Информационно-аналитическому правозащитному центру в Кишиневе 1 год

Мы постоянно ощущаем поддержку России, заявил руководитель Информационно-аналитического правозащитного центра при Координационном совете российских соотечественников в Молдавии Михаил Сидоров в интервью газете «Русское слово». В эти дни Центр отмечает первую годовщину своей деятельности.

Напомним, при Координационном совете российских соотечественников в Молдавии учрежден Информационно-аналитический правозащитный центр. Его создание стало возможным благодаря содействию Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом. Целью деятельности Центра является содействие проживающим в Молдавии российским соотечественникам в полной мере пользоваться своими правами, свободами и законными интересами.

Газета «Русское слово» (Молдавия) – партнер Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом. Регулярно на страницах газеты выходят материалы в рубрике «Имеем право!». 

Что ж, «день рождения» Центра – хороший повод напомнить читателям о том, с какой целью он был создан, что уже сделано и что планируется на ближайшее время и на перспективу. А главное – какова реальная помощь этой общественной организации ее главным «адресатам» – российским соотечественникам, проживающим в республике. Слово – руководителю Центра Михаилу Сидорову.

– За истекший год «Русское слово» регулярно и достаточно подробно освещало деятельность Центра, поэтому заранее прошу прощения у наших постоянных и самых внимательных читателей, которым многое из того, о чем я буду говорить, хорошо известно. Но ведь кому-то, возможно, газета попадет в руки впервые, так что какие-то важные моменты я просто не считаю возможным упустить.

Начну с того, что создание Центра, который, по словам многих наших русскоязычных сограждан, оказался для них главным источником важной правозащитной информации, стало возможным благодаря содействию российского Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом.

Основные цели и задачи заложены уже в его названии: информировать проживающих здесь российских соотечественников об их законных правах и свободах, о том, как они могут и должны защищать свои интересы. Ничто не стоит на месте – ни политическая ситуация, ни законодательство, касающиеся прав нацменьшинств. Поэтому мы постоянно отслеживаем, как соблюдаются в Молдове правовые нормы – и национальные, и международные, насколько первые согласуются со вторыми, а также – соответствует ли то, что на бумаге, тому, что существует в реальности.

Не секрет, что ключевым вопросом в области прав нацменьшинств является функционирование их родных языков, в первую очередь русского, являющегося,  по существующим законам, языком межнационального общения. Поэтому главной проблемой для нас и одним из основных направлений нашей деятельности является сохранение в Молдове русского языка. К сожалению, с каждым годом в республике усиливается тенденция его вытеснения из всех сфер жизни: официальной, образовательной, информационной и т. д.

– О важности этой проблемы мы с Вами, Михаил Илларионович, говорим уже не первый год, и тема эта возникла на страницах нашего издания задолго до создания Центра. Зная, что Вы в свое время, в качестве депутата парламента и правозащитника, принимали участие в подготовке целого ряда правовых актов в области прав нацменьшинств (начиная с Закона о функционировании языков и заканчивая Законом о правах нацменьшинств и Концепцией национальной политики), я не очень удивилась, когда в ноябре прошлого года, менее чем за два месяца с момента создания Центра, Вами был подготовлен обзор национального законодательства «Русский язык в Республике Молдова: правовое регулирование, перспективы сохранения и развития». Не один год материал накапливался!

– Действительно, обзор был подготовлен к 25-летию Закона о функционировании языков. Затем, 10 декабря, в Международный день прав человека, по инициативе нашего Центра, в помещении Дворца Республики была проведена республиканская конференция на ту же тему, в которой участвовали депутаты парламента, юристы, педагоги, журналисты, представители многих этнокультурных организаций республики и т. д.

– Да, это была мощная акция, имевшая достаточно громкий резонанс в СМИ. Но  более всего впечатляет сам анализ законодательства и его соблюдения (хотя правильнее было бы сказать – несоблюдения!). Это просто «настольное пособие» для правозащитников, особенно – международных правозащитных организаций, которые вряд ли имеют возможность самостоятельно так глубоко вникать в суть проблемы. Да и нашим властям не грех было бы убедиться, как далеко иной раз они выходят за рамки правового поля. Поступают ли и тем и другим такие серьезные аналитические труды Центра?

– Принятую по итогам конференции резолюцию мы направили в парламент и правительство Молдовы. В ней было отмечено, что стремление определенных кругов изменить правовое положение русского языка, востребованность которого в многонациональной Молдове не вызывает сомнения, не способствует укреплению межэтнического мира и сближению двух берегов Днестра.

Через полгода с небольшим, 27 июня т. г., была проведена вторая республиканская конференция, также инициированная Центром и прошедшая во Дворце Республики. Она была посвящена той же теме, что и подготовленное нами незадолго до этого второе масштабное экспертное исследование – «Законодательство Республики Молдова о правах национальных меньшинств: проблемы становления и реализации. Совет Европы об исполнении Молдовой Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств». В ходе этой конференции, приуроченной к 20-летию принятия Рамочной конвенции, обсуждался также проект Стратегии интеграции национальных меньшинств РМ. Две резолюции, принятые там, также были направлены парламенту, правительству и, кроме того, Верховному комиссару ОБСЕ по делам национальных меньшинств. В резолюциях мы отразили серьезную озабоченность тем, как на самом деле в республике обстоят дела с правами «миноритариев». Напомнили и о замечаниях, содержащихся в резолюциях Комитета министров Совета Европы по результатам 15-летнего мониторинга исполнения Молдовой Рамочной конвенции, проводившегося европейскими структурами. Касались эти замечания несоблюдения властями республики ряда положений закона РМ о правах нацменьшинств. Так что мы не варимся в собственном соку, а настойчиво и регулярно информируем все заинтересованные структуры.

– Последние 5 лет Совет Европы молчит – ничего не слышно ни о мониторинге, ни о выводах, которые прежде содержались в докладах Совета Европы. Кстати, а последний отчет Молдовы уже был туда направлен? Давно об этом идет речь...

– В апреле нынешнего года в Бюро межэтнических отношений состоялась встреча Верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств Астрид Торс с представителями национально-культурных организаций республики. На мой взгляд, получился содержательный разговор. Я напомнил присутствовавшему на встрече главе Миссии ОБСЕ в Молдове Майклу Скэнлану о том, как активно работала Миссия на начальном этапе, о двух конференциях, организованных 20 лет назад Миссией совместно с Советом Европы, в которых участвовали многие зарубежные эксперты. И, как и вы сейчас, намекнул, что теперь эти структуры как-то ушли в тень. Встречались упомянутые господа и с Послом России Фаритом Мухаметшиным – по его инициативе, в Посольстве РФ. Глава Русской общины Л. Лащенова и ваш покорный слуга – как руководитель Информационно-аналитического правозащитного центра – тоже были приглашены. Во время этой встречи Верховный комиссар выразила намерение провести в Молдове конференцию по проблеме функционирования языков в полиэтничном обществе. Если таковая состоится, мы, несомненно, примем в ее подготовке и проведении самое активное участие.

Что касается отчета Молдовы, то, по неофициальной информации, он уже  отправлен в Страсбург. Подождем окончания всеобщих летних каникул  и посмотрим, как будут развиваться события. Из практики известно, да и такова методология, что до того как начинает работать консультативный комитет по выполнению Рамочной конвенции, сюда приезжают эксперты, встречаются с национальными меньшинствами, посещают районы республики. Такой подготовительный этап к докладу тоже даст возможность рассказать о наших проблемах: и с «украденными» отчествами, и с образованием, и с функционированием языков, и с представительством (точнее, его отсутствием) национальных меньшинств, особенно этнических русских, в органах власти...

– Да уж, скорее Европа вас услышит, чем местная власть...

– Вода камень точит... Мы будем и дальше сотрудничать с парламентской комиссией по правам человека, с Бюро межэтнических отношений, с представителями международных правозащитных организаций, аккредитованных в Молдове, с нашими коллегами из украинской, гагаузской, болгарской, белорусской и других общин. Будем использовать всевозможные площадки и средства массовой информации для того, чтобы говорить о своих проблемах. Мы очень благодарны теле- и радиоканалам, которые уделяют внимание правам нацменьшинств, и в частности деятельности Центра. В первую очередь я имею в виду, конечно же, «Русское слово», в котором активно функционирует рубрика «Имеем право!». За прошедшее время мы провели несколько семинаров с журналистами. Хочется, чтобы наши информационные материалы и аналитические исследования становились достоянием широкой общественности. Приглашаю всех на наш сайт, где они выложены: http://pravotentr.ru Напомню и телефон Центра, по которому можно к нам обращаться: 022-90-90-25.

– Насколько я знаю, Центр в своей информационно-просветительской деятельности не ограничивается сотрудничеством со СМИ...

– Разумеется. За год мы провели порядка 20 мероприятий информационно-просветительского характера: кроме упомянутых конференций, это множество семинаров, организованных не только в Кишиневе, но и в районах республики – от Бричан до Вулканешт, и даже в крупных селах, например в Конгазе, Чишмикёе. И эту практику будем продолжать. Таким образом мы устанавливаем более тесные контакты с организациями российских соотечественников, так как они, как правило, являются базами для проведения подобных мероприятий (прежде всего, это русские общины). Практически везде такие встречи проводятся с участием органов местной власти, в основном – с ответственными работниками примэрий. Присутствуют или главы районов, или их заместители. В Сороках состоялся очень интересный разговор с заместителем руководителя главы района – по школам. Сороки вообще являются образцом сотрудничества наших общественных организаций соотечественников с местной властью. Там создан очень хороший координационный совет, в который входят десятка полтора самых разных общин, представители которых тоже присутствовали на наших семинарах. В общем, на таких мероприятиях побывали более тысячи человек. Но пока не считаю выполненной одну из наших главных задач – создание правозащитного актива. Дело это долгое, требующее времени и немалых усилий. В ближайшее время планируем с Андреем Кывыржиком, председателем общественного объединения «Соотечественники Гагаузии», юристом и сотрудником Центра, поехать в Комрат. Там соберется в основном молодежь – юристы, социологи, психологи, педагоги, с которыми мы проведем правозащитный семинар по нашим проблемам. Планируем проводить такие обучающие семинары с активом регулярно по всей республике.

– Задам Вам банальный вопрос, без которого тем не менее в таком интервью не обойдешься: каковы Ваши – как руководителя Центра – планы?

– Мы с тревогой ожидаем имплементации Кодекса об образовании – уже начался новый учебный год. Будем мониторить этот процесс. Например: почему такой наплыв в 1-е классы молдавских школ  в Кишиневе? Только ли из-за притока сельского населения в столицу? Или за счет детей из молдавских и смешанных семей, которые явно тяготеют к русскоязычному образованию, но политическая, идеологическая и языковая ситуации в республике заставляют их сделать иной выбор, чтобы не рисковать дальнейшей судьбой своих детей, гарантировать им менее проблемное будущее? Если верным окажется второе предположение, то это уже тревожный сигнал, позволяющий говорить об угрозе сворачивания русскоязычного образования в республике. Будем накапливать факты, анализировать их и делать выводы.

Мы стараемся не упускать из поля зрения ни одно более или менее значимое событие, связанное с русским образованием в республике, с функционированием языков, с игнорированием национальных и международных правовых норм в области прав нацменьшинств.

Так как продолжается процесс обсуждения Стратегии, нами сформулированы и отправлены в Бюро межэтнических отношений «Предложения и дополнения к проекту стратегии интеграции национальных меньшинств» – с учетом высказанных на конференции мнений. В частности о том, что это должна быть стратегия консолидации молдавского общества и принимать ее должен парламент, а не правительство. Надеемся, что наши замечания будут приняты во внимание.

Очень важной является подготовка к конференции, которую намереваемся провести в первой половине 2016 года и посвятить 25-летию новой русской диаспоры в Молдове. Отсчет ведем с 1991 года, с распада Советского Союза. Нужно учесть, что это вторая русская диаспора: первой следует считать существовавшую с 1918 по 1940 год, когда Бессарабия была аннексирована Румынией. Как мы себя чувствуем, как живем, как себя ощущаем, что нам делать в дальнейшем? Это многоаспектная тема: история,  образование, законодательство, социальные проблемы... При хорошей подготовке, с приглашением многих участников и гостей, может получиться содержательный разговор. Думаю, было бы полезно потом издать эти материалы, в которых также будет отражена жизнь организаций российских соотечественников в Молдавии. К концу текущего года мы создадим рабочую группу по подготовке этой конференции, разработаем конкретную программу и прочее.

Разумеется, продолжим консультативную работу: к нам обращаются граждане по самому широкому спектру проблем, начиная с пребывания в России по новым миграционным правилам и участия в Программе содействия добровольному переселению в Россию и заканчивая юридическими вопросами по самым различным проблемам.

– И последнее: насколько тесно вы взаимодействуете с Посольством России и с представительством Россотрудничества в РМ? Получаете ли от них какую-либо помощь, ощущаете ли их интерес к деятельности Центра?

– Я начал с того, что создание нашего Центра стало возможным благодаря Фонду поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом. Интерес к нашей деятельности, а точнее, к проблематике правовой защиты соотечественников со стороны России, а именно ее Посольства и представительства Россотрудничества, мы ощущаем постоянно, как и поддержку всех наших начинаний и акций. И это не просто слова: без такой помощи не могли бы состояться ни одно масштабное мероприятие, семинары, поездки по республике и в Россию. За все это мы очень благодарны Послу Фариту Мухаметшину. Благодарны и за его блестящие профессиональные материалы, публикуемые в прессе и вызывающие неизменный интерес у граждан Молдовы, причем не только у российских соотечественников. Как известно, Фарит Мубаракшевич, выполняющий свою дипломатическую миссию в Молдове, еще и профессиональный юрист, доктор политических наук, умеющий работать с фактами. Кроме того, он отличный публицист. На моей памяти это первый Посол России, выступающий столь активно в средствах массовой информации в качестве защитника российских соотечественников и русского мира в Молдове. С его назначением на должность работа российской дипмиссии с соотечественниками заметно активизировалась, это направление стало для Посольства одним из приоритетных. Это не только мое мнение, так считают и представители русских общин как с правого, так и с левого берега. Что тут еще добавить?

– Спасибо, Михаил Илларионович. С годовщиной! Надеюсь поздравить Вас и с первым круглым юбилеем Центра!

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии