Шельмуя русские организации, власти Латвии сталкивают лбами латышей и нелатышей

Сейм Латвийской Республики принял в первом чтении поправки к закону «Об обществах и фондах». За принятие поправок проголосовали 88 депутатов, включая практически всех депутатов фракции Социал-демократической партии «Согласие» (председатель фракции – Янис Урбанович).

В поправках говорится, что деятельность общественной организации можно будет частично или полностью остановить, если ее деятельность создаёт угрозу для безопасности государства. Кроме того, может быть усилен надзор за деятельностью таких общественных организаций со стороны правоохранительных органов и Службы государственных доходов, которая на основании заключения спецслужб получит право четыре раза в год требовать детальную информацию о финансовых потоках и источниках финансирования общественной организации.

Нет сомнения, что данные поправки направлены против русских общественных организаций. Если эти поправки будут приняты в последнем, третьем, чтении, то деятельность их абсолютного большинства может быть или приостановлена, или серьезно затруднена.

На сегодняшний день в стране зарегистрированы свыше 150 общественных организаций (точными данными автор не располагает), которые своей целью ставят продвижение в Латвии русского языка и русской культуры, изучение истории страны, защиту прав российских соотечественников, решение социальных вопросов и пр. Организации созданы как на уровне отдельных городов, так и на уровне республики в целом, т.е. имеют как головную организацию в Риге, так и ее структурные подразделения в других городах.

Наиболее активными являются примерно 40-60 организаций. Они ежемесячно проводят по одному, а то и по несколько мероприятий, участниками которых становятся десятки или даже сотни, тысячи людей. Важно отметить, что наиболее активные из этих организаций активно используют СМИ для информирования латвийского общества о своих мероприятиях, а некоторые даже выпускают собственные журналы и газеты. Около 40-50 организаций менее заметны в общественной жизни, поскольку проводят, быть может, одно или два-три мероприятия в год. И есть несколько десятков организаций, о деятельности которых общественность узнает один раз в два-три года или которые по разным причинам уже прекратили свою деятельность, но еще не ликвидированы.

С 1998 г. в Риге действует Координационный совет общественных организаций Латвии, который с 2007 г. носит название Совет общественных организаций Латвии (СООЛ). В него объединились, по разным оценкам, от 60 до 80 русских общественных организаций. Эпизодически в работе СООЛ участвуют также представители украинских, белорусских, армянских, азербайджанских и узбекских общественных организаций.

С 2008 г. СООЛ формирует оргкомитет, который готовит и проводит ежегодную конференцию организаций российских соотечественников Латвии. В этих конференциях всегда участвуют делегации других национальных меньшинств. Принятые на них документы в переводе на латышский и английский языки рассылаются в органы власти Латвийской республики, а также в органы власти Европейского союза и европейские СМИ, а также в органы власти и СМИ России.

На общем фоне общественной жизни в Латвии деятельность русских общественных организаций очень хорошо заметна. Если судить по публикациям в СМИ, в том числе латышскоязычных, то такая деятельность является сегодня более активной и заметной, чем у других национальных меньшинств или общественных организаций, которые созданы по инициативе латышей. И это притом, что общее количество зарегистрированных в стране латышских общественных организаций многократно превышает численность зарегистрированных русских общественных организаций: если в 2011 г. их общее количество составляло около 13 тысяч, то в 2016 г. – уже свыше 20 тысяч.

Конкуренции нет и не может быть, однако деятельность русских общественных организаций вызывает все более активную недоброжелательную реакцию со стороны как государства, так и отдельных латышских СМИ, активно выступающих за построение так называемой латышской Латвии (читай: недемократической, тоталитарной). Деятельность русских организаций ими откровенно шельмуется, подвергается необоснованному прессингу. В качестве наиболее активных проводников такой линии следует назвать большую часть латвийских депутатов Европейского парламента и практически всех депутатов Сейма Латвии и министров Кабинета министров ЛР, а также Полицию безопасности Латвии, передачу Nekā personīgā телекомпании TV3, газету Latvijas Avīze и др.

Реагируя на постоянные клеветнические выпады в свой адрес со стороны передачи Nekā personīgā телекомпании TV3, Совет общественных организаций Латвии на своем заседании 17 ноября 2015 года принял Открытое письмо, которое направил в адрес верховного комиссара ОБСЕ по вопросам СМИ, руководства телевизионного канала TV3, Национального совета по радио и телевидению и Комиссии по этике Союза журналистов Латвии. В письме говорилось: «Уважаемые господа! Обращаем Ваше внимание на репортаж «Krievu kopienas Latvijā nodrošina talantīgāko jauniešu braucienus uz Krieviju» («Русская община Латвии отправляет талантливую молодежь в Россию»), показанный в передаче «Nekā Personīga» телеканала TV3 25 октября с.г. Рассматриваем данный репортаж не только как сознательное искажение его авторами смысла деятельности русских общественных организаций Латвии, а также деятельности России по гуманитарной поддержке российских соотечественников, проживающих в Латвии, но и как сознательное формирование у латышского зрителя неприязненного отношения к России и к деятельности русских общественных организаций, т.е. как сознательное нагнетание антироссийских и антирусских настроений в стране.

Выражаем категорический протест против подобной интерпретации деятельности России и русских общественных организаций, не имеющей ничего общего с действительностью, и считаем недопустимой ситуацию, когда на одном из самых популярных телевизионных каналов Латвии показываются передачи, направленные на ухудшение межнационального климата в стране и ухудшение межгосударственных отношений Латвии и России».

К огромному сожалению, приходится признать, что политика Латвийского Государства и националистическая, ультраправая, русофобская и антироссийская пропаганда официальных и неофициальных латышских СМИ делают свое «черное» дело – сталкивают лбами латышей и нелатышей и усиливают конфронтацию в отношениях Латвии и России. Давая непредвзятую оценку такой политике государства, нужно признать: она демонтирует основы коммуникации между латышской и русскоязычной общинами, наносит огромный ущерб отношениям Латвии и России и, по сути, разрушает само Латвийское Государство. Соответственно, ее проводники на самом деле защищают интересы не государства, а интересы ультраправой части западной латышской эмиграции и интересы США и НАТО, которым судьба Латвии и латвийского народа абсолютна безразлична.

Русские общественные организации активно выступают против возрождения нацизма в Латвии, против закрытия русских школ и преследования инакомыслия, в защиту жильцов денационализированных домов. Иными словами, только такая деятельность еще позволяет надеяться, что со временем Латвия все же вернется на демократический путь развития, т.е. станет страной политического и межнационального равноправия. В случае же закрытия русских общественных организаций и русских школ, к чему стремятся ультраправые националисты в сейме и Кабинете министров, потребуется очень мало времени для того, чтобы Латвия де-факто стала нацистским государством.

С этой точки зрения нельзя понять мотивы, которыми руководствовались члены фракции Социал-демократической партии «Согласие» во время голосования за поправки к закону «Об обществах и фондах». Сайт латвийского парламента бесстрастно свидетельствует, что за данные поправки проголосовала вся фракция партии «Согласие». Единственный, кто от этой фракции и вообще от всего депутатского корпуса был против – Юлия Степаненко. Честь ей и хвала! Но при таком «понимании» демократии остальными депутатами от СДП «Согласие» не будет ничего удивительного, если поправки при третьем чтении будут приняты едва ли не единогласно.

 

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии