Лукашевич: «Уверены, что национальное примирение на Украине достижимо»

29.07.2016

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ОБСЕ Александра Лукашевича на заседании Постоянного совета ОБСЕ, Вена, 28 июля 2016 года в ответ на выступления главы Спецмониторинговой миссии ОБСЕ на Украине Эртугула Апакана и спецпредставителя ДП ОБСЕ в Контактной группе по Украине Мартина Сайдика.

Уважаемый господин Председатель,

Рады вновь приветствовать уважаемых послов Мартина Сайдика и Эртугула Апакана на Постсовете ОБСЕ. Высоко ценим ваши усилия в рамках Контактной группы и во главе Спецмониторинговой миссии ОБСЕ, направленные на мирное урегулирование. Отмечаем ваш личный вклад в содействие сторонам внутриукраинского конфликта в поиске взаимоприемлемых решений в формате Контактной группы и её профильных подгрупп.

Уверены, что национальное примирение на Украине достижимо. Но сделать это можно только через подлинный прямой диалог Киева с отдельными районами Донецкой и Луганской областей. Залогом стабильного и демократического государственного устройства Украины является должный учет интересов всех регионов и всех жителей страны.

Минский «Комплекс мер» является единственной и безальтернативной основой урегулирования конфликта на Юго-Востоке Украины. Напомню, что такое понимание было достигнуто и не раз подтверждено лидерами стран «нормандской четверки», а сам «Комплекс мер» поддержан резолюцией 2202 Совета Безопасности ООН, который призвал обеспечить полное (особо подчеркну - полное) выполнение «Комплекса мер».

Попытки исказить или однобоко интерпретировать содержащиеся в нем договоренности являются деструктивными и крайне опасными. Нельзя абсолютизировать его военные положения, отодвигая на второй план политические аспекты. Такой селективный подход не способен обеспечить устойчивое урегулирование. Неоднократно мы были свидетелями того, как договоренности о перемирии срывались буквально через несколько дней после их достижения. Меры по обеспечению военной безопасности заработают лишь тогда, когда будут подкреплены конкретными политическими решениями. Необходимо, не нарушая зафиксированный в «Комплексе мер» алгоритм действий, вести работу по согласованию документов политического урегулирования, с тем чтобы сразу после установления устойчивого режима прекращения огня обеспечить реализацию этих договоренностей. В противном случае стороны не смогут продвинуться к цели урегулирования.

Убеждены, что первым шагом по деэскалации должно стать скорейшее согласование в Контактной группе параметров разведения сил сторон и создания демилитаризованных зон на линии соприкосновения. Параллельно необходимо обеспечить политические гарантии безопасности для жителей Юго-Востока Украины. Это предполагает согласование Киевом с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей постоянного законодательства об особом статусе этих районов и поправок в Конституцию Украины о децентрализации.

Следующим шагом на пути к нормализации должна стать разработка военных и политических мер укрепления доверия и безопасности. С военной точки зрения такой мерой может стать размещение в демилитаризованных зонах наблюдателей СММ ОБСЕ, отвод техники и вооружений к местам складирования и установление вокруг этих складов постов круглосуточного наблюдения СММ, разработка и введение в действие механизма рассмотрения каждой стороной инцидентов военного характера с обязательным привлечением виновных к ответственности. С политической точки зрения важно в соответствии с «Комплексом мер» обеспечить помилование и амнистию путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место ранее в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, а также освобождение и обмен всех заложников и незаконно удерживаемых лиц по принципу «всех на всех».

После того как будут предприняты эти неотложные меры по стабилизации обстановки, можно приступать к дальнейшим шагам по политической и социально-экономической реинтеграции Донбасса путем проведения местных выборов, отмены введенного Киевом дискриминационного контрольно-пропускного режима через линию соприкосновения, возвращения выведенных украинских социальных, экономических и финансовых институтов, возобновления социальных выплат, восстановления разрушенных объектов инфраструктуры.

Господин Председатель,

Вынуждены констатировать, что пока работа по большинству направлений в Контактной группе буксует. Киев не предпринимает никаких реальных шагов на политическом треке, ссылаясь на напряженность вдоль линии соприкосновения, которую сам же провоцирует. Складывается впечатление, что война в Донбассе является удобным предлогом, на который легко списать провалы во внутренней политике, прикрыть неспособность украинского руководства выполнять взятые на себя в Минске обязательства. Тем временем ситуация на линии соприкосновения деградирует, растет опасность возобновления масштабных боевых действий. Рассчитываем, что в украинской столице услышат призыв генсекретаря ООН обеспечить перемирие во всех конфликтах на время Олимпийских игр.

По оценкам СММ ОБСЕ, в последнее время резко возросло число неизбирательных обстрелов, увеличилось количество жертв среди мирного населения, разрушено множество объектов гражданской инфраструктуры. За период с апреля по июль в Донбассе был убит 21 мирный житель, ранено 43 человека, разрушена каждая пятая школа. Населенные пункты под контролем ополчения практически ежедневно подвергаются обстрелам с позиций ВСУ.

В этих условиях мы призываем СММ усилить мониторинг в равной степени по обе стороны от линии соприкосновения. Необходимо в полной мере реализовать имеющиеся у Миссии возможности по раннему предупреждению. СММ не должна «проспать» начало боевых действий. Следует организовать постоянное наблюдение в «горячих точках» путем установления там круглосуточных постов. Это стало бы важным сдерживающим фактором, открыло бы возможность для оперативного содействия установлению локальных перемирий. Призываем СММ подготовить отдельный тематический доклад о гуманитарных последствиях артиллерийских обстрелов населенных пунктов и объектов инфраструктуры.

Предлагаем Миссии усилить также взаимодействие с СЦКК и теми, кто контролирует ситуацию на местах. Востребованность в этом возрастет, когда стороны приступят к разведению сил и созданию демилитаризованных зон.

Необходимо также усовершенствовать верификационный режим. Ситуация, когда с украинских складов, по данным СММ, пропало более 800 единиц вооружений, недопустима. Сторонам необходимо вернуть в места складирования всю пропавшую оттуда технику и законсервировать её. Оружие не должно храниться в состоянии боевой готовности и охраняться теми же солдатами, которые из него стреляли. СММ должна установить круглосуточное наблюдение за местами хранения с помощью технических средств, оперативно докладывать в Контактную группу обо всех нарушениях. Проверка техники должна вестись на паритетной основе. Это касается и полетов БПЛА. Создание преимуществ для одной из сторон конфликта недопустимо. Если СММ докладывает о вооружениях ополченцев на всей территории под контролем самопровозглашенных республик вплоть до украинско-российской границы, то по другую сторону линии соприкосновения ей следует докладывать о военной технике ВСУ, как минимум, в приграничных с Донбассом областях Днепропетровской, Запорожской и Харьковской.

Приветствуем внимание СММ к тяжелой гуманитарной ситуации в Донбассе, содействие проведению ремонтно-восстановительных работ и разминирования. В условиях сохранения дискриминационного контрольно-пропускного режима, ограничивающего свободу передвижения жителей Донбасса, призываем обеспечить постоянное присутствие наблюдателей на украинских блокпостах на линии соприкосновения.

Обращаем внимание на необходимость более пристального наблюдения за ситуацией на остальной территории Украины. Вынуждены констатировать, что пока эта часть мандата СММ выполняется недостаточно. Информация Миссии о массовых демонстрациях и протестах против ухудшения социально-экономической ситуации, о влиянии националистических элементов на принятие политических решений, убийстве журналистов, отсутствии результатов расследования одесской трагедии и других преступлений против человечности, росте нелегального оборота оружия и числа преступлений с его применением носит фрагментарный характер. Необходимы развернутые оценки политических и социально-экономических тенденций в украинском обществе, поскольку они влияют на урегулирование конфликта. Востребована подготовка тематических докладов по вопросам свободы слова и прав журналистов, деятельности радикальных и экстремистских организаций, соблюдению прав и свобод граждан. Объективность отчетов и сбалансированная подача информации являются залогом репутации СММ и ОБСЕ в целом.

Пользуясь случаем, хотел бы ещё раз поблагодарить уважаемых послов Мартина Сайдика и Эртугула Апакана за их трудную и ответственную работу. Прошу передать наши искренние слова признательности всем наблюдателям Спецмониторинговой миссии ОБСЕ.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии