический казус. В Эстонии, как и в Латвии, последние верховные советы, избранные всем населением этих республик, лишили избирательных прав своих собственных избирателей, т.е. тех, кто их выбрал. И многих других прав заодно. Как ошарашенно пытался сыронизировать один известный международный юрист, сотни тысяч людей потеряли право участвовать в демократическом процессе, потому что в их стране «победила демократия». В Эстонии, напомним, число таких лишенцев в 1992 году составило 454 990 человек взрослого населения, или почти 40% имеющих право голоса. Демократия, понимаешь.

Но и это еще не все. В Эстонии неграждане смогли начать натурализоваться (т.е. проходить процедуру получения гражданства) только через полтора года, пока власти не торопясь разрабатывали нормативную базу для этой процедуры. А известный нам «серый паспорт», документ для неграждан, признанный международно, появился лишь в 1996 году, более четырех лет спустя. Так что этот документ - в каком-то смысле достижение либерализации, принятое под международным давлением. До этого негражданам даже просто выехать за пределы Эстонии было очень затруднительно.

В Латвии, между прочим, было и того пуще. Там преодолевали такую же собственноручно созданную проблему другим путем. Размышления властей продолжались аж до 1995 года, когда для жителей бывшего СССР придумали специальный статус «неграждане Латвии». Эти люди считаются легитимными резидентами (в отличие от эстонских товарищей по несчастью, которым надо было сперва «легализоваться»), но при этом лишены важнейших политических прав (например, участвовать даже в местных выборах), ряда социальных и экономических прав, и так далее.

Латвийские власти полагают, что это «исторически обусловленный уникальный статус». Тут они не совсем правы, прецеденты были. В сходном положении находились, например, бывшие представители «эксплуататорских классов» в Советском Союзе в 20-30-х годах, их прямо и называли лишенцами. Такие же ограничения существовали у евреев в гитлеровской Германии, пока по Нюрнбергским законам они не лишились и этих остатков прав.

Что касается «заграницы» и международного права. Межправительственные организации и политические круги США и Европы в 1990-х годах оставили без внимания эти шалости и казусы и поторопились приветствовать «молодые демократии» Балтии, «вернувшиеся в семью европейских народов». Политическим приоритетом было форсированное выведение этих стран из сферы влияния России. Трезвому взгляду на реальную ситуацию мешали и так называемый комплекс вины Запада за терпимое отношение к «советскому доминированию» в Восточной Европе, и обычное для политиков невежество во всем, что непосредственно не касается их избирателей, и игнорирование (зачастую преднамеренное -  «ничего не вижу, ничего не слышу…») многочисленных критических докладов, статей и монографий международных миссий и экспертов.

Резко критическим в отношении возможных последствий такой трактовки гражданства был, между прочим, уже доклад комиссии ПАСЕ 1991 года. С тех пор библиография работ, критикующих Эстонию и Латвию за их политику в отношении неграждан, насчитывает десятки названий. В последние годы и официальные лица начали -  конечно, без особого успеха - но все более настойчиво призывать правительства Эстонии и Латвии «принять дальнейшие меры», «упростить доступ к гражданству» и т.д., и т.п. Вот, навскидку, неполный список последних призывающих:

  • Комиссар Совета Европы по правам человека;
  • Специальный докладчик ООН по расизму;
  • Комитет ООН по Пакту о гражданских и политических правах;
  • Комитет ООН по расовой дискриминации;
  • Консультативный комитет Совета Европы по Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств.

И это не говоря уж о неправительственных организациях, вроде Международной амнистии или Европейской комиссии против расизма. А воз, как говорится, и ныне там - там, где наш Васька слушает да ест.

А юбилейная конвенция о сокращении безгражданства - хорошая конвенция. Много умных и правильных вещей написали в ней эксперты. Вот только подписали ее всего-то 38 стран из всех членов ООН, коих нынче 193. Эстония не подписывала. У нас и апатридов как бы нет, у нас их поэтично называют «лицами с неопределившимся гражданством». Так что нам и сокращать нечего - не приставайте, противные!

Хотя вот Латвия конвенцию эту сгоряча подмахнула в эйфории начала 90-х, и что? А ничего. Регулярно поставляет в соответствующий комитет ООН соответствующие отписки. Репутация, конечно, страдает, как и у наших правителей, но ведь им-то все это - божья роса. Да и вообще, по нынешним временам самые доходчивые эксперты по международному праву - это крылатые ракеты, как известно.

Грустный такой юбилей получается, граждане сограждане. И неграждане, конечно.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии