Публикация

  • 19.12.2016
    Михаил Швыдкой: Очень важно сохранить русский языком межнационального общения
    Автор: Ната Марк

В 2017 году Россия начинает свое председательство в СНГ. О том, каких инициатив стоит ждать, какие вопросы должны быть в центре внимания глав государств, рассказал в ходе парламентских слушаний, посвященных 25-летию СНГ, профессор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Российской академии театрального искусства (ГИТИС), посол МИД России по особым поручениям Михаил Швыдкой.

– Итак, 25 лет назад был создан СНГ. Сегодня людям, которые не жили в Советском Союзе, исполняется 25 лет. Это значит, что те, кому чуть за 30, жили в процессах, когда распадался Советский Союз, когда шли сложные национальные процессы во всех республиках Советского Союза. И сегодня мы имеем дело с молодыми тридцатилетними гражданами, которые, по существу, не имеют общих жизненных воспоминаний, которые есть у людей поколения родом из СССР. И это важный момент. Сегодняшняя политическая элита стран Содружества в большинстве своем уже не знает того объединяющего прошлого Советского Союза, они никогда не учились в Москве, они никогда не учились на русском языке, в том числе и в высших учебных заведениях. И здесь важно понимать, что нарастает отдаление народов. Поэтому, если мы сегодня говорим о перспективах председательства в СНГ, России необходимо особое внимание обратить на два обстоятельства. Первое, подчеркну, очень важное – это сохранение в СНГ русского языка как языка межнационального общения. Отмечу, что сегодня многие страны рассматривают возможность присоединения к Содружеству, рассматривают создание зон свободной торговли или режимов благоприятствования. Расширяют сотрудничество и на уровне парламентов, межправкомиссий. С ЕАЭС готовы выстраивать партнерство страны АСЕАН, БРИКС и ШОС.

Это страны, которые ранее не владели русским языком на национальном уровне, не учили его в той степени, как это было в Советском Союзе.

В этом расширяющемся партнерстве со странами – участниками ЕАЭС важно сохранить русский язык как язык межнационального общения. Это в год российского председательства должно стать одной из ключевых задач. И здесь мне видится очень много проблем. В первую очередь эти проблемы связаны с недостатком прежде всего педагогических кадров. Причем педагогических кадров не на уровне русского как языка коммуникаций, а русского как языка профессионального. Поясню. Для того чтобы сегодня в средней школе, к примеру, в Армении или Таджикистане преподавали на русском языке физику или химию, нужны хорошо говорящие и понимающие свой предмет преподаватели. Необходимо очень серьезно относиться к подготовке этих педагогических кадров. Если этого не будет сделано, то последующие 25 лет в СНГ мы заговорим на других языках.

Второй момент не менее важный – это сохранение единого информационного пространства. Мы должны себе отдавать отчет, что сегодня, к сожалению, российские телеканалы в странах Содружества "уходят в кабель", в спутниковое телевидение и уходят с федеральных каналов.

На этом фоне приходится констатировать, что в информационном пространстве СНГ средств массовой информации, которые вещают на русском, крайне мало. И такая ситуация складывается даже в странах, которые традиционно близки к России, к примеру в Казахстане. Именно в Казахстане была снята с федерального канала 1-я программа. Безусловно, каждая страна вправе проводить свою государственную политику. Однако фактор вымывания российского вещания из информационного поля нельзя недооценивать. И в этом смысле это не только вопрос доминирования России в СНГ, это и вопрос формирования интеллигенции Содружества, формирования схожего молодежного мировоззрения и идеологии в странах Содружества.

К примеру, наши коллеги из Киргизии хотели перевести на родной язык все образование. Пришлось предметно объяснять, что в таком случае придется переводить на киргизский язык все, от произведений Диккенса до учебников по хирургии. Очевидно, что того объема знаний, которым в 21 веке должен обладать образованный человек, специалист в той или иной отрасли, на киргизском языке просто нет. Либо это потребует невероятных затрат, либо вы должны будете сохранить русский язык как язык образования. Эту проблематику также стоит обсуждать экспертному сообществу, в том числе и в рамках парламентов.

Повторюсь, это вопросы непраздные, и решение этих вопросов затратное. В рамках СНГ мы должны сохранять и развивать центры подготовки и переподготовки преподавателей. К примеру, если бы в Индии не было английского языка как языка национального и межнационального общения, страна оставалась бы необразованной и, скорее всего, распалась. Иными словами, наличие единого языка межнационального общения – это еще и фактор целостности государств, входящих в интеграционные образования.

В 2017 году мы будем проводить 12-й по счету межгосударственный форум научной и творческой интеллигенции СНГ. Форум в 2006 году стартовал в Москве. Одной из ключевых тем обсуждения на конференции станет тема расширения квот на обучение детей и молодежи из стран Содружества. Это должно стать и ключевой задачей для России в рамках грядущего председательства. Нельзя допустить, чтобы это направление осталось без внимания экспертов и парламентов стран, в противном случае это приведет к негативным последствиям, будет способствовать отдалению и непониманию молодежи, а в дальнейшем и государств.

Сегодня на мировом рынке выбор в предоставлении образовательных услуг огромен. Ребенок из Казахстана, Таджикистана, Белоруссии выбирает образование во всем мире. Даже если говорить о том, что происходит в белорусских школах, то очевидно, что ребенку из Минска поехать в Вильнюс проще и дешевле, чем поехать в Москву или Санкт- Петербург или даже в Смоленск. И это все очень важные вещи. Это вопрос в том числе и тарифов, логистики, транспорта, жилья и т. д. Поэтому сегодня крайне важно расширить, увеличить квоты на получение образования в РФ для молодежи из стран Содружества. 

В России хорошее образование, мы напрасно сами его хаем, оно не такое ужасное, как об этом пишут в СМИ. Очевидно, что сближение стран СНГ, стран ЕАЭС, и в первую очередь молодого поколения, дает возможность миграции труда. Здесь речь идет не только о разнорабочих, но и об инженерных и научных кадрах. Всему большому рынку СНГ нужны ученые, инженеры, врачи, учителя. Огромный рынок, который существует в СНГ, нельзя терять и отдавать на откуп другим. И здесь ключевым фактором становится создание общих новых проектов, общих институтов развития, общих проектов в научной, технической сфере. Эти проекты будут способствовать сближению стран и сближению молодых ученых, инженеров, разработчиков из этих стран.

И здесь всплывает тема трагическая и объединяющая – тема Великой Отечественной войны. Мне кажется важным в год председательства России выйти с инициативой поставить памятник советскому солдату в Ржеве. Советскому, потому что победа в войне была одержана солдатами всех национальностей. В Ржеве, где шли тяжелые бои, где всю войну город переходил из рук в руки, – в этом городе нет памятника. Такая инициатива в год российского председательства была бы важной и в высшей степени полезной.

Источник: ТПП-Информ

Распечатать

Мониторинг событий

Открыть карту

Новости

Все новости

Архив публикаций