Любовь Глебова: В наших силах и возможностях предложить то лучшее, что есть в России

Недавно Европарламент принял резолюцию по противодействию пропаганде, где одной из основных угроз Европе называют федеральное агентство «Россотрудничество». Глава агентства Любовь Глебова убеждена, что такое решение демонстрирует антинародную политику евродепутатов, поскольку они пытаются запретить деятельность, на которую есть реальная потребность их собственного народа. Об этом, а также о возобновлении работы российско-турецкого общественного форума и взаимодействии РФ и США при новом президенте Дональде Трампе Глебова рассказала в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Татьяне Калмыковой.

- Расскажите, что удалось Россотрудничеству сделать за этот год?

- Главное, мы отходим от бюрократического подхода и шаблонов. Дается ли нам это просто? Нет. Всегда легче сделать штамп и растиражировать его повсюду. Но мы должны быть интересны людям. Деятельность агентства должна отвечать запросам не только наших соотечественников, но и всех, кто хочет приобщиться к культуре России, получить не искаженную информацию от СМИ, а узнать о нашей стране непосредственно от нас. Именно в этом направлении мы и работали.

Отказавшись от шаблонного подхода, от однообразных методов работы, мы перешли на реальные страновые программы. Направления деятельности для каждой страны разрабатываются индивидуально, мы учитываем не только ее культурно-исторические особенности, но и современные потребности.

Например, в некоторых странах огромную популярность получил российский праздник — День семьи, любви и верности. По сложившейся традиции супружеским парам, прожившим в браке более 25 лет, воспитывающим детей и внуков, вручается медаль. С каждым годом из наших центров поступает все больше и больше заявок. Так, если в прошлом году мы поздравили 239 пар соотечественников, в том числе состоящих в смешанном браке, то в этом году их уже более 400. Активны Украина, Белоруссия, Казахстан, Испания, Германия, Греция, а также Турция, Конго, Марокко, Тунис, Китай, Куба.

В наши новые проекты, посвященные продвижению традиций русской, вернее, российской кухни, с удовольствием включились Сербия, Кипр, Болгария, Финляндия.

В других странах интереснее курсы для дошкольных преподавателей, а где-то широкий отклик получают танцевальные мастер-классы и шахматные клубы. И таких примеров можно привести еще много.

При этом в каждой стране любят и наши традиционные мероприятия — концерты российских музыкальных коллективов, творческие встречи с артистами, режиссерами, художественные и фотовыставки.

Коротко говоря, мы выявляем потребности, анализируем спрос и делаем предложения, которые однозначно будут востребованы в той или иной стране, так как подсказаны заинтересованностью людей.

В уходящем году произошло, с нашей точки зрения, показательное событие: впервые за все время ресурс мягкой силы России был высоко оценен в одном из международных рейтингов — мы оказались в числе первых трех десятков стран. Это является признанием того, что наша гуманитарная сила, наши ценности и традиции имеют большой потенциал, чтобы оказывать влияние.

- Коль скоро вы упомянули о мягкой силе России, сталкиваемся ли мы с попытками этому противодействовать? Недавно Европарламент, в частности, принял резолюцию по противодействию российской пропаганде.

- Наши инструменты не политизированы, они человечны. Поэтому недавняя резолюция Европарламента, в которой Россотрудничество упоминается в качестве основной информационной угрозы Евросоюзу и его партнерам в Восточной Европе, вызвала у нас разочарование в компетентности таких чиновников. Ведь подобного рода документ — наглядная демонстрация современного отношения депутатов Европарламента не к России, а к гражданам собственных стран. Такое решение фактически демонстрирует их антинародную политику, ведь они пытаются запретить деятельность, на которую есть реальная потребность у тех людей, интересы которых они, собственно, и должны представлять.

В то же время принятие такой резолюции, по сути, означает, что наша работа заметна и эффективна. В наши центры люди приходят по собственном желанию, потому что им интересна Россия, они хотят знать о ней больше. И я уверена, что так будет и дальше. Европейские парламентарии не в силах запретить людям общаться. Я думаю, что время все расставит по местам.

- Схожим образом действуют и в США. Так, Конгресс принял законопроект, предусматривающий создание специальной межведомственной группы по «выявлению тайного влияния» России. С какой целью это делает Вашингтон?

- Эксплуатация русофобских настроений стала модной частью политики на Западе. При этом мы знаем, что у обычных людей политика правящей верхушки вызывает по меньшей мере удивление. Примером тому служит открытие в Париже нашей конференции, посвященной выдающемуся философу и психологу Льву Выготскому. Это происходило в то время, когда стали известны позиция Олланда и отказ Путина от этого визита. Но ни один из ученых-психологов не отказался от участия в нашей конференции. Более того, они подходили ко мне и говорили: «Нам стыдно за позицию нашего руководства».

- Есть ли надежды на изменение ситуации при новой администрации или же «российскую угрозу» продолжат использовать американские политики в своей риторике?

- Выигрывают те политики, которые говорят о необходимости добрососедства, выступают за то, чтобы двигаться вперед совместно. Это факт. Я, как русский человек, горжусь, что избирают тех политиков, которые выступают за развитие отношений с нашей страной.

Американское правительство должно будет внедрить реальные механизмы, которые отвечают программному заявлению тогда еще кандидата в президенты. Невозможно идти на выборы с одними лозунгами, а потом реализовывать другие — ведь мандат доверия нужно получать и на следующем этапе. Конечно, есть разные мнения, есть вопросы бесперспективные с точки зрения формирования единой позиции, но есть и такие, которые уже сейчас имеют общие отправные точки. Народ сказал: давайте договариваться, не надо конфронтации. А в гуманитарной сфере, как правило, на этот счет вообще расхождений не бывает.

-Непростой, мягко говоря, период переживали в этом году и российско-турецкие отношения. Так, в прошлом году был отменен российско-турецкий общественный форум из-за инцидента с самолетом. Будет ли он все-таки проведен?

- Мы возобновили работу по подготовке форума. У нас сейчас активизировались все комиссии, созданные в его рамках. В ближайшее время у меня планируется поездка в Стамбул, где я буду встречаться с моим визави, сопредседателем с турецкой стороны Ахмедом Чонкаром. Встреча должна состояться в этот вторник.

Традиционно готовится доклад главам государств от сопредседателей общественного форума, где отражена оценка состояния наших отношений. Там имеется и достаточно широкий спектр предложений по общественным инициативам.

Стоит отметить, что очень активно работает наш культурный центр в Анкаре. Есть совместные планы с Росатомом по поводу гуманитарного сопровождения их проекта АЭС «Аккую». Мы много работаем с «Росатомом».

- Какие образом осуществляется это сотрудничество с «Росатомом»?

-В рамках нашего взаимодействия мы уже не один раз отмечали следующее: без гуманитарного сопровождения деятельности российского бизнеса за рубежом его экономическая интеграция в той стране, куда он приходит, будет менее успешна. Бизнес должен показать свою полезность и необходимость людям. И мы его правильно ориентируем, потому что знаем ситуацию, знаем, какие есть потребности у людей.

То есть, например, строительство «Росатомом» атомной станции за рубежом — это не только электричество и рабочие места там, где заработает станция. Люди должны понимать, что Росатом еще предоставит им возможность приобрести нужную профессию, повысить квалификацию, чтобы получать хорошую зарплату. Для их детей компания создает школы, которые дают качественное образование, ориентированное, кстати, на российские стандарты, организует летние молодежные лагеря для отдыха. Такую гуманитарную работу мы ведем с «Росатомом» в нескольких странах: в Финляндии, Венгрии, Индонезии и Турции. В каждой стране имеется отдельная программа.

Всей этой инфраструктурой имеет смыл заниматься потому, что это важный компонент формирования лояльности к бизнесу и это необходимо компании. Люди, которые уже получили от нее некие социальные блага, причем не навязанные, а зачастую остро необходимые, смогут в случае чего и ответить на негативные информационные вбросы в отношении компании.

Поэтому мы считаем, что должны поддерживать наших бизнесменов, которые выходят на зарубежные рынки, и это касается не только «Росатома». Ведь правильная интеграция компании в стране, формирование приемлемости ее бизнеса — это еще и формирование положительного образа России за рубежом. С этими предложениями мы выходили в рамках Восточного экономического форума в этом году.

- Заглядывая в будущий год, есть ли в планах расширение представительств Россотрудничества, в каких странах? Есть ли намерения запустить какие-то новые проекты за рубежом?

- Открытие центров происходит в строгом соответствии с межправительственными соглашениями. Как правило, наши РЦНК находятся в столицах. Но как показывает практика, интерес есть и в других городах. Поэтому там, где есть в них потребность, там и открываем центры.

Так, например, недавно Россотрудничество открыло в Беларуси уже третий Российский центр науки и культуры. Он находится в Гомеле. Этот город обладает большим потенциалом для российско-белорусского сотрудничества — он один из ключевых культурных, образовательных и научных центров Беларуси. Кроме того, более десятка российских городов являются побратимами белорусского Гомеля, что дает дополнительные возможности для развития региональных, муниципальных связей, прямого общения между жителями наших стран.

В конце года будет открыт центр в Оше (Киргизия). В наших планах создать филиалы в Гюмри (Армения), Гяндже (Азербайджан), Худжанде (Таджикистан).

Основное внимание мы обращаем, конечно, на страны СНГ, поскольку они являются приоритетными для Россотрудничества и для страны в целом. Но на этом направлении мы не останавливаемся, например уже проведены переговоры по открытию центра в ОАЭ.

Сейчас у Россотрудничества 94 загранпредставительства в 80 странах. Из них в 61 стране работает 70 полноценных российских центров науки и культуры (из них 9 отделений), в 22 странах — 24 представителя в составе посольств.

Однако я бы хотела подчеркнуть, что наши культурные центры — это не единственный инструмент международного гуманитарного сотрудничества. Мы взаимодействуем с объединениями соотечественников, общественными организациями. Так, в Барселоне, где нет официального центра, мы ведем работу в рамках дополнительного образования детей в русской школе. Сегодня велико число возможностей, которые не требуют финансового вложения или обязательного открытия центра.

- Мы будем дальше продвигать ту самую мягкую силу, несмотря на противодействие со стороны некоторых стран?

- Вы знаете, у нас задача в другом. Мягкая сила — это наши традиции, история, культура, образование. И мы будем создавать условия для того, чтобы все это развивалось, было востребованным в мире. И к агитационно-пропагандистским методам мы никогда не прибегали и не будем этого делать.

Мы стремимся сформировать у людей правильную мотивацию и обеспечить их заинтересованность. И это в одинаковой степени относится и к продвижению русской культуры, российского образования, достижений нашей науки. Мы ничего не навязываем, не насаждаем. Но в наших силах и возможностях предложить то лучшее, что есть в России.

Так, если в какой-либо стране есть заинтересованность в открытии дошкольных учреждений с русским языком и люди обращаются к нам за поддержкой, то мы, конечно же, не станем пытаться открывать там русский детский сад, но в наших силах показать, что именно российские образовательные технологии и педагогические методы в настоящий момент лучшие в мире.

Принятая буквально на днях новая Концепция внешнеполитической деятельности отвечает современным запросам. В ней особенно подчеркивается, что для решения задач, которые поставлены перед государством, гуманитарные инструменты становятся такими же важными, как и политические, экономические и военные.

В Концепции утверждается, что необходимы новые формы и методы продвижения России. Это дает нам больше возможностей для дальнейших действий, для запуска новых механизмов работы.

Все это накладывает на Россотрудничество огромную ответственность. Хочу надеяться, что наша работа в этом году, все новации, идеи помогут нам двигаться в нужном направлении.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии