Лариса Юрченко: Это наш путь вперед

Уговорить Ларису Юрченко на интервью – не просто. Не любит она отвечать на вопросы журналистов. Говорит, что больше любит делать конкретное дело, чем говорить о нём. Да и времени на разговоры у неё нет совсем. Лариса Юрченко – председатель Общегерманского координационного совета российских соотечественников, а теперь ещё и председатель правления Общегерманского союза русскоязычных организаций. К тому же возглавляет русский культурно-образовательный и социальный центр «Исток» во Франкфурте на Майне.

Но этот вечер был особенным. Только что закончился большой общегерманский форум «Германия и Россия – пути к безопасности и миру в Европе».

Инициатором форума выступил «Союз русскоязычных организаций Германии» в партнёрстве с «Немецко-Российским форумом», Институтом Европы российской академии наук, посольством Российской Федерации в ФРГ.

Россия и Германия - вместе за дело мира и безопасности в Европе

- Лариса, какое у вас чувство после завершения столь масштабного мероприятия?

- Чувство глубокого удовлетворения. Это очень важно, что в столь не простой период двухсторонних отношений между Россией и Германией, именно российские соотечественники выступили инициаторами открытой дискуссии между представителями гражданских обществ двух стран.

Заинтересованность немецкой аудитории, а в зале было около двухсот человек, доказала необходимость подобных дискуссий и подтвердила, что мы уже достаточно зрелое объединение. И способны на проведение масштабных мероприятий не только внутри самой диаспоры.

- Но ведь «Союз русскоязычных организаций Германии» зарегистрирован только год назад. Можно ли говорить о зрелости?

- Союз возник не на пустом месте. Это представительская структура при общегерманском координационном Совете. А в совет входят представители всех федеральных земель Германии, за которыми стоят авторитетные, известные в стране общественные организации соотечественников.

- Вы вошли в координационный совет с момента его создания. Работаете уже во втором составе. Пятый год являетесь председателем. Как вы оцениваете сегодня движение соотечественников?

- Вы должны знать, что принят российский закон о соотечественниках. Работает Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом. Её возглавляет Сергей Викторович Лавров. В МИДе создан Департамент по работе с зарубежными соотечественниками. Посольство РФ в Германии поддерживает все наши инициативы. Сама жизнь поставила перед нами задачи, которые в одиночку решить невозможно. Нужно консолидировать диаспору.

- Зачастую приходится читать в разных изданиях за рубежом и на сайтах о том, что соотечественники – это ангажированная, «прикормленная» Посольствами часть русского мира.

- Какая чушь! Наше движение имеет сугубо общественный, в чём-то даже волонтёрский характер. Мы хотим сохранить связи со своим Отечеством, в первую очередь, ради детей и внуков. Мы хотим сохранить русский язык, культуру, историческую память.

Для этого делаем всё: открываем школы дополнительного образования, культурные центры, проводим молодёжные обмены. Наши тематические круглые столы и общегерманские конференции, а мы не тратим ни время, ни средства на пустые разговоры, стали востребованными площадками для обмена опытом по всем направлениям.

Мы благодарны за то, что наши организации поддерживают Фонд «Русский мир», Фонд правовой защиты соотечественников и российская Правительственная комиссия. Также активно с организациями соотечественников работают Правительства Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов России.

Что касается Посольства РФ, то мы давно стали партнёрами, и никто из дипломатов не диктовал нашему Совету что делать, как делать, с кем работать, а с кем нет. Заботу и поддержку мы ощущаем – это правда. Но никто нас не ангажирует и давления не оказывает.

У нас есть ещё один крупный российский партнёр, с которым мы выполняем большую часть культурных детских и молодёжных программ. Это представительство Россотрудничества в Германии. Там тоже всегда находим понимание и поддержку. Хотелось бы только, чтобы наши насущные чаяния, вроде утверждения концепции русской школы за рубежом не откладывались в режим ожидания на десятилетия.

Интерес к изучению русского языка в государственных школах Германии явно падает. А в наши школы дополнительного образования люди стоят в очереди. И работают эти школы только на энтузиазме родителей и педагогов. Вот эта проблема меня действительно волнует. А что касается, якобы разоблачающих публикаций, в стиле пасквилей, то я читаю их крайне редко. Не хочется тратить время и эмоции на эти непродуктивные чтения.

- Всё-таки не могу не спросить вот о чём. В России тоже часто приходится слышать: «Зачем возиться с этими соотечественниками? Уехали и уехали».

- Знаю, слышала такие высказывания. Отношусь к ним спокойно. Чаще всего их произносят люди, заражённые квасным патриотизмом. Они не понимают, что не территорией проживания определяется отношение человека к своему Отечеству, боль за него и желание принести пользу. По разным причинам люди оказываются за рубежом.

У меня самой не простая история переезда в Германию. Скажу только, что не могла бы жить в чужой стране, если бы потеряла связь с Родиной, с единомышленниками-соотечественниками.

Поэтому ещё до выхода Государственной программы поддержки часто ездила в Москву. Пыталась понять, какие структуры заинтересованы в работе с зарубежными соотечественниками, искала единомышленников по всей Германии, создала центр «Исток».

Словом, появление координационных советов приняла сразу и навсегда.

- В Германии очень сложная, многонациональная диаспора. Русские, евреи, чеченцы, татары, грузины, казахи и, конечно, украинцы. В связи с последними событиями, связанными с украинским кризисом, изменился ли моральный климат в диаспоре?

- Безусловно, всё это сказалось и на нашей диаспоре. Некоторые выходцы из Украины не захотели продолжать своё участие в движении российских соотечественников. Есть и те, кто занял явно русофобскую позицию. Конечно, таких нет в наших рядах. С нами остались те украинцы, которые относятся к России с любовью и продолжают считать нас братскими народами. Зато в эти непростые времена гражданскую позицию проявили русские немцы. Не все, конечно, но многие. Они выходили на митинги и демонстрации в поддержку России, собирали гуманитарную помощь детям Донбасса.

Меня это не удивляет. Мой муж – русский немец. Но, по его словам, он всегда чувствовал себя больше русским, чем немцем. Наступили трудные времена, и мой Фёдор Давыдович, историк по профессии, стал вступать в открытые диспуты с немцами, объясняя им некоторые события которые в искажённом виде подаются в местных СМИ. И заметьте, что друзей среди немцев у него становится всё больше и больше.

- Вы несколько лет были членом Всемирного совета российских соотечественников. Представляли там Германию. Что вам дало членство в Совете?

- Первое и самое главное – я приобрела друзей и единомышленников в разных странах. Мы имели возможность озвучить проблемы своих диаспор на самом высоком государственном уровне. И всегда получали ответы на свои вопросы. Представители стран старались делиться опытом, поддерживали предложения коллег. Никогда «не тянули одеяло на себя». Всемирный Совет это одна из действенных форм консолидации русского мира.

- Всё так хорошо? Неужели нет недостатков, сложных проблем? Всё ли задуманное удалось сделать?

- Разве я произвожу впечатление наивного человека, который всё видит в розовом свете?! Конечно, не всё удаётся. Зачастую не хватает ни сил, ни материальных ресурсов, а зачастую и опыта работы в другой стране. Не забывайте, что организации соотечественников – это общественные организации. Люди работают не за зарплату. Мы давно ждём, когда же заработает институт меценатства, когда бизнес, в первую очередь российский, повернётся в сторону социально значимых проектов соотечественников.

Позитивные примеры, конечно, есть, но их очень мало. Вот сейчас моя боль – поиски средств для реставрации некрополя и православной церкви в Висбадене. Волонтёры делают многое, но нужны средства, а их очень трудно найти. До сих пор без всякой материальной поддержки функционируют школы дополнительного образования. А ведь именно в них сохраняется язык, культура и историческая память.

А в целом наше движение развивается, трансформируется. Пришли молодые, образованные, амбициозные ребята. Будем искать новые формы консолидации, привлекать к участию в наших проектах большее число новых организаций.

Ещё раз повторю: главное это люди. Впереди Всемирный конгресс соотечественников в Москве. Наша делегация одна из самых представительных. За каждым из её членов стоит авторитетная организация, множество интересных проектов. О каждом могла бы говорить долго, но это не возможно в рамках нашего разговора и к тому же делегация – лишь маленькая капля большого и живого русского мира Германии.

- Лариса, в 2016 году в Германии пройдёт отчётно-выборная конференция. Ожидаете ли вы изменений в составе Совета?

- Конечно. Это нормальный процесс обновления. Главное – сохранить преемственность. У нас много достойных лидеров, и мы уверены, что новые люди придадут и новый импульс нашей консолидации.

Диаспора всегда может быть в курсе того, что делают соотечественники. Достаточно зайти на сайт ОКС «Русское поле» или регулярно читать газету МК «Соотечественник».

Мы живём в Германии и наша задача – сделать как можно больше для сближения гражданских обществ России и Германии. Прошедший 28 сентября Форум в Берлине показал, что диалог востребован, и хотя многие вопросы остались открытыми – главное научиться слышать и понимать друг друга. Это наш путь вперёд.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии