Налаживание взаимодействия с соотечественниками за рубежом

В последние годы Российская Федерация напряженно ведет работу по налаживанию взаимодействия с соотечественниками за рубежом. Зачем? Для чего? Какими методами? Что это дает? Подобные вопросы постоянно возникают в головах соотечественников. Ответить однозначно непросто. Сама диаспора за рубежом - разная по сути своего формирования: потомки покинувших российскую империю во времена революционных потрясений; лица, оставшиеся за пределами страны после Второй Мировой войны; диссиденты, протестовавшие против режима; современная экономическая иммиграция (в поисках высокой оплаты труда); люди, отправившиеся на обучение за рубеж; семейная иммиграция (когда один из супругов является иностранным гражданином), ну и, наверное, самая большая часть диаспоры – это люди, которые однажды утром проснувшись после распада Советского Союза, оказались соотечественниками во вновь образованных самостоятельных государствах не по своей воле.

Естественно, что представители разных волн соотечественников имеют разное отношение к прошлому и настоящему. Назвать какую-то единую причину, которая могла бы ментально сплотить все слои диаспоры в единое целое сложно.

Мы высоко ценим работу, которую по вопросам соотечественников ведется на исторической Родине. Принят закон «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом», работает Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом, создана система координационных советов соотечественников в странах их проживания, начали свою работу фонд «Русский мир» (продвижение русского языка и культуры за рубежом), Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом (название говорит само за себя), Фонд сотрудничества с русскоязычной прессой ВАРП, проводятся Всемирные конгрессы российских соотечественников, тематические конференции, семинары, круглые столы и т.д. Весь этот впечатляющий масштаб работы вызывает уважение. Она нацелена на результат - содействие консолидации движения соотечественников, развитие диалога между Российской Федерацией и диаспорой в странах проживания, продвижение русского языка и культуры, работа по донесению исторической правды и противодействию искажению истории (в первую очередь о ходе и итогах Второй Мировой войны), создание позитивного имиджа Российской Федерации, налаживание культурных и экономических связей. При системном подходе перечисленный выше огромный пласт народной дипломатии также является одним из эффективных инструментов не только сплочения соотечественников, но и служит межгосударственному общению. Многие из них обладают определенным статусом, контактами, влиянием и при умелом сотрудничестве все это может быть обращено во благо диаспоры и исторической родины в целом. Примеров такой работы в зарубежных странах сотни. В Португалии, небольшой европейской стране, государство откровенно заявляет, что рассматривает диаспору как ресурс страны по продвижению, представительству и защите интересов за рубежом. Даже в национальный парламент избираются 4 депутата от диаспоры. Это считается нормальным и обеспечивает постоянную связь страны с соотечественниками. Не говоря уже о программах поддержки культурного, научного, образовательного и экономического взаимодействия. Конечно, это все нарабатывалось десятилетиями, но ценность данной работы не подвергается сомнению.

Российская Федерация, обобщая и используя накопленный другими странами опыт, вырабатывая собственные механизмы взаимодействия с диаспорой, в настоящее время уже совершила серьезный скачок в области работы с соотечественниками. Нельзя забывать, что любой чужой опыт необходимо адаптировать к реалиям современности, специфики и масштабам страны, выбрав свой путь. Многое еще предстоит сделать. Говоря о вопросах, которые волнуют соотечественников, наверное, лучше говорить о примерах каких-то конкретных вещей, которые в той или иной общей степени беспокоят людей, проживающих за рубежом:

1. При обсуждении темы противодействия искажению истории нередко звучат пожелания о необходимости ведения планомерной работы по информированию населения стран проживания соотечественников о тех или иных исторических событиях путем задействования местных телевизионных каналов и печатных СМИ. В связи с этим встает вопрос подготовки информационных материалов, книг, статей, документальных фильмов, их размещения в информационном поле зарубежных стран. Необходимо увеличивать объемы, охватывать большее количество языков и стран. Хорошим примером является канал Russia Today.

2. Для укрепления связей с Российской Федерацией, популяризации русского языка, в том числе повышения престижа обучения на данном языке, необходимо серьезно работать над проблематикой признания российского образования за рубежом. Болонская система содействует данным процессам, но остается еще достаточно много вопросов. Одним из реальных механизмов, которые могли бы способствовать решению данного вопроса, а так же обеспечению экспорта образовательных услуг, могло бы стать заключение межправительственных соглашений в области образования между Российской Федерацией и странами проживания соотечественников, расширение межвузовских контактов. Российское образование одно из лучших в мире и необходимо добиваться того, чтобы диплом российского специалиста предоставлял ему возможность работать по специальности в любой точке мира, избегая или, по крайней мере, значительно упрощая процедуры признания его квалификации за рубежом.

3. Учитывая мобильность современного общества, а так же проблематику социальной защищенности соотечественников, стоит вопрос о целесообразности заключения межправительственных соглашений в области социальных гарантий между Российской Федерацией и странами проживания соотечественников. Суть этих соглашений в обеспечении гарантии соотечественникам стран, заключивших соглашение по защите материнства, инвалидов и т.д. в том числе и по вопросу учета трудового стажа при начислении пенсии. Касательно пенсионного вопроса, можно сказать, что при отсутствии подобного соглашения соотечественник, начавший проживать и работать в другой стране уже в довольно зрелом возрасте, будет иметь право в лучшем случае на получение минимальной пенсии из-за того, что у него не выработан трудовой стаж. А при наличии подобного соглашения расчет будет производиться с учетом полного рабочего стажа и осуществленных пенсионных отчислений, что также позволит улучшить благосостояние диаспоры за рубежом и позволит ощутить поддержку Россией своих соотечественникам. Этот вопрос не является каким-то новым. Страны, входившие в состав бывшего Советского Союза и не только, довольно активно заключают подобные соглашения со странами, в которых проживают представители их диаспоры.

4. Одним из важных факторов, содействующих продвижению русского языка и культуры, в настоящее время является поддержка русского языка за рубежом на уровне русских школ. Ключевым фактором также можно назвать мотивацию к заинтересованности приобретения русского школьного образования у детей и их родителей, постоянно проживающих за пределами России. Возможно, и менее остро, чем в бывших советских республиках, этот вопрос стоит в странах Западной Европы и Северной Америки. Одновременно с этим можно отметить, что поддержание русского языка именно в этих регионах является стратегически важным, позволяющим в перспективе обеспечить определенное лобби в продвижении русского языка и культуры за счет бывших выпускников. Одним из важных моментов для развития «русских школ за рубежом» является вопрос разработки системы аттестации выпускников данных школ с целью получения аттестатов о школьном образовании российского образца. В настоящий момент данный вопрос решается частным порядком каждой из школ, где-то проводят аттестацию на базе школ Посольства России, где-то за счет приглашения отдельных школьных комиссий для аттестации, что ведет к несистематизированной работе в данном вопросе, разбросе подходов и забюрократизированности. Налаживание и поддержка общей системы аттестации для заинтересованных детей и родителей без выезда за пределы стран своего проживания, содействовала бы становлению и качественному совершенствованию «русских школ за рубежом», что в свою очередь, бесспорно, способствовало бы продвижению русского языка и культуры в целом.

5. Следующим непростым вопросом, волнующим диаспору, является вопрос порядка приобретения гражданства детьми из смешанных браков, где один из родителей является гражданином Российской Федерации, а другой иностранцем. Действующая редакция Закона Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» предусматривает обязательное согласие второго родителя ребенка на получение российского гражданства. На протяжении долгого времени эта норма вызывала ряд сложностей, когда при конфликтных ситуациях отсутствие российского гражданства у ребенка осложняло вопрос защиты интересов ребенка и родителя обладающего гражданством Российской Федерации. Со стороны соотечественников присутствует глубокое убеждение в необходимости принятия законопроекта, который бы вносил изменения в данное существующее несправедливое положение, изменив статью 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и указав, что «правом на приобретение российского гражданства обладает ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, – по заявлению родителя».

Касательно перспектив развития взаимоотношения с Российской Федерации, конечно же, хотелось бы, чтобы продолжался вестись и выходил каждый раз на новый качественный уровень диалог с субъектами Российской Федерации, законодательными собраниями Российской Федерации, институтами гражданского общества страны. Но что действительно важно так это то, что в настоящий момент существуют политическая воля и желание страны вести диалог, совместно работать и постоянно взаимодействовать со своей диаспорой за рубежом.

А что могут сделать соотечественники за рубежом для своей страны? Сложно, наверно описать это в нескольких строках, так как это зависит от каждой конкретной сферы деятельности и интересов. Однако можно точно сказать, что огромное количество соотечественников за рубежом присутствуют практически во всех слоях общества стран своего проживания, работают в различных сферах, занимаются всевозможной деятельностью и, поверьте, что большая часть этих людей готова помочь в развитии двухсторонних культурных, образовательных, экономических и политических связей между странами их фактического проживания и Российской Федерацией, продвижению духовных и культурных ценностей России за рубежом.

Руководитель Дома русского языка и культуры в г.Лиссабон (Португалия) Игорь Хашин.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии