Международная система и новая реальность

Три с половиной часа прямого диалога с журналистами, казалось, ничуть не утомили Министра. Отвечая на вопросы, Сергей Лавров формулировал главные задачи международной повестки дня и наиболее востребованные подходы к их решению. Представителей СМИ было около 500 человек – это в трое больше, чем в прошлом году. 

Главным вызовом наступившего 2016 года Сергей Лавров считает задачу по созданию справедливой демократичной  международной системы.  «Международная система должна адаптироваться к тому, что реально происходит в жизни», - подчеркнул Министр. Пояснив, что данный процесс сопровождается реформой институтов, занимающихся международной экономикой (финансовой и валютной системами) и мировой политикой (ООН и её СБ), глава МИД России добавил, что главное – «вести дела в мире сообразно новой обстановке, что означает выработку таких решений, которые будут поддерживаться всеми ключевыми странами».

«Если мы будем обеспечивать инклюзивность во всех процессах, когда все влияющие на ситуацию игроки не будут изолироваться, а будут приглашаться за стол переговоров, это и будет отражением тенденции современного мира, отражением необходимости учитывать новые реалии в мире, в мировой политике и экономике», - подчеркнул Сергей Лавров.

Примеры: урегулирование ситуации вокруг иранской ядерной программы, химическое разоружение Сирии, создание Международной группы поддержки Сирии. В таком подходе к решению проблемы Министр видит ключ к разрешению любого конфликта. «Этот принцип, - сказал Сергей Лавров, - абсолютно востребован при решении главной на сегодняшний день задачи – борьбы с терроризмом». Вызовом для мировой политики Министр считает и такой аспект, как договороспособность партнеров по диалогу, когда «кто-то не хочет садиться за один стол переговоров с кем-то». Сергей Лавров привел в пример многосторонние усилия по сирийскому урегулированию: Женевское коммюнике отказывались выполнять только потому, что в него не был вписан пункт об отставке президента Б.Асада. Новая международная система будет опираться, - убежден Министр – на Устав ООН, но должна быть существенным образом дополнена на основе тех же принципов Устава.

Канада

Отвечая на вопрос о возобновлении добрых отношений с Канадой, Сергей Лавров отметил, что с этой страной у России «во многом общие задачи, совпадающие интересы в том, что касается освоения Арктики работы в северных широтах,  хороший опыт практического сотрудничества в целом ряде областей». Последние два года Сергей Лавров назвал «периодом утерянных возможностей в отношениях с Канадой»: из-за русофобской политики прежнего правительства этой страны были свернуты двусторонние связи, приостановлена работа Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. С победой на выборах в октябре 2015 года Либеральной партии во главе с Д.Трюдо появилась возможность возобновления двусторонних контактов и внешнеполитического диалога.

Германия

Вопрос о двусторонних отношениях России и Германии затронул положение в Евросоюзе в целом, поскольку Германия считается локомотивом Европы.  Отметив, что двусторонние контакты на высшем и высоком уровнях между нашими странами по-прежнему активны, Сергей Лавров подчеркнул: «Мы видим, насколько сложно сейчас формируется единая линия  ЕС не только по миграции, но и целому ряду других вопросов. Мы видим, насколько важна роль Германии в качестве ведущей страны, локомотива  Евросоюза, насколько Германия стремится максимально учитывать интересы всех стран ЕС».

«Мы видим и ценим усилия Германии, направленные на то, чтобы существующее внутри ЕС, я бы сказал, активно-агрессивное меньшинство по целому ряду вопросов и не только отношений с Россией, но и по многим вопросам внутреннего устройства ЕС, все-таки умеряло бы свои аппетиты и амбиции и следовало бы неким общим правилам, которые как в ЕС, так и в любой другой нормальной равноправной организации  могут быть только консенсусными», - отметил Сергей Лавров. Министр пожелал Германии успешно справиться с тяжелейшими проблемами, вызванными мигрантами и  не «заметать под ковер» эти проблемы. Глава МИД России выразил надежду, что ЕС сумеет справиться с вызовами, которые несут предстоящие референдум в Великобритании, а также референдум в Нидерландах по поводу соглашения об ассоциации с Украиной.

Сирия и сирийские курды

Сергей Лавров считает, что на межсирийских переговорах круг приглашенных «должен быть инклюзивным, как записано в резолюции, то есть представлять собой максимально широкий спектр оппозиционных структур». Министр счел важным подчеркнуть участие в переговорах сирийских курдов (Партия демократического союза). «Исхожу из того, что без этого участника переговоры не могут принести результат, который мы хотим, а именно окончательное политическое урегулирование в Сирии, - заявил Сергей Лавров. - Сирийские курды составляют примерно 15% населения и занимают значительную, причем ключевую часть территории».

Министр пояснил журналистам, какой аргумент был выдвинут против их участия: зачем их приглашать, если они не борются против Б.Асада? Комментируя этот пассаж, Министр отметил: «Такого критерия – приглашать на переговоры только тех, кто борется с Б.Асадом – никогда не было. Переговоры в конечном итоге должны быть о прекращении огня, о решимости и повышении эффективности борьбы с терроризмом, а также о политических реформах в Сирии».

«Как можно вести речь о политических реформах в стране (кстати, те, кто продвигают такую достаточно одностороннюю повестку дня в сирийском урегулировании, на первое место ставят не борьбу с терроризмом, а  политические реформы), игнорируя ведущую курдскую партию – достаточно мощную силу, которая активно противостоит терроризму «на земле», той же самой ИГИЛ»? – пояснил Сергей Лавров. – «Неприглашение этой группы будет серьезнейшей ошибкой», - предостерег Министр, выразив надежду, что Вашингтон «этого так не оставит». По словам Сергея Лаврова, Россия «рассматривает курдов как важный народ, который исторически проживает на территории многих государств региона, включая Ирак, Сирию, Иран, Турцию». Министр отметил эффективную роль курдов в борьбе с ИГИЛ. «Мы поддерживаем борьбу сирийского и иракского правительств против терроризма и начали делать это задолго до того, как в августе 2014 года была сформирована т.н. «коалиция» во главе с США. Практически с самого начала появления этой террористической угрозы мы  учитывали это в поставках вооружений в Сирию и Ирак», - сказал Министр, отвечая на вопрос о роли России в поддержке курдов в их борьбе против терроризма. «Осознавая, что в Ираке с ИГ борются  правительственная армия и курдское ополчение, мы учитывали потребности курдов в поставках наших вооружений в Ирак, но они осуществлялись через центральное правительство, через Багдад», - подчеркнул Сергей Лавров. Далее обращение Министра было адресовано авторам теорий, оправдывающих раздробление Ирака. «… знаем о некоторых высказываемых теориях в пользу того, чтобы раздробить Ирак, - сказал Министр. - Аналогичные теории есть по Сирии, Афганистану, и мы знаем, кто это продвигает, в их числе и соседние страны, у которых давным-давно выработана идеосинкразия в отношении курдов. Это очень опасно, и мы будем противостоять таким тенденциям. Вся наша помощь, идущая и доходящая, в том числе до курдов, направляется через центральное правительство», - вновь подчеркнул Министр.

«Ядерная проблема Корейского полуострова»

Сергей Лавров рассчитывает на возможность решения ядерной проблемы Корейского полуострова. Об этом Министр заявил, отвечая на вопрос, возможно ли в будущем решение ядерной проблемы для КНДР по примеру Ирана? Какие трудности соответствующим сторонам нужно преодолеть в первую очередь? По мнению Сергея Лаврова, «здесь важно иметь в виду  следующий фактор: работают ли решения СБ ООН, которые были нацелены на недопущение дальнейшего прогрессивного развития ядерной военной программы Северной Кореи». «В политическом плане, безусловно, единственный путь – возобновлять шестисторонние переговоры», - убежден Сергей Лавров. Но без КНДР эти переговоры нереалистичны, полагает Министр, поскольку в таком случае это будет означать, что опять «кого-то пытаются изолировать». Опыт пройденного пути по решению проблемы ияп показывает, что переговоры, а не изоляция одной из сторон (КНДР в данном случае) – единственно правильное решение.

Болгария

Болгарский журналист пришел на пресс-конференцию Министра с подарками – походная фляга и сувенир в расцветке болгарского флага символизировали историческую память о дружбе российского и болгарского народов. В  вопросе о перспективах российско-болгарских торгово-экономических отношениях звучала тревога по поводу закрытия проекта «Южный поток», но более всего – о разрыве исторических связей с Россией.  «Поколение 90-х и 2000-х годов уже не будет знать свою историю», - сказал болгарский журналист, интересуясь, сможет ли Россия предоставить больше бюджетных мест для обучения болгар? Вместе с тем, звучала тревога по поводу наращивания присутствия вооружений стран НАТО, в том числе танков «Абрамс». «Как говорят в России «зачем попу наган, если он не хулиган?», - завершил свой вопрос болгарин.

Сергей Лавров разрядил напряженность: «По-моему, не «зачем», и не наган, а баян! Вопрос эмоциональный. Я понимаю эти эмоции и во многом их разделяю». Министр имел в виду многовековые исторические, культурные, духовные узы, связывающие наши народы, которые «обрывают» политики, а не народы. Причем, в интересах третьей силы, в данном случае – Брюсселя.  «Южный поток», как признал премьер-министр Б.Борисов, не дал строить Евросоюз, а именно Брюссель, - отметил Министр. - Я хочу все-таки видеть разницу между Евросоюзом и Брюсселем». Сергей Лавров высветил проблему брюссельской бюрократии, которая зачастую идет вразрез с интересами стран- участниц Евросоюза. Так было и с «Южным потоком», вместо которого был найден вариант «Северного потока-2», хотя, как сказал Министр: «Это мог вполне быть «Южный поток», если бы Еврокомиссия немножко думала не о геополитических играх, а о том, как сделать свою работу честно и надежнее обеспечить энергобезопасность ЕС».

По поводу образования, Сергей Лавров ответил однозначно: «Мы готовы будем расширять количество стипендий, которые мы предоставляем Болгарии, если такая заинтересованность будет проявлена, и если Болгария будет самостоятельно определять свою линию в этом вопросе». Вопрос о самостоятельности в принятии решений еще не раз будет подчеркнут на пресс-конференции в ответах Министра. Прозвучал он и в ответе на вопрос о НАТО, о размещении его инфраструктуры вблизи российских границ. Сергей Лавров привел данные статистики: в бюджетном запросе Пентагона на 2017 финансовый год (должны представить его в следующем месяце в Конгресс) на операции в Европе необходимо вместо нынешних 790 млн. долл. около 4 млрд. долл. - это более чем четырехкратный рост. Эти суммы выделяются на создание складов передового базирования техники, оборудования, ротация на постоянной основе американских военнослужащих. Сергей Лавров напомнил, что эти данные подтвердил Министр оборы США Э.Картер, выступая в Давосе. Положение можно было бы изменить, поскольку решения в ЕС принимают консенсусом, а каждая из стран-участниц, по идее, должна исходить из национальных интересов. Но дело в том, что, как сказал Министр, «решения в НАТО принимают США, а Европа просто «берет под козырек».

Надо ли реабилитировать Русский мир?

От украинского журналиста прозвучал вопрос о том, как российская дипломатия будет реабилитировать Русский мир? Причем дословно было сказано – «такое словосочетание, как русский мир». Странно, что пишущему человеку невдомек, что русский мир - это широкое духовное понятие, а не словосочетание. Но это ещё не всё: молодой человек обвинил Россию в нарушении «всех международных договоренностей и обязательств». На этот эмоциональный вопрос Министр ответил фактами: «Если Вы имеете в виду Будапештский меморандум, то мы его не нарушили. Он содержит одно единственное обязательство – не применять против Украины ядерное оружие. Никто этого не делал, и никаких угроз применения ядерного оружия в отношении Украины не звучало. Звучала обратная угроза. Ю.Тимошенко сказала, что «ватников» на Донбассе нужно наказать ядерной бомбой».

Что же касается русского мира, то Министр напомнил, что это не выдумка, а объективная реальность. Приведем небольшой сюжет из ответа на вопрос журналиста. «Теперь, если мы на фоне этих обязательств, которые действуют и для Украины, и для России, и для всех других, проанализируем то, что произошло с начала ноября 2013 г. по февраль 2014 г., то станет понятно, кто нарушал какие свои обязательства, кто покусился на то, что называется «русским миром». Могу процитировать Д.Яроша (удовольствие не из приятных). Всем известны его слова, которые он произнес задолго до того, как в Крыму произошел референдум. Он еще в конце февраля говорил, что русский никогда не поймет украинца, никогда не будет говорить на украинском языке, никогда не будет думать, как украинец, никогда не будет славить С.Бандеру и Р.Шухевича, поэтому русским в Крыму не место, их надо оттуда просто удалить. Он употребил, по-моему, даже более жесткие выражения. Потом Д.Ярош организовал «поезда дружбы», как вы помните, с вооруженными молодчиками для того, чтобы прорваться в Крым, потом организовали «пятую колонну», которая захватила Верховный совет Украины и так далее. Когда в Донбассе законно избранные по украинским законам и правилам руководители регионов стали восставать политически и морально против государственного переворота, когда вместо них из Киева стали присылать назначенных «казачков» – командиров и комиссаров, когда таких комиссаров не принимали и стали избирать народных мэров, украинское руководство, пришедшее к власти в результате путчей, стало использовать армию и авиацию против собственного народа. Помните, как бомбили Луганск? Про Одессу я вообще не говорю. Никогда это не будет расследовано. Совет Европы уже сделал заключение, из которого ясно, что украинские власти никогда не допустят правды. Кстати, когда был майдан, натовцы, американцы, Генсек НАТО взывали к нам, чтобы мы оказали влияние на В.Ф.Януковича, чтобы он не использовал армию против собственного народа. Он не использовал армию против собственного народа. А когда армию бросили в т.н. «антитеррористическую операцию» с авиацией, тяжелым вооружением против тех, кто не принял путч и протестовал против него, кстати сказать, ненасильственно, сразу на наши вопросы о том, нельзя ли посоветовать теперь и этим гражданам не использовать армию, от лица НАТО нам отвечали: «Вы знаете, они же, как бы, защищают свое государство». В заключение Министр ответил всем, кто пытается толковать защиту русских со стороны России главной угрозой.  «Получается, что всем дозволено заботиться о своих гражданах, и только Россия, когда начинает это делать, попадает в разряд агрессоров и нарушителей спокойствия, подрывника всех правил и законов международного общения. Это все от лукавого», - подытожил Сергей Лавров.

Но на этом некоторые журналисты не успокоились. Представительница испанских СМИ взволновалась упоминанием Д.Яроша, как действующего политика, якобы влияющего на политический расклад сил на Украине.  «Вы постоянно упоминаете некого Д.Яроша, - сказала она. - Он играет какую-то роль в правительстве Украины? Он никогда не имел отношения к исполнительной власти, он – никто. В таком случае, можно ли серьезно относиться к заявлениям об отношениях России и Украины ваших политиков – людей, которые набирают на президентских выборах 2%? Уточните, почему Д.Ярош должен быть мерой ваших отношений с Украиной?». Сергей Лавров уточнил: «Д.Ярош и его «Правый сектор» был одной из главных, если не самой главной, движущей силой майдана, причем майдана не мирнопротестного, а силового, который был подчинен задаче спровоцировать насилие, пролить кровь и под эту «сурдинку» сменить власть». Министр также напомнил, что, основываясь на публикациях за ноябрь 2013 г. – март 2014 г. представленных на пресс-конференции СМИ, Д.Ярош был далеко не маргинальным деятелем на Украине. «По крайней мере т.н. «поезда дружбы» на Крым собирал именно он, был весьма популярен, его цитировали. Мало того, сейчас он является депутатом Верховной Рады, он далеко не одинок. …Вот такие есть на Украине маргиналы, которые, как Вы считаете, не влияют на украинскую политику», - сказал в заключение Министр.

Той же журналистке из испанских СМИ Сергей Лавров ответил по поводу «возвращения Крыма»: «Нам нечего возвращать. Никаких переговоров о возвращении Крыма мы ни с кем не ведем. Крым является территорией Российской Федерации в полном соответствии с волеизъявлением всех народов Крыма, включая тех, кто не имел никаких прав при украинской власти и кто обрел права, включая государственный язык, когда Крым вернулся в Россию после проведения референдума, итоги которого Вам хорошо известны». Министр предложил журналистам самим съездить в Крым, чтобы не довольствоваться сведениями с чужих слов.

Грузия

«Мы за то, чтобы отношения с Грузией были нормальными и добрососедскими, - сказал, отвечая на вопрос о перспективах российско-грузинских отношений, Сергей Лавров. - Исходим из того, что грузинский народ не должен расплачиваться разрывом связей со своими российскими соседями, в которых заинтересованы грузины и россияне». Министр отметил, что российская дипломатия делает всё, чтобы облегчить гуманитарные связи. «Даже когда после разрыва Грузией дипломатических отношений мы были вынуждены отказаться от безвизового режима и ужесточить визовый режим во многом из-за того, что террористическая угроза не исчезла из Панкисского ущелья», - сказал Министр. Глава МИД отметил также, что за последнее время решен ряд проблем на взаимной основе по оформлению прав на дипломатическую недвижимость Грузии в Москве и России в Тбилиси. Кроме того, есть дипломатический канал, который позволяет обсуждать любые вопросы – это формат «Г.Б.Карасин-З.Абашидзе». Глава МИД России уточнил, что «открыт к контактам» со своим грузинским коллегой.

Япония

Японского журналиста интересовал вопрос о разногласиях России и Японии по территориальной проблеме. Он также отметил, что в Японии считают, что заключение мирного договора – это синоним решения территориального вопроса. Сергей Лавров ответил: «Мы не считаем, что мирный договор – это синоним решения территориальной проблемы. Это шаг, который необходим для того, чтобы отношения между двумя странами были нормальными не только по сути, но и по юридическому оформлению». Министр напомнил, что единственный документ, который был подписан и ратифицирован СССР и Японией в 1956 году, так называемая Декларация, очень четко ставит подписание мирного договора на первое место вне зависимости от того, как будет и может быть достигнута договоренность в окончательном виде по островам. В документе сказано: «мирный договор, а затем, возможно, не возвращение, а передача Советским Союзом Японии в качестве жеста доброй воли этих двух южных островов». Эта Декларация фиксировала признание Советским Союзом и Японией итогов Второй мировой войны. «Без подтверждения этой позиции и признания итогов Второй мировой войны, как они закреплены в Уставе ООН, нам практически невозможно двигаться вперед», - подчеркнул Сергей Лавров. «Мы ведь не просим чего-то запредельного, а только одного: чтобы Япония, как и все другие страны, которые подписали и ратифицировали Устав ООН, сказала, что она привержена Уставу ООН во всех его частях, включая статью 107, где говорится, что итоги Второй мировой войны не подлежат пересмотру». В этой связи Министр уточнил, что очередной раунд состоится уже в феврале на уровне заместителей министров иностранных дел. Будут обсуждаться вопросы, которые поставит японская сторона.

Возможна ли перезагрузка отношений с США?

Этот вопрос Сергей Лавров переадресовал: «Вопрос не к нам, - сказал Министр. - Наши межгосударственные связи опустились очень низко при всех великолепных личных отношениях между бывшим Президентом США Дж.Бушем и Президентом России В.В.Путиным». Глава МИД России напомнил, что «перезагрузка» отношений с США, предложенная бывшим Госсекретарем Х.Клинтон, была воспринята конструктивно, но не по инициативе России она была «свернута». «Мы открыты для сотрудничества со всеми на равноправной взаимовыгодной основе», - подчеркнул Министр. Сергей Лавров выступил с предложением: «Отвечая на Ваш вопрос, мне хотелось бы, чтобы у США состоялась «перезагрузка» со всем миром, чтобы «перезагрузка» была общей, чтобы мы все собрались и переподтвердили свою приверженность Уставу ООН, заложенным в нем принципам, включая невмешательство во внутренние дела, уважение суверенитета и территориальной целостности и право народов на самоопределение, право народов самим выбирать свое будущее без вмешательства извне».

Министр привел пример, когда в середине 30-х годов XX века СССР и США договорились установить дипотношения. Тогда именно США настояли, чтобы эта церемония была оформлена обменом официальными письмами между министрами иностранных дел. По требованию США в этих письмах было заложено взаимное обязательство не вмешиваться во внутренние дела партнеров, не подрывать политический строй и экономическую систему. Этого США требовали от СССР в 30-е гг. Обмен такими письмами состоялся. Эти письма есть на сайте МИД РФ. «Какое-то время назад мы предложили американцам повторить эти принципы в наших отношениях, но они ушли от этого. Повторю, такая «перезагрузка» была бы вполне своевременна», - подчеркнул Министр.

Завершая материал о большой традиционной пресс-конференции Министра иностранных дел России, напомним его слова, прозвучавшие как пожелание всем нам, и на Новый год, в том числе: «Лучше и честнее, и, главное, гораздо более устойчиво, выстраивать стратегию своего развития таким образом, чтобы учитывать все факторы современного мира при его нормальном развитии, не закладываться на то, что кто-то где-то будет наказан, и рынок будет для нас более благоприятен. Надо исходить из того, о чем мы говорим вслух: все страны выступают за свободное развитие международных отношений, за свободное и всестороннее развитие каждого государства без каких-либо ограничений. По крайней мере, в долгосрочном плане это на 100% будет полезнее для нашей страны».

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии