Русская школа Латвии: новые угрозы

Русские в Латвии уже привыкли к чуть ли не ежегодным сменам правительства и обычно реагируют на это индифферентно. Однако новая правительственная коалиция, похоже, вновь намерена развернуть наступление на русское образование. Ситуацию комментирует сопредседатель Русского Союза Латвии (РСЛ) Мирослав Митрофанов.

Не изменили своим принципам радикалы из Нацобъединения «Всё – Латвии!» и на этот раз. И хотя им не удалось внести в принятую на прошлой неделе правительственную декларацию конкретные сроки перевода всех школ на государственный латышский язык, но их позиция отражена в другом документе – коалиционном договоре, в виде особого мнения. В соответствии с ним с 1 сентября 2018 г. все учебные заведения Латвии, в том числе и муниципальные детские сады, должны проводить обучение только на латышском языке. Такой вот подарок национальным меньшинствам  к 100-летию Латвийской республики, которое будет отмечаться через два года …   

Митинг защитников русских школ в Латвии

Что касается новой правительственной декларации, то в разделе «Реформы в образовании и науке» там говорится о необходимости разработки плана «перехода на единый стандарт обучения на государственном языке в финансируемых государством и самоуправлениями учебных заведениях, и необходимо начать реализацию этого плана». Хотя и звучит более расплывчато, ничего хорошего для многотысячного русскоязычного населения Латвии тоже не обещает. Таким образом, латвийские политики из правящей коалиции намерены лишить права учиться на родном языке тысячи детей Латвии. И особенно этого уже не скрывают…

На новые атаки на русские школы первыми отреагировали лидеры Русского Союза Латвии (РСЛ), пообещав в случае необходимости вывести людей на улицы, как это было уже в 2004 и в 2014 годах. «Русский мир» попросил сопредседателя РСЛ Мирослава Митрофанова прокомментировать ситуацию:

– Насколько серьезной угрозой Вы считаете новый договор правящей коалиции? Может быть, это очередные пустые политические игры?

– Нынешняя угроза русскому образованию в Латвии по своей серьёзности сравнима с той, что существовала два года назад, когда аналогичные планы и фразы появились в правительственной декларации предыдущего правительства, возглавляемого Л. Страуюмой из партии «Единство». Тогда мы провели ряд акций протеста, и планы о новой школьной реформе были отложены в долгий ящик.

Мы чувствуем ответственность за то, что происходит в стране с русским образованием. В своё время наступление на русские школы удалось остановить Штабу защиты русских школ, основную часть которого составляли члены нашей партии, тогда она называлась «За права человека в единой Латвии» (ЗаПЧЕЛ). 

Благодаря сопротивлению в 2004 году с властями был достигнут компромисс. И речь идёт не только о пропорции 60 на 40, благодаря которой русский язык остался языком преподавания сорока процентов предметов в средней школе. По решению Конституционного суда русский язык было разрешено использовать в преподавании и тех предметов, которые входят в квоту 60 процентов, изучаемых на латышском. 

Итоги Школьной революции 2003–2004 годов не были полной победой, но сворачивание русского образования в Латвии было остановлено на долгие годы. Государство не особо давило на русские школы. Инспектора не устраивали внезапных проверок, не сидели на уроках с секундомером в руках и не подслушивали под дверью класса. Административное давление усилилось лишь лет через семь.

– Тем не менее русские школы все эти годы находились, можно сказать, на осадном положении?

– Серьезной проблемой для русских школ оказался переход на единый с латышскими школами централизованный экзамен по латышскому языку и литературе. Это существенно снизило результаты экзаменов у русских ребят, их возможности для поступления на бюджетные места и трудоустройства в государственном секторе. Открытое наступление на русские школы возобновилось в 2011 году, когда «Национальное объединение» начало собирать подписи за референдум о полной ликвидации русского образования. Тогда националистам собрать подписи не удалось. Но в 2014 году уже правительство заявило о подобных планах. Международная ситуация и наши протесты привели к заморозке этих планов. Сегодня мы видим попытки их реанимировать. 

– Правительственная декларация нового состава Кабмина во главе с Марисом Кучинскисом нарушает «перемирие» между государством и его русскими жителями.  В чём выражается сегодняшняя опасность?

– Судьба русских школ – открытая рана. Новый премьер обещал, что не будет сроков и насилия. Но в декларации появляется фраза о разработке неких единых стандартов образования в качестве подготовки для перехода на латышский язык обучения. Сроков нет, но формулировка оставила открытую рану, которую националисты теперь будут постоянно теребить. Им дали волю проявлять инициативу, теперь это не будет считаться с их стороны нарушением коалиционного договора. Теперь на каждом заседании Сейма Латвии они могут выходить к трибуне и требовать, чтобы «Карфаген был разрушен»… А в результате под постоянным психологическим давлением будет находиться наша школьная система и русское сообщество в целом.

– На этот счёт, по-моему, у русских Латвии уже давно нет никаких иллюзий. Они и раньше постоянно ждали подвоха со стороны властей.

– Не в иллюзиях дело. Русская школа сохранилась. И пока всё же нельзя сделать вывод, что уже принято решение о её ликвидации. Пока всё неопределенно. Но со стороны правительства давление будет, к этому надо быть готовым. Для Кучинскиса («Союз зелёных и крестьян») русские школы не являются приоритетным вопросом, они стали разменной монетой при создании коалиции с националистами. Но меня больше волнуют не они и не их совесть.

Меня больше беспокоит русская общественность. Нет чётко выраженного мнения, нет видения будущего. Лидер партии «Согласие» (Мэр Риги Нил Ушаков, — Ред.) говорит: «Проблемы нет!» Люди продолжают себе врать, надеяться неизвестно на что. Думают одно, а говорят другое. И это касается наших действующих народных избранников. 

Партия «Согласие», которая была избрана в Сейм в основном за счёт голосов русскоязычных сограждан, должна чётко сказать, каким она видит будущее русских школ в создавшейся ситуации.

 

Мирослав Митрофанов

– Знаю, что многие русские недоумевают, почему лидеры «Согласия» никак не отреагировали на новую правительственную декларацию.

– Они уже 10 лет ждут и надеются, что их пригласят в правительство. Поэтому хотят выглядеть нейтральными по отношению к «русским вопросам», забывая, что у них есть обязанности перед избирателями. Общество ждёт от «Согласия» чёткого ответа, какое будущее есть у русской школы Латвии после 2018 года. Но мы слышим только высокомерные рассуждения, что «вопрос о школах возбуждают радикалы с обеих сторон». Бог с нами, с «радикалами»! Существуют родители и дети, которые хотят учиться на родном языке. Они обеспокоены так же, как и учителя. Если «Согласие» считает, что в будущем все должны перейти на государственный язык обучения, то нужно сказать об этом избирателям и не морочить им голову.  Если же лидеры «Согласия» считают, что русское образование в Латвии должно сохраниться и развиваться, то надо чётко сказать, как это будет происходить. Общество ждет ответа. 

– А чего ждёт Русский Союз Латвии? 

– У нас позиция однозначная: мы будем организовывать акции в защиту русских школ. Мы начнём действовать, когда у нас на руках будет чёткое видение того, что предлагает министерство образования. До этого момента мы постараемся организовать диалог в обществе по этому вопросу, предложив своё видение будущего русских школ, и услышать реакцию «с другой стороны», в том числе от нового министра образования.

– Как Вы думаете, почему русские дети в Англии или в Германии спокойно учатся на неродном языке, не требуя для себя особой модели обучения?

В позапрошлом году я был в Сочи на Ассамблее Русского мира, который собирает преподавателей русского языка из разных стран. Слушал лекцию директора русской школы из Берлина, сначала подумал, что эта очередная частная школка. Оказалось, что школа частная, двуязычная, но с государственным финансированием, покрывающим большую часть расходов!

В разных странах используются разные модели образования нацменьшинств. Да, есть страны, где преподавание ведётся только на одном государственном языке: Исландия и Португалия. Но все остальные страны Европы используют несколько языков. Например, в Люксембурге помимо родного языка дети на протяжении всех лет учёбы изучают предметы на четырёх языках. Выпускники таких школ обладают самой высокой конкурентоспособностью в Европе! Заклинание наших националистов о том, что «раз страна называется Латвия, здесь всё должно быть на латышском» – это дикость! Это всё равно, что утверждать: лес называется сосновый, поэтому ели здесь расти не должны… Жизнь не терпит мёртвых схем. Сложность нашего общества – залог его устойчивости и креативности. Самые уязвимые природные системы создаёт человек на основе монокультуры. Они быстро разрушаются. А смешанные леса в нашей климатической зоне живут тысячелетиями. 

– Россия уже обратилась по проблемам русских школ Латвии в европейские учреждения, стоящие на защите прав нацменьшинств. Европа нам поможет?  

– Одно время в русскоязычной среде существовала большая надежда на Рамочную конвенцию по правам нацменьшинств. Но как только закончилась война в Югославии, эта Конвенция стала никому не нужна. Практика применения международных конвенций в области прав нацменьшинств полностью деградировала. Теперь международные рекомендации Латвия не то что не выполняет, она на них уже вообще не реагирует.

Двадцать лет назад латышская пресса очень болезненно реагировала на замечания со стороны международных правозащитных организаций, доказывая, что это клевета и в Латвии с правами нацменьшинств всё обстоит очень хорошо. А сейчас любые замечания по этому поводу просто не замечают. 

Латвия принадлежит к клубу «правильных» государств Европы, следовательно, критика в отношении Латвии неполиткорректна. Критиковать можно Россию, Китай – это пожалуйста! Но страны ЕС – вне критики. Поэтому в нынешних условиях никаких надежд на уважаемого комиссара ЕС по правам человека Нила Муйжниекса быть не может. Только своими силами мы сможем избавиться от лжи и лицемерия, от постоянных недоговоренностей со стороны наших политиков. Их действия носят разрушительный характер, поэтому нельзя просто молча сидеть и ждать.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии