Преследование как преступление

Международный уголовный суд (International Criminal Court) (МУС) является постоянно действующим международным органом уголовной юстиции. Он создан государствами, которые озабочены тем, чтобы не допустить ситуации безнаказанности лиц, совершивших серьезные преступления.

В компетенцию МУС входит преследование лиц, ответственных за геноцид, военные преступления, преступления против человечности.

МУС действует на основании Римского статуса (Статуса), подписанного и ратифицированного членами этой международной организации.

Официально МУС начал свою работу с 1 июля 2002 года.

За время своей работы прокурор Международный уголовный суд возбудил расследование в отношении восьми ситуаций в Африке: в Демократической Республике Конго, Уганде, Центральноафриканской Республике; в суданском регионе Дарфур; Кении, Ливии, Кот-д"Ивуаре и Мали.

По результатам этих расследований выдавались ордера на арест таких высокопоставленных должностных лиц, как президент Судана Омара аль-Башир, президент Кении Ухуру Кениата, ливийский лидер Муаммар Каддафи.

Ордера выдавались и на арест лиц косвенно участвовавших в особо опасных преступлениях. Так, 27 июня 2011 г. Прокурор МУС выдал ордер на арест полковника Вооруженных сил Ливии и главы Военной разведки Абдуллы Аль-Сеннуси. Главный разведчик Ливии обвиняется в преступлении против человечности.

Это преступление-преследование, как оно предусмотрено статьей 7(1)(h) Статута («преследование любой идентифицируемой группы или общности по политическим, расовым, национальным, этническим, культурным, религиозным, гендерным… или другим мотивам, которые повсеместно признаны недопустимыми согласно международному праву, в связи с любыми деяниями… или любыми преступлениями, подпадающими под юрисдикцию Суда», если оно совершается «в рамках широкомасштабного или систематического нападения на любых гражданских лиц, и если такое нападение совершается сознательно»).

Латвия ратифицировала Римский статус 1 сентября 2002 г., Эстония 1 июня 2002 г. Это означает, что граждане этих стран, в том числе высшие должностные лица, подсудны МУС.

МУС берет к рассмотрению преимущественно те ситуации, когда правительства стран, подписавших Статус скрывают факты совершаемых на их территориях преступлений или правоохранительные органы этих стран не способны бороться с ними.

Правозащитники А. Гапоненко и С. Середенко провели предварительный анализ и определили, что в Латвии и Эстонии представители власти совершают преступление-преследование.

Власти подвергают преследованию лиц, принадлежащих к русскому этносу, живущих на русской культурной и языковой основе, идентифицирующих себя как российских соотечественников, являющихся негражданами, ведущих антифашистскую и правозащитную деятельность.

Преследование заключается в лишении масс русского населения гражданства, в запрете ему свободно использовать родной язык, получать на нем образование на всех уровнях, в недопущении к государственной службе и работе по интеллигентским профессиям, в ущемлении социально-экономических прав.

Активистов, которые выступают в защиту дискриминируемых слоев населения, преследуют в уголовном порядке. О них регулярно пишут в публичных отчетах секретных полиций Латвии и Эстонии, что влечет за собой развязывание кампаний травли в СМИ.

Организуемое властями преследование осуществляется сознательно, широкомасштабно и систематически.

Итоги анализа преступления преследования правозащитники изложили в брошюре «Преследование инакомыслящих в Прибалтике».

Тема преследования инакомыслящих в странах Прибалтики и возможности защиты интересов преследуемых групп населения в МУС была апробирована 28-30 сентября на пленарных заседаниях сессии Гуманитарное измерение ОБСЕ в Варшаве (с 1 часа 15 минут) и др.

После этого руководство сессии неофициально консультировалось с выступавшими о возможностях сотрудничества в рамках защиты преследуемых в Прибалтике и выказывало сожаление, что располагает только весьма ограниченным инструментарием воздействия на страны участники.

Официальные представители Латвии и Эстонии в ОБСЕ не возражали против обвинений правозащитников, прозвучавших в ходе пленарных заседаний.

Около трех десятков правозащитников из разных стран подтвердили целесообразность решения накопившихся проблем в Прибалтике в рамках Международного уголовного суда в ходе состоявшегося 28 сентября в рамках сессии ОБСЕ круглого стола «Проблема преследования национальных меньшинств в странах Восточной Европы».

Эксперты на круглом столе выразили мнение, что обращение правозащитников в прокуратуры Латвии и Эстонии нецелесообразно, поскольку они не реагируют на факты преследования дискриминируемых групп населения с момента обретения республиками независимости.

Эксперты также рекомендовали требовать компенсаций от виновных в совершении преступления преследование за ущерб, нанесенный членам русских общин, негражданам, российским соотечественникам, правозащитникам в Латвии и Эстонии.

В настоящее время ведется сбор материалов для обращения в МУС. Приглашаются к сотрудничеству те, кто готов выступить истцом по делу о преследовании со стороны латвийских властей. С большой радостью будет приняты помощь от специалистов по международному уголовному праву.

Обращаться по электронному адресу: er.institute@gmail.com

Работа предстоит кропотливая и долгая, но мы надеемся, что справедливость восторжествует.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии