Депутаты упростят получение российских паспортов для граждан Украины

Депутат Государственной Думы,  директор Института стран СНГ Константин Затулин, разработал три законопроекта об упрощении получения российского гражданства. Парламентарий в интервью изданию Ukraina.ru рассказал об особенностях каждого из законопроектов, чего ожидать соотечественникам, проживающим за рубежом, от инициатив законодателей.

-Чем ваши законопроекты отличаются от нынешнего российского законодательства, которое регулирует получение гражданства жителями СНГ?

- С момента начала работы в Государственной Думе я внес три законопроекта, один из которых уже принят и вступил в действие с 1 января этого года. Речь в нем идет об отсрочке в упрощенном получении российского гражданства для наших соотечественников, которые въехали в Россию до 2002 года. В том году, напомню, было принято ныне действующее законодательство о гражданстве.

Соотечественники не смогли тогда по каким-либо причинам оформить российское гражданство, или были сначала признаны российскими гражданами, но потом в течение нулевых годов были его лишены, причем иной раз с нарушением закона произвольным решением тогдашней Миграционной службы.

Таких людей у нас несколько сот тысяч.

В 2012 году, когда впервые принималось решение об отсрочке до 2017 года, предполагалось, что этих людей сумеют «обслужить», и они станут полноправными гражданами Российской Федерации.

Но вмешались обстоятельства — реорганизация Федеральной миграционной службы и события на Украине, которые надолго заблокировали решение вопроса о гражданстве. Просто огромный наплыв желающих из Украины приобрести его, заблокировал скромные возможности наших миграционных служб.

В результате мы сами как государство несем ответственность за то, что наши соотечественники вовремя не были оформлены как граждане Российской Федерации.

Поэтому если бы я не внес этот законопроект, то тогда появлялась бы формальная причина для депортации людей, по сути, в неизвестном направлении. А они с начала нулевых годов живут здесь, в России. Здесь они работали, вышли на пенсию, родили детей, и тут вдруг их принудительно должны будут отправлять в страны, из которых они выехали. А там их давно никто не ждет, и сами они там не хотят жить.

Если бы мой законопроект не был бы принят, то это бы скомпрометировало Россию в ее усилиях по поддержке соотечественников. Моя поправка продлевает льготу на три года.

-А что с двумя другими?

- Они находятся на рассмотрении в Комитете Думы по государственному строительству и законодательству, который возглавляет Павел Крашенинников. Один законопроект – о снятии надуманных и предвзятых ограничений, которые у нас сопровождают «новеллу» в законе о гражданстве для носителей русского языка.

Речь идет о том, чтобы мы сняли необходимость свидетельства иностранного государства о выходе этого носителя русского языка из иностранного гражданства. Вы же понимаете, что в тех или иных случаях подобное свидетельство добыть невозможно. Например, из некоторых областей Украины и республик Прибалтики. В этих странах откровенно смеются над этим, а мы делаем посредником при получении нашего гражданства чужие государства, зачастую враждебно к нам настроенные.

И второе, в проекте закона снимается мертвящее ограничение о том, что носителями гражданства могут быть признаны только те, кто лично либо его предки происходят с территории нынешней Российской Федерации. Однако носителями надо признавать всех тех, кто происходил и происходит с территории бывшего Советского Союза и Российской Империи.

-Это второй законопроект. А что в третьем?

- Он внесен буквально три недели назад. Этот законопроект снимает проблемы с детьми, родившимися в смешанных браках, если эти семьи живут за рубежом. Только в России существует норма, по которой, если в семье один из родителей гражданин России, то гражданство до его совершеннолетия в случае проживания семьи за рубежом, определяется не только по заявлению родителя, гражданина России, а по согласию родителя, негражданина России.

Опять же это приводит к массе случаев, которые широко обсуждались и по телевидению, и в печати, когда люди вынуждены похищать детей и вывозить их из страны пребывания.

Этот законопроект когда-то вносил и президент Российской Федерации Дмитрий Медведев. Но законопроект был принят в таком виде, что не прошел Совет Федерации. По-моему, в прежнем составе Государственной Думы он был принят с нарушениями законов и Конституции. В принятом тогда законопроекте утверждалось, что если ребенок достиг совершеннолетия, и при этом имеет два гражданства, то он должен отказаться от другого.

Если не откажется, то мы его лишим российского. Лишать его гражданства, причем, когда у нас Конституция разрешает множественное гражданство, никто не имеет права. Поэтому этот законопроект был заблокирован в Совете Федерации. И уже два года этот проект закона, принятый Думой в 2013 году, валяется в согласительной комиссии без всякой перспективы.

Теперь же я заново внес законопроект и добавил в него не только тех детей, которые рождены в браке, но и тех, которые усыновлены или удочерены.

Таким образом, мы сейчас ликвидируем наиболее кричащие несовершенства закона о гражданстве.

- Считаете ли вы, что надо давать возможность нашим соотечественникам, проживающим вне России, получить российский паспорт, не отказываясь от гражданства страны проживания?

- Да, самым важным и главным, я считаю вопрос о принципе необходимости для наших соотечественников выхода из гражданства другого государства для того, чтобы претендовать на российское. Считаю, что от этого принципа надо отказаться.

Я знаю, что с этим не согласны те, кто писал прежнее законодательство о гражданстве. Многие из них продолжают сидеть во властных кабинетах.

И даже тот первых мой законопроект, который уже подписан президентом, пытались не допустить к принятию. Я об этом хорошо знаю.

Поэтому к этой проблеме надо подойти. Предложена программа законопроектной работы, которая будет подводить к этому. Параллельно мы должны решить вопрос с подзаконными актами и с указами президента, касающиеся предоставления гражданства выдающимся людям, и касающиеся и политэмигрантов, которых у нас официально нет, когда это касается стран СНГ.

 

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии