Защищать права соотечественников юридическими методами

Гость юбилейной конференции, посвящённой 10-летию создания фонда «Русский мир», первый вице-президент Международной ассоциации русскоязычных адвокатов Михаил Неборский – о том, каким образом эта организация помогает соотечественникам в других странах решать возникающие юридические проблемы.

– Михаил, Международная ассоциация русскоязычных адвокатов была создана в 2015 году, каковы её цели и задачи?

– Главная причина появления ассоциации была в том, что после 2014 года и тех событий, которые происходили на Украине, заметно ухудшилось отношение к русскоязычным гражданам даже в европейских странах, которые мы привыкли считать демократическими и законопослушными. Начались преследования соотечественников по любому поводу. И встал вопрос о том, что необходимо защищать их права юридическими методами. Причём вопрос зачастую идёт даже не о политике – у нас много дел по наследственному, семейному праву. И если там присутствуют русскоязычные или тем более россияне по гражданству, то зачастую вопрос решается не в их пользу. Причём очень часто нарушаются законы именно этого государства, а также те законы и конвенции, например о правах национальных меньшинств, которые принял Евросоюз

Это была инициатива Международного совета российских соотечественников – создать объединение адвокатов, которые имеют лицензию на адвокатскую деятельность в стране проживания, чтобы они имели право представлять своих заявителей. МИД России очень поддержал эту идею. Мы очень тесно работаем с Фондом поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом. К ним приходят заявления от граждан, эти заявления пересылаются нам, и мы стараемся как-то решить этот вопрос.

– Сколько адвокатов входит в вашу ассоциацию?

– На сегодняшний день входит 141 адвокат из 43 стран мира. Это практически все европейские страны, а также США. Кстати, члены нашей ассоциации, например Алексей Тарасов, защищают Ярошенко и Бута.

Что касается оплаты услуг адвокатов, это зависит от того, каким именно вопросом мы занимаемся. Если вопрос чисто гражданский – наследование, бракоразводный процесс, то конечно, эти услуги платные и это решают между собой адвокат и заявитель. Если же речь идёт о защите прав, то мы стараемся решить этот вопрос за свой счёт. Нам оказывает поддержку Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, но кроме того у нас есть членские взносы, а также и спонсорская помощь.

– Много ли соотечественников к вам обращаются? И по каким вопросам?

– В среднем где-то 20–30 человек в месяц. Например, наш адвокат Фредерик Делло из Парижа выиграл дело Роскосмоса на 400 миллионов евро, когда по требованию ЮКОСа заморозили счета этой российской компании. Другой пример: недавно нам позвонили из Азербайджана – там открылось наследство. Наследник живёт в Баку, а наследодатель – во Владивостоке. И уже через дня истекал срок вступления в права наследства. Нам удалось за сутки подыскать адвоката и решить все вопросы, касающиеся наследования.

Мы сейчас очень тесно работаем с представителями Совета Европы в России – проводим специальные семинары для наших адвокатов по обращениям в Европейский суд по правам человека. Потому что туда обращается очень много людей, но 80 % обращений отклоняются по чисто формальным признакам, то есть были неправильно оформлены заявки. Чтобы этого не происходило, мы и проводим такого рода семинары. Эксперты из Совета Европы рассказывают, как именно нужно оформлять заявления, чтобы их не отклоняли

– А с гражданами Украины вы как-то работаете?

– Как вы понимаете, на Украине очень сложная ситуация и многие адвокаты просто боятся там работать. Поэтому, если есть вопрос несоблюдения политических прав, мы стараемся туда направлять адвокатов, которые не являются гражданами России. Например, по некоторым вопросам у нас там работают адвокаты из Израиля, Румынии.

На Украине много вопросов по гражданским делам. Вот недавний пример: скончался крупный украинский бизнесмен, родственники считают, что его смерть произошла не в результате естественных причин. Они обратились в нашу ассоциацию, и мы направили туда адвоката, который будет разбираться в этом деле. Просто, поскольку его родственники были тем или иным образом связаны с Россией, они больше доверяют нам. Местные же адвокаты завязаны на различные политические структуры националистического плана. При этом мы предоставляем адвокатов, которые имеют лицензию на работу именно на Украине.

– Ещё один болезненный вопрос касается борьбы за право воспитывать ребёнка от брака с иностранными гражданами. Такого рода дела тоже ведёте?

– Да, много обращений из Финляндии – как вы знаете, в этой стране довольно суровая ювенальная юстиция. Мы нашли там местных адвокатов. Я бы не хотел говорить подробно, чтобы это не отразилось на людях.

– А эти местные адвокаты тоже русскоязычные?

– Да, причём необязательно русские по национальности. У нас много русскоязычных адвокатов, которые работают по русским вопросам или с российскими компаниями, при этом они могут быть самых разных национальностей. Очень много таких в Турции: там много русскоязычных адвокатов – этнических турок, многие из которых учились в России и прекрасно знают русский язык. В нашу ассоциацию входят именно русскоязычные адвокаты – мы уходим тут от определения национальности.

– Как адвокаты попадают в вашу ассоциацию?

– Кого-то сами приглашаем, но многие приходят сами. У нас есть хороший сайт http://iarl.pro/, где есть наши контакты. Там можно заполнить анкету и вступить в нашу ассоциацию. Взнос небольшой – 60 евро. И желающих много – нам пишут постоянно, причём со всего мира – из США, Европы. Сейчас много заявок из Ближнего Востока – из Ирака и Сирии.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии