«Призываем все страны к равноправному коллективному реагированию на правозащитные вызовы»

20.12.2016

В Совете Федерации 19 декабря прошел круглый стол «Государственные институты защиты прав человека: опыт и перспективы развития в контексте 50-летия принятия международных пактов о правах человека». В ходе круглого стола выступил уполномоченный МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константин Долгов. Публикуем текст его выступления.

Нынешний юбилейный год с момента принятия Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП) и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП) дает нам возможность напомнить всему международному сообществу об истинном предназначении этих важнейших международных инструментов защиты и поощрения прав и свобод человека.

Российская Федерация добросовестно соблюдает взятые на себя международно-правовые обязательства в области прав человека и видит свои задачи в том, чтобы добиваться уважения прав и свобод человека во всем мире путем конструктивного равноправного международного диалога с учетом национальных, культурных и исторических особенностей каждого государства.

Сегодня как никогда общепринятые человеческие ценности находятся под угрозой. Особенно это касается фундаментального и неотъемлемого права на жизнь, закрепленного в статье 3 Всеобщей декларации прав человека, статье 6 МПГПП и статье 2 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Десятки тысяч людей становятся жертвами вооруженных конфликтов и террористических актов, лишаются семей и крова, вынуждены покидать свои дома.

С сожалением констатируем, что зачастую грубейшие нарушения прав человека провоцируются недальновидной ущербной политикой ряда западных стран, для которых тема прав человека уже давно стала инструментом достижения своих целей, воплощения подчас абсурдных и агрессивных концепций и идей.

У всех перед глазами катастрофическая гуманитарно-правочеловеческая ситуация в некоторых крупных странах региона Ближнего Востока и Северной Африки, ставшая следствием упертой слепой политики демократизаторства и якобы установления справедливости, проводимой ведущими западными странами и в первую очередь США. На данный момент эксперты констатируют разрушение веками складывавшегося этно-конфессионального баланса в регионе. Так, по оценкам ряда правозащитных организаций, за последние семь лет количество случаев физической расправы и террористических акций против христиан в Африке, Азии и на Ближнем Востоке увеличилось на 309 процентов. Численность христианского населения Сирии с начала вооруженного конфликта в этой стране сократилась с 2,2 млн. до 1,2 млн. чел. Христианское население Ирака за годы, прошедшие после американского вторжения 2003 г. и прихода ИГИЛ, сократилось в десять раз - с 1,5 млн. до 150 тыс. чел. Международные эксперты отмечают высокую вероятность полного исчезновения многовековых христианских анклавов на территории Ирака. Целые города - как, например, Мосул - уже фактически полностью лишились тысячелетнего традиционного христианского присутствия. И это - лишь вершина айсберга. Не меньшего внимания заслуживают проблема миграции, голода (нарушение статьи 11 МПЭСКП), дефицита образования (нарушение статьи 13 МПЭСКП), с которыми сейчас в огромных масштабах столкнулись жители региона Ближнего Востока и Северной Африки. Особенно острая тема - массовые жертвы среди гражданского населения Афганистана, Ирака, Ливии, Йемена, Сирии в результате действий вооруженных сил США и их союзников. Количество жертв установить проблематично, однако эксперты указывают, что это могут быть десятки тысяч человек.

Еще один пример - Украина, также ставшая жертвой политиканства и псевдодемократических кампаний ряда стран Запада. Положение дел в области прав человека в этой стране остается близким к катастрофическому. Сохраняется большое количество проблем, в частности, экономическая блокада Донбасса (нарушение статьи 11 МПЭСКП), сотни тысяч временно перемещенных лиц, цензура СМИ (нарушение статьи 19 МПГЛП), ксенофобия и неонацизм (нарушение статьи 20 МПГПП), травля и преследование неугодных политиков (нарушение статьи 9 МПГПП), агрессивные действия в отношении Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (нарушение статьи 18 МПГПП). Международные организации констатируют отсутствие на Украине законности, систематическое применение пыток, незаконные задержания и расправу над неугодными со стороны силовых и правоохранительных структур Украины.

Без выполнения взятых на себя Киевом многочисленных международных обязательств в области прав человека и восстановления верховенства права нормальная и достойная жизнь людей в этой стране будет невозможна.

Глядя на этот послужной список достижений наших западных соседей, хотелось бы спросить у них: а все ли в порядке в их домах с правами человека, чтобы они так настырно экспортировали, прививали свои - если это так можно назвать - ценности и видение? Критику в свой адрес на Западе воспринимать отказываются, хотя вопиющих проблем в области прав человека накопилось чрезвычайно много.

Среди наиболее острых вызовов, стоящих перед США, - растущее социальное неравенство и дискриминация по расовому, этническому и религиозному признакам, практика бессрочного содержания заключенных без предъявления им обвинений, предвзятость правосудия, функционирующие вне правового поля тюрьмы Гуантанамо и секретных тюрем ЦРУ, применение пыток, воздействие государственных ведомств на судебные процессы, слабая пенитенциарная система, ущемление свободы слова, интернет-цензура, проявление нетерпимости по признаку расы и национальности, нарушение прав детей, экстерриториальное применение американского законодательства, ведущее к нарушениям прав человека в других странах, похищение людей, слежение за инакомыслящими, непропорциональное применение силы по отношению к мирным демонстрантам, применение смертной казни по отношению к несовершеннолетним и душевнобольным.

Серьезную озабоченность вызывает то, что США несмотря на декларации о приверженности соблюдению международных правочеловеческих норм и стандартов, предпочитают не брать на себя обязательств даже по базовым многосторонним договорам в сфере прав человека.

Европейский союз сейчас переживает самые непростые за всю историю своего существования времена с точки зрения уровня и качества соблюдения фундаментальных прав и свобод человека. Правозащитные проблемы проявляются сплошь и рядом.

Нарушения прав человека в ЕС охватывают весь спектр свобод - мысли, совести, религии, выражения мнений, СМИ, собраний и ассоциаций, передвижения. Особенно остро стоят проблемы, связанные с миграцией, положением беженцев и временно перемещенных лиц.

В последние годы во многих государствах-членах ЕС наблюдается стремительный опасный рост ксенофобии, национализма, фальсификации истории, неонацизма и в целом идей ненависти и агрессии по различным, в том числе социальным, языковым, расовым и другим признакам.

Активным образом это проявляется в Прибалтике, где положение русскоязычного меньшинства на протяжении долгих лет сопровождается такими серьезными проблемами как массовое безгражданство, запрещение и ограничение использования русского языка в образовательных и других государственных учреждениях, ограничение деятельности российских СМИ.

Считаем, что главенствующую роль в поощрении и защите прав человека и основных свобод на международной арене должна играть ООН. Выступаем против институционализации альтернативных ООН структур с сомнительными целями и неясными задачами и попыток отдельных государств подорвать авторитет Организации в этой области.

Наша принципиальная позиция в правозащитных органах ООН заключается в том, что правозащитные стандарты должны быть едиными для всех, а вопросы прав человека следует обсуждать на равноправной и взаимоуважительной основе, с упором на конкретный результат. Недопустима ситуация, когда одни государства начинают свысока, в поучительном тоне, давать другим уроки прав человека, используя при этом двойные стандарты и избирательный подход. Из-за этого ценность прав человека как института ставится под сомнение.

Выступаем против политизации прав человека и принудительного экспорта стандартов, характерных для одной группы государств, под видом общемировых. Хотя права человека универсальны, при их продвижении необходимо учитывать ценности различных обществ и цивилизаций.

Права человека не предназначены быть инструментом внешней политики, давления на суверенные государства. Будем противодействовать любым попыткам государств подвергнуть ревизии общепризнанные нормы международного права в области прав человека, отраженные в Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 г.), Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.).

Призываем все страны мира к равноправному коллективному реагированию на существующие правозащитные вызовы и угрозы.

В заключение хотел бы подчеркнуть и напомнить, что главной целью первых в мировой истории документов о защите прав человека (Устав ООН И Всеобщая декларация прав человека), заложивших основные ориентиры для развития этой области, было провозглашено «избавление грядущих поколений от бедствий войны».

Судя по всему, что-то пошло не так, раз права человека -парадоксально: под видом их защиты - столь масштабно и агрессивно нарушаются и подавляются со стороны западных стран. Эта ситуация должна быть исправлена.

Благодарю за внимание.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии