В Киеве пора задуматься о том, куда бежать от правосудия

Многочисленные и системные нарушения прав человека, пытки и произвольные аресты, внеправовые преследования и давление на СМИ, языковая дискриминация и социальный геноцид постепенно перестают устраивать зарубежных хозяев киевской власти. Правда неуклонно выходит наружу и для ЕС и США становится просто неприличным поддерживать такую власть.

Люстрировать люстраторов?

Принятый осенью 2014 г. закон «О люстрации» грозит обернуться для Украины многочисленными проигранными исками и финансовыми потерями. Сразу же после вступления в силу репрессивный закон подвергся значительной критике Венецианской комиссии. По мнению европейской юридической организации, закон нарушает права человека и прямо противоречит европейской практике проведения люстрации. Во-первых, у юристов вызвала непонимание необходимость преследования деятелей эпохи СССР через 25 лет после его распада. Во-вторых, совершенно неприемлемым является освобождение от должностей лишь по факту работы на государственных должностях в какой-то период времени. Согласно позиции Венецианской комиссии, ответственность должна быть строго индивидуальной и базироваться на справедливом судебном рассмотрении, гарантирующем защиту. Наконец, недопустимо проведение люстрации органами государственной власти. Проведением люстрации по европейским нормам должна заниматься лишь независимая комиссия. Это лишь малая часть разгромной критики, прозвучавшей в адрес украинских «чистильщиков» власти.

Соответствие люстрационного законодательства вызывает сомнения и у Конституционного суда Украины, который никак не может вынести вердикт. Затянув рассмотрение вопроса на несколько лет, КС в октябре 2016 года вновь отложил его на неопределенный срок. Как говорится в заявлении «Оппозиционного блока», «Генпрокурор лично осуществляет давление на Конституционный суд во время принятия важнейшего решения в области защиты прав человека. Его заявление о том, что отмена люстрации «станет началом конца этого состава судей», - прямое давление на судейский корпус».

ЕСПЧ же, не испытывая страха перед «терминатором», как любит себя называть Ю.Луценко, принял к производству уже 26 исков от люстрированных чиновников.

По словам экс-зампрокурора Черниговской области О.Подгайного, жалоба которого рассматривается в ЕСПЧ, после решения ЕСПЧ моральная компенсация может составить 5-8 тыс. евро каждому заявителю, а если предположить, что зарплаты обратившихся в суд госслужащих составляли 5-10 тысяч грн., то за два года вынужденного прогула Украина должна будет выплатить 120-240 тыс. грн. каждому люстрированному чиновнику. Если учесть и взыскание морального ущерба, сумма получится крайне внушительной. По данным сбежавшей со своего поста главной «люстраторши» Украины Т.Козаченко, за 2 года было люстрировано почти 950 госслужащих высшего ранга.

Если все они обратятся в ЕСПЧ, дело приобретет в Европейском суде приоритетный характер. Учитывая невыполнение Украиной рекомендаций Венецианской комиссии, вероятность того, что решения будут приняты в пользу незаконно уволенных госслужащих, крайне высока.

Как считает представитель Украины в Венецианской комиссии В.Пилипенко, «Комиссия озвучила серьезные замечания, которые никто с украинской стороны не учел. Таким образом, очень скоро мы можем получить выигрышные судебные иски уволенных госслужащих против Украины в Европейском суде по правам человека. Выплаты придется проводить за счет украинских налогоплательщиков».

Его мнение разделяет и бывший замминистра юстиции Ю.Иващенко, заявивший, что «в последней резолюции Парламентская ассамблея совета Европы в очередной раз призвала Украину внести изменения в закон о люстрации, предложенные Венецианской комиссией. Их основная претензия - вина каждого конкретного лица должна быть доказана в суде. Нельзя уволить весь коллектив только за то, что они работали на госслужбе при прошлом президенте. Это может стать веским основанием для того, чтобы удовлетворить иски от люстрированных чиновников».

Между тем Киев отказывается идти на мировую. По словам О.Подгайного, правительственный уполномоченный по делам ЕСПЧ в Минюсте И.Лищина «не высказал ни малейшего желания попытаться найти компромисс в этой ситуации и урегулировать вопросы в мирном порядке. Таким образом чиновник подтвердил, что государство Украина готово нести затраты».

За Донбасс придется отвечать?

После «революции достоинства» Украина стала рекордсменом по количеству обращений граждан в ЕСПЧ.

Количество исков, поданных против государства Украина, составляет 24,6%, или 18 250 дел. Год назад Киев также занимал первое место по этому показателю: 13 900 жалоб, или 21,4% от общего количества. Таким образом, украинская нагрузка на ЕСПЧ за год выросла более чем на 4 тысячи дел. Для сравнения: «российский диктаторский мордор» в ЕСПЧ занимает лишь четвертое место с 7 400 делами.

После развязанной киевским режимом карательной операции против населения Донбасса пострадавшие граждане буквально завалили Европейский суд исками. По данным главы Верховного суда Украины Я.Романюка, от украинцев из Донецкой и Луганской областей в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) поступило 3900 заявлений. А по данным Следственного комитета России, «с момента начала войны на Донбассе лицами, вынужденно покинувшими свое постоянное место жительства и прибывшими на территорию Российской Федерации, в международные судебные инстанции - Европейский суд по правам человека - на действия украинских властей направлено 2 346 жалоб. В настоящее время 1 191 жалоба принята судом с присвоением индивидуального номера. Общая сумма заявленных требований о справедливой компенсации составляет более 112 680 000 евро».

Большинство из них касается возмещения материального ущерба, нанесенного военными действиями, но есть и поистине дешераздирающие. Так, Александра, депутат одного и сельсоветов Донбасса, в иске утверждает, что после захвата ее села «Правым сектором», батальонами «Азов» и «Днепр-1» она была похищена и подвергнута пыткам: «В лоб тыкали ножом, по лицу что-то текло - я поняла, что это кровь. Потом вырвали ногти под корень. Не кормили. Я постоянно теряла сознание. Когда приходила в себя, меня снова били головой об стенку. Когда падала, били ногами. В туалет не выводили и не снимали с рук наручники». Более того, многие из граждан, обратившихся к европейскому правосудию, на родине подвергаются угрозам.

Основными нарушениями Конвенции о защите прав и основных свобод граждан, а также дополнительных протоколов к ней, на которые ссылаются заявители, являются жалобы на нарушение ст. 2 (право на жизнь), ст. 3 (запрещение пыток), ст. 5 (право на свободу и личную неприкосновенность), ст. 6 (право на справедливое судебное разбирательство), ст. 8 (право на уважение частной и семейной жизни), ст. 13 (право на эффективное средство правовой защиты), ст. 1 дополнительного протокола (защита собственности) и другие.

Учитывая изменения в мире и растущую потерю Киевом внешнеполитической поддержки, эти иски вполне могут быть удовлетворены.

Общее же количество обращений жителей Донбасса в ЕСПЧ может достичь 1,5 млн. Учитывая, что средний размер требуемой компенсации по иску составляет около 5000 евро, общая сумма претензий жителей Донбасса к Киеву, в случае если все признанные беженцами подадут иски в ЕСПЧ, составит не менее 7,5 млрд. евро.

Воистину платить и каяться.

Потеря индульгенции

Период, когда киевский режим имел выданную Западом индульгенцию на совершение любых военных преступлений и преступлений против человечности, похоже, подходит к концу. Первым тревожным звоночком стал доклад ООН о нарушении прав человека на Украине, в котором представители верховного комиссара ООН по правам человека вдруг «заметили» на Украине пытки, тайные тюрьмы СБУ, похищения людей и применение запрещенного оружия.

В последней резолюции ПАСЕ «О функционировании демократических институтов в Украине» среди традиционных расшаркиваний перед «революцией достоинства», упрятаны крайне неприятные для Киева сигналы.

Так, ПАСЕ «выражает свою обеспокоенность по поводу заострения политического дискурса после событий Евромайдана и войны на востоке Украины, вокруг оппозиционных украинских политических сил, которых обвиняют в предательстве или экстремизме… Ассамблея призывает власти принять все меры для обеспечения плюралистической политической среды, в которой политическая оппозиция сможет полностью выполнять свои демократические функции».

В резолюции обратили внимание и на преследования журналистов, и на необходимость расследования «одесской Хатыни», и на отсутствие прогресса в проведении конституционной реформы, и на игнорирование европейских требований в отношении люстрации, и на ущемление прав русского языка.

Украинской делегации в ПАСЕ пришлось пережить немало неприятных минут. Европейские коллеги вспомнили и отказ жителям Донбасса в праве голосовать, и запрет коммунистической партии, и лишение мандата Н.Савченко. По словам французского парламентария Мари-Кристин Далло, «образ врага» – инструмент, безусловно, полезный для пропаганды, но и его надо употреблять в меру, однако «наши украинские коллеги в этих дискуссиях, к сожалению, очень часто оправдывают эти проблемы исключительно действиями России».

Подняли международные партнеры и проблему отказа Украины от социальных выплат жителям ЛНР и ДНР.

В начале февраля 2017 г. представительство ЕС на Украине и посольства стран-членов ЕС потребовали возобновить предоставление социальных услуг и выплаты пенсий гражданам Украины, которые живут на территориях, не контролируемых государственной властью.

Их поддержали и в ООН, чей представитель на Украине Н.Уокер заявил: «Мы, в частности, очень серьезно обеспокоены и неоднократно поднимали вопрос по поводу прекращения соцвыплат и пенсий. В некоторых случаях, когда людей убирали из списков выплат, такие действия нарушали даже украинские законы, не говоря уже о международных. И мы настаиваем, что все граждане имеют право на соцвыплаты, независимо от того, где они живут, являются пенсионерами или переселенцами».

Обвинения в нарушении норм гуманитарного права крайне серьезны. Запад откровенно не хочет вмешиваться в военную составляющую украинского конфликта, продолжая использовать карательную операцию в Донбассе для реализации своих геополитических интересов. Но «забота» о стариках, детях и инвалидах крайне удобна для оказания давления на киевскую власть и выглядит крайне благородно, помогая европейским правительствам «набирать очки» и в глазах своих избирателей.

Кроме того, киевский режим явно не оправдал надежд заказчиков государственного переворота 2014 г. И многочисленные судебные решения в пользу украинских граждан, пострадавших от диктаторского режима, могут стать прекрасным поводом для того, чтобы этот режим красиво «слить» под видом борьбы за права человека.

Как говорится, сколь веревочке ни виться. И в Киеве явно пора задуматься о том, куда бежать от правосудия.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии