Валерий Сварчук: Особо значимой стала поддержка, когда заработал Фонд по защите прав соотечественников

Продолжаем цикл «Портреты», в котором знакомим с членами Всемирного координационного совета российских соотечественников. Что это за люди, как сложились их судьбы, и почему работа с соотечественниками стала частью их жизни?   Сегодня представляем президента Союза российских соотечественников «Отчизна» в Грузии Валерия Сварчука.

- Валерий, расскажите, как ваш род оказался в Грузии? Где вы сами родились и выросли?

- История нашей семьи такова. В 1930-х, в тяжелые годы голода в стране и на Украине, родители моей мамы, русские, которые жили в УССР, переехали в Грузию. А моего отца во время войны эвакуировали в Казахстан, и уже оттуда он попал служить в Грузию. Вот таким образом образовалась моя семья, и результатом этого союза стали я и мой брат. Так что ничего грузинского во мне нет, кроме того, что, родившись здесь, я впитал в себя все красивое, полезное и приятное, что есть в Грузии, что дорого мне по сей день.

- Давайте немного вспомним ваше детство. Какое оно было?

- Детство… Это было не самое лучшее время в моей жизни. Отец ушел от нас, когда мне было 6 лет, и мама одна воспитывала меня и брата. Но мы как-то прошли этот период, тяжело, сложно, но все-таки прошли. В школу я бегал с удовольствием, она была для меня таким местом, куда меня всегда тянуло. Я посещал, наверное, все кружки. Но, как и для всех, живущих в Грузии, главным для меня был, конечно, футбол. Еще были легкая атлетика и плавание, но футболу всегда отдавался приоритет.

Я рано женился, в 19 лет у меня уже была семья. Я спешил жить, мне хотелось все быстрее и быстрее делать, все познать, но женитьба принесла определенную ответственность, новые обязанности, и это меня как-то сконцентрировало, заставило смотреть на жизнь серьезно. Так что нельзя сказать, что я погулял, как молодой парень. Но я всегда ценил семейную жизнь, и  относился к этому очень серьезно. У меня две дочери, две внучки. Старшая внучка сейчас уже студентка Черноморского международного института Грузии, а младшая учится в седьмом классе.

В 74-м году я окончил Свердловский экономический институт, а позже МИСИ, факультет юриспруденции. А работал я всю жизнь: начал в цехах, потом стал заниматься экономикой, был довольно популярен в этой области в Грузии. У меня было хорошее имя.

- Откуда у вас интерес к экономике?

-  Это наследственное. Мой дед, отец моего отца, в Бухаресте был экономистом в банке, а отец был главным бухгалтером Кишиневской железной дороги, после чего работал на Тбилисской железной дороге. Ну, и, видимо, это что-то природное, наследственное мне передалось. Во всяком случае, это была моя любимая работа. Потом я случайно попал - это был 96-й год – в одну общественную организацию, друг позвал меня посмотреть проекты. Я пришел и остался в ней директором по экономике, а через три года возглавил эту организацию, зарегистрировал, как новую, и с тех пор ее возглавляю. Называлась она тогда «Надежда». А в 99-м я создал в Грузии первый Координационный совет, куда вошло 12 организаций соотечественников…

- Постойте, тогда еще не было никаких координационных советов…

- А у меня уже был. Мы работали коллективно, и мне это понравилось. В 2004 году при поддержке Посольства России мы создали единую ассоциацию, объединившую на тот момент 24 организации соотечественников. Теперь у нас уже 34 члена – в ассоциации,  которую мы назвали довольно серьезно - «Отчизна».  Конечно, бывают у нас внутри споры, бывает, кто-то не доволен, но мы нашли свою форму взаимопонимания, и работаем довольно серьезно. Нас видно, у нас хорошие отношения с посольством – это наш авторитет, это связь с Россией.

- Распад Советского Союза  привел к разделению некогда братских народов. Как мне кажется, Грузия была одной из близких к России республик…

- К сожалению, распад СССР - очень болезненный вопрос. У меня до сих пор есть ностальгия по тому времени. Конечно, тогда были и свои минусы, и свои плюсы, но вот так резать по живому и в одночасье разваливать такую страну было нельзя. Я вообще считаю, что это было преступление против 300-милионного народа. Никто не считал, сколько людей умерло от всяких лишений, сколько люди пережили...Кстати, Владимир Владимирович Путин тоже говорил, что распад СССР – это преступление. Но, к сожалению, возврата назад нет.

Конечно, Грузия была, так скажем, одной из самых привилегированных республик в составе СССР, и то, что она так поспешила выйти из Союза, я считаю большим минусом. Сейчас поколение тех, кто помнит и знает, что такое СССР, в Грузии уходит, а на смену приходит молодежь, которой на протяжении многих лет внушают, что образ врага – это Россия, русские. С этим очень трудно мириться, но с этим приходится жить, и бороться.

В 2010 году, хотя и неофициально, меня обвинили в том, что в то время, когда по телевизору целый месяц показывали русские танки, Сварчука в Кремле награждал Дмитрий Анатольевич Медведев. Был арест десяти шпионов, и меня называли главным резидентом. Кошмарная была ситуация, с трудом это пришлось пережить. Но меня не арестовали, потому что на столе в МИД Грузии лежала нота о том, что я являюсь представителем российских соотечественников Грузии.

Вот с этим грузом мы жили и работали на восстановление отношений между нашими странами. И нам хочется, чтобы мы нашли общий язык.

- А сколько приблизительно на сегодняшний день наших соотечественников живет в Грузии?

- Этнических русских в стране сейчас около 40 тысяч, потому что пожилые люди уходят, молодежь уезжает. Это сложная проблема. Русские в Грузии находятся в тяжелой ситуации. А если взять русскоязычных, их будет до полумиллиона человек, это – украинцы, греки, грузины... Они все считают себя русскоязычными. Вот у меня был случай. В месте, где мы организовали бесплатную раздачу лекарств для русских, смотрю, стоит женщина. Я ей говорю: «Ну, вы же армянка, не русская». «Ну и что – я закончила Русскую школу». Аргумент был потрясающий, и я, конечно, не возражал.

- А чем занимается ваша организация?

- Все праздники России - наши праздники, мы их обязательно отмечаем. И День славянской письменности, и Рождество, и Новый год, и День России. А День Победы отмечаем особенно. У нас по традиции уже много лет в 10 утра возлагаются цветы ко всем мемориалам и обелискам. А потом стараемся провести день вместе с ветеранами войны, сделать им подарки.

Пять лет назад мы ввели на 9 мая новые правила: стали делать концерты, накрывать большие столы для ветеранов – тогда ведь был голодный период. А потом у нас появился автопоезд «Дружба». Начинали с того, что возлагали венки на двух братских кладбищах в Тбилиси,  которые мы, кстати, восстановили, а потом выезжали к мемориалу, где стоит памятник  «Отцу солдата». В прошлом году была замечательная встреча с Резо Чхеидзе (режиссёр фильма «Отец солдата» - прим. ред.) – он тоже приехал к памятнику. Нас обычно 120-150 человек собирается, в том году было 186. Это была прекрасная встреча. До нынешнего юбилея Победы он не дожил несколько дней... Но нам остался его потрясающий фильм, потрясающий герой, и, хотя это собирательный образ солдата, он живет в сердце каждого из нас.

Кстати, у памятника - огромная гора, подъем, и, представьте себе, ветераны, которым сейчас за девяносто, поднимались до конца по этой горе. Молодежь останавливалась, отдыхала, а наши ветераны все шли и шли…

- Валерий, вы уже много лет работаете во Всемирном координационном совете…

- Да. А до этого, кстати, семь лет был в Комитете Госдумы по делам СНГ представителем от Грузии. На местах мы аккумулируем все свои силы, работаем, но апофеозом нашей деятельности являются именно встречи членов ВКС, встречи с соотечественниками из других стран, которые нас консолидируют. Особо значимой стала планомерная поддержка нашей деятельности на местах, когда заработал Фонд по защите прав соотечественников, фонд «Русский мир», сейчас идет становление Фонда по поддержке русскоязычных СМИ за рубежом. Мы получили оружие – помощь, защиту наших прав, наших возможностей, и главное, мы почувствовали, что за нами великая страна, что за нами авторитет наших руководителей. Да, нас не могут прямо защитить, ведь каждая страна живет по своим законам, но поддержка нашего сообщества, поддержка моих друзей-соотечественников играет огромную роль. Благодаря членству в ВКС я заставил людей услышать меня, и люди услышали, и оценили.

И дело даже не в том, что мы приезжаем, встречаемся, обсуждаем между собой проблемы. Дело в том, что мы общаемся с высшими представителями власти России, говорим о своих проблемах, и получаем определенную помощь и поддержку. А это дает нам силу и возможность работать.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии