Россия предлагает рассмотреть дискриминацию христиан на специальной конференции ОБСЕ

22.07.2016

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ОБСЕ А.К.Лукашевича на специальном заседании Постоянного совета ОБСЕ, Вена, 20 июля 2016 года.

Уважаемый г-н Председатель,

Прежде всего, признательны уважаемому послу К.Вильду за солидную и, подчеркну, профессиональную работу, которую он проделал на посту председателя неофициальной рабочей группы по вопросам миграции и беженцев.

Миграционная тема становится всё более актуальной в мире, в том числе в ОБСЕ. Десятилетиями создаваемые механизмы реагирования на кризисы оказались не готовы к новым вызовам в миграционной сфере. Это ярко проявилось в ситуации, которая сложилась в странах Евросоюза и ряде других государств, которые столкнулись с массовым притоком мигрантов из Ближнего Востока и Северной Африки.

Для ответа на такие вызовы принципиально важно проанализировать их коренные причины, особенно с точки зрения предлагаемой концепции «разделения ответственности» (shared responsibility). Очевидно, что в первом ряду следует назвать события так называемой «арабской весны», которые во многом были спровоцированы внешним вмешательством во внутренние дела ряда суверенных государств региона в целях их дестабилизации и смены правительств. Итогом стал подрыв экономик, разрушение социальной инфраструктуры и привычного уклада жизни миллионов людей. Вакуум власти довольно быстро заполнился радикальными группировками, что привело к резкому всплеску терроризма, который угрожает жизни целых групп населения.

В результате мощные потоки беженцев устремились в Европу, где первоначальное гостеприимство быстро сменилось строительством новых стен на границах. Этому сопутствовало усиление популистской антииммигрантской риторики, зачастую переходящей в ксенофобию.

Новые вызовы в сфере миграции породили и новые угрозы терроризма и экстремизма. Следствием стала целая череда террористических актов в ряде стран региона ОБСЕ, включая недавние трагические события. 

При этом никуда не делись другие базовые причины массового перемещения населения - бедность, безработица, неравномерное распределение богатства между странами и регионами.

Господин Председатель,

Основной международной площадкой для взаимодействия по проблематике миграции является ООН. В сентябре этого года состоится заседание высокого уровня Генеральной Ассамблее ООН по данной теме. Но и ОБСЕ в рамках должного «разделения труда» может внести свой вклад в общее дело. В этом контексте хотели бы высказать ряд предварительных комментариев по докладу уважаемого посла К.Вильда.

Проведена серьезная кропотливая работа, которая заслуживает самой высокой оценки. В ее основе качественный структурный и сравнительный анализ деятельности ОБСЕ на миграционном направлении. Он подтвердил, что в Организации уже наработан солидный пласт обязательств в области миграции, дополняющий имеющиеся универсальные стандарты. На этот комплекс норм нам и следует опираться в поиске оптимальных решений проблем миграции.

Вместе с тем не стоит расширительно трактовать и таким образом размывать режим международной защиты беженцев, который основан на Конвенции ООН о статусе беженцев 1951 г. и Протоколе к ней 1967 года. Об этом неоднократно предупреждал Верховный комиссар ООН по делам беженцев.

Полагаем, что миграционная проблематика должна находиться в постоянном фокусе внимания ОБСЕ. Исходим из того, что международная защита, борьба с преступностью, управление границами, интеграция мигрантов и беженцев, защита их прав человека, укрепление сотрудничества в миграционной сфере будут определять профильную повестку дня ОБСЕ.

Отдельного внимания требует дискриминация и вытеснение христиан из Ближнего Востока и Северной Африки. Полагаем, что эта проблему нужно рассмотреть на специальной конференции ОБСЕ, а также на СМИД в Гамбурге.

Необходимо ввести надлежащий контроль над миграционными потоками. Здесь ключевыми являются создание дополнительных каналов легальной и борьба с нелегальной миграцией, налаживание механизмов реадмиссии, установление прочного заслона на пути иностранных террористов-боевиков.

Следует содействовать принимающим государствам, включая страны ЕС, в обеспечении защиты прав человека беженцев и мигрантов на их территории. Как говорится в докладе, помощь в этом могло бы оказывать БДИПЧ, проводя оценку ситуации и вырабатывая по приглашению заинтересованных правительств соответствующие рекомендации.

Со своей стороны подтверждаем готовность делиться богатым российским опытом по эффективному приему и обустройству беженцев и вынужденных мигрантов и конструктивно работать по данной проблематике в ОБСЕ.

Благодарю за внимание.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии