Владимир Лебедев: Москва старается максимально налаживать контакты с соотечественниками за рубежом

Директор Московского Дома соотечественника (МДС) Владимир Владимирович Лебедев ответил на вопросы редактора одной из старейших изданий русского зарубежья – австралийской газеты «Единение».

—  Расскажите, пожалуйста, с какого времени правительство Москвы начало вести работу с соотечественниками за рубежом, почему изменилась политика по отношению к зарубежной диаспоре и какие при этом были поставлены основные цели? Наше старые эмигранты говорят, что изменение отношения России к ним было довольно неожиданно, многие годы их считали «врагами народа», а затем стали называть «дорогие соотечественники».

— Правительство Москвы начало формулировать свое отношение к российским соотечественникам за рубежом в конце 90-х — начале 2000-х годов. Это произошло по инициативе руководства города. Было сформировано понимание того, что Москва является столицей Русского мира, а потому есть взаимная необходимость сотрудничества с нашими соотечественниками за рубежом. В тот период в Департаменте международных связей города Москвы (сегодня — Департамент внешнеэкономических и международных связей) было создано специальное структурное подразделение — отдел по работе с соотечественниками. Были разные взгляды на формат сотрудничества с соотечественниками — кто-то говорил даже о том, что это должны быть только страны ближнего зарубежья, но Москва с самого начала заняла более широкую позицию. Мы считаем соотечественниками тех, кто ассоциирует себя с Россией, с ее столицей. Москва заняла и продолжает занимать лидерские позиции по объему сотрудничества с организациями соотечественников за рубежом. В первое время и до сих пор преимущественно столица сотрудничает с соотечественниками ближнего зарубежья: Балтия, Украина, Казахстан и т. д., но, конечно, идет активная работа и с организациями соотечественников стран дальнего зарубежья, в которых присутствуют крупные русскоязычные диаспоры: во Франции, Германии и т. д.

На определенном этапе активно развивались и связи с организациями наших соотечественников в Австралии. Начало было положено сотрудничеством с организациями Нового Южного Уэльса, потом были установлены связи и с другими регионами страны. И это все происходило на уровне конструктивного и плодотворного развития межрегиональных связей с властями австралийских штатов, что дало нам дополнительные возможности в сфере оказания поддержки русскоязычной диаспоры в Австралии.

— Говоря о мигрантах последних десятилетий, наверное, в каждой стране можно проследить свои тенденции, но общим для стран дальнего зарубежья является ассимиляция. И если для некоторой, меньшей части, это сознательно выбранный путь, и они избегают общения с соотечественниками и не обучают своих детей русскому языку, то большинство не хочет разрывать корни, понимает преимущества двуязычного воспитания детей, хочет сохранить у них основы русской культуры, дать им знания богатой русской истории. Для таких людей, а их, повторю, большинство в эмиграции, необходимо создавать возможность делать это. Я знаю, Московский Дом соотечественника принимает участие в этой работе. Расскажите, пожалуйста, о деятельности Москвы в области поддержки проектов, связанных с нашей диаспорой в Австралии.

— Развитие наших связей с русскоязычной диаспорой Австралии происходило особенно активно в первой декаде XXI века, потом темпы несколько снизились, в первую очередь, как ни банально это прозвучит, просто из-за расстояния между Австралией и Россией. В силу этого многие проекты, требующие прямого сотрудничества, просто сложнее осуществлять.

Что касается конкретики, то можно, например, упомянуть проекты, связанные с продвижением русского языка, обменом образовательными группами — то, что традиционно делалось с университетом Нового Южного Уэльса и рядом других австралийских университетов. На каком-то этапе у нас очень неплохо развивались контакты с бизнесом соотечественников в Австралии. К сожалению, с введением санкций эта деятельность в значительной мере сократилась, но, несмотря на это, я считаю, что развитие контактов с соотечественниками, занимающимися на Зеленом континенте бизнесом, имеет достаточно серьезную перспективу.

Между тем есть еще один важный момент: для того, чтобы нам эффективнее работать с организациями наших соотечественников в Австралии, необходимо, чтоб они о себе заявляли. Что это значит? Москва оказывает поддержку проектам соотечественников на основе поступающих от них заявок, и если раньше заявок с Зеленого континента было достаточно много, то сейчас они довольно редки. Мы со своей стороны готовы эти предложения рассматривать, интерес у Москвы к поддержке соотечественников в Австралии по-прежнему есть.

— Понятие «соотечественник» выходит далеко за круг тех людей, живущих за рубежом, которые имеют российский паспорт. Многие люди нашего русского сообщества в Австралии приехали в страну после Второй мировой войны из лагерей Европы и русских сообществ в Харбине и Маньчжурии. Они прожили в Австралии уже 50–60 лет, сохранили русские традиции, веру, дома разговаривают на русском языке, обучали своих детей в русских воскресных школах. И до сих пор с огромным интересом они следят за событиями, происходящими в России, радуются успехам, переживают, когда страна сталкивается с трудностями. Как их не назвать соотечественниками?

— Абсолютно согласен. Как я уже говорил выше, мы с самого начала определили понятие «соотечественник» достаточно широко. Это те люди, которые ассоциируют себя со своей исторической родиной, родиной своих предков, которые стремятся сохранить русский язык, культуру. Некоторые даже, кстати, может быть, уже и говорят по-русски не очень хорошо, но считают себя русскими и идентифицируют себя с Россией.

В Австралию было, как мы знаем, несколько потоков эмиграции — и непосредственно из России, и из послевоенного Китая, какое-то количество наших людей попадало на Зеленый континент из Америки — мы никого не делим, для нас они все соотечественники, если сами себя таковыми считают. Более того, сейчас есть интересная тенденция: большое количество россиян, приехавших за последнее время в Австралию либо просто на жительство, либо по работе, либо с целью наладить бизнес, от российского гражданства не отказываются, то есть являются не только соотечественниками, но и остаются нашими согражданами.

— Среди наших соотечественников есть немало бывших жителей столицы. Можно ли установить более целенаправленные контакты между правительством Москвы и бывшими москвичами? Например, проводить выставки фотографий современной Москвы, которые можно было бы организовать в русских клубах крупных городов Австралии. Или приглашать бывших москвичей на Дни города, проводимые в Москве ежегодно, помогая, например, с визами (кому это необходимо), проведением экскурсий по городу или с устройством в гостиницы. Это помогло бы людям реально увидеть, как развивалась столица в последние годы.

— Еще со времен СССР есть такая фраза «Письма трудящихся играют в нашей стране совершенно особую роль». Для того чтобы с кем-либо сотрудничать, в том числе и по обозначенному вами вопросу, этот кто-то должен проявить инициативу. Необходимо написать письмо, предложить идеи, проекты. Мы к таким вещам относимся с большим вниманием, стараемся максимально налаживать контакты между российской столицей и теми москвичами, которые оказались за рубежом.

Что же касается мероприятий, проводящихся в Москве, то информация о них есть в открытом доступе, в том числе, на сайте правительства Москвы, и если у кого-то есть предложения по проектам, связанным с этими мероприятиями, — нет проблем, можно написать и в Московский Дом соотечественника, и в Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы.

— Какую помощь МДС мог бы оказать, или уже оказывает, русскоязычным СМИ в зарубежных странах? Не секрет, эти издания в результате небольших тиражей не получающие прибыль, они чаще всего волонтерские, но их роль в поддержке наших организаций значительна.

— Среди направлений деятельности Москвы по поддержке соотечественников есть и поддержка СМИ русского зарубежья. Опять же проводится она на основе заявок, поступающих от тех, кто таковую поддержку запрашивает. При этом следует понимать, что в первую очередь оказывается поддержка тем СМИ, в которых есть публикации, имеющие отношение к московской тематике: рассказы о Москве, новости о каких-либо московских мероприятиях, сотрудничестве соотечественников с Москвой и т. п. И в целях более эффективного использования средств, как правило, поддержку в большей степени получают интернет-проекты в этой сфере.

— Русским в Австралии есть чем гордиться. При сравнительно небольшом числе мигрантов (по официальным данным людей с русскими корнями насчитывают здесь около 70 тысяч) за 60 лет после приезда первой большой волны иммигрантов только в одном городе – Сиднее - создано и работает около десяти русских школ выходного дня, открыто три клуба, построено более десяти храмов, включая монастырь, много лет проходят русские соревнования по волейболу, создан музей и много другого. Мы были бы рады, если бы руководство МДС смогло бы приехать к нам на проведение совместного мероприятия, например, конференции для учителей русских школ или обмена группами русских скаутов или витязей, которые много лет работают в Австралии, и, я знаю, сейчас появились в Москве.

— Это вопрос, опять же, инициативы. Если вы планируете какие-либо конкретные мероприятия, на которых вы бы хотели видеть представителей правительства Москвы, Московского Дома соотечественника — присылайте приглашение, будем рады.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии