Реформа с дискриминационным оттенком

Эксперимент над русскими школами Латвии начался одиннадцать лет назад: 1 сентября 2004-го года во всех старших классах была введена языковая пропорция 40%/60%. Первоначально планировался полный перевод этих школ на латышский язык обучения, но весной 2003-го года начались массовые протесты, которые получили название «школьной революции», поскольку на улицы Риги и других городов вышли тысячи школьников.

Секретные материалы

С весны 2003-го по сентябрь 2004-го прошло 198 акций протеста: многотысячные шествия, пикеты и демонстрации, иск в Конституционный суд, поездки школьников на Парламентскую ассамблею Совета Европы, двухнедельная голодовка родителей и приковывание цепями к дверям здания правительства Латвии группы активистов «Штаба защиты русских школ». Латвийское правительство пошло на уступки: разрешило сохранить 40% учебных часов на родном языке детей.

Три года назад во всех школах Латвии был введён единый экзамен по латышскому языку для выпускников 12-х классов: и Янис, и Петя, для которого латышский язык не является родным, который учится по другим программам и учебникам, теперь сдают его на равных. Отметка по этому экзамену всегда была «пропуском» на бюджетное место в государственный вуз, независимо от того, собирается ли молодой человек изучать медицину, китайский язык или инженерные науки. Единый экзамен резко снизил шанс выпускников русских школ попасть на бюджетное место, потому что резко снизились и экзаменационные отметки. В результате на каком-нибудь престижном юридическом факультете Латвийского университета на семидесяти бюджетных местах учатся только два-три русских студента.

Впрочем информация эта строго засекречена: на все вопросы о соотношении выпускников латышских и русских школ на бюджетных местах руководство вузов отвечает, что такой статистики нет. Точно так же засекречена информация о результатах единого экзамена по латышскому языку и другим предметам в Министерстве образования и науки (МОН): предоставляется только общий результат по всем школам Латвии. Видимо, чтобы скрыть падение успеваемости в «отреформированных» школах.

Были первыми, стали вторыми

- В апреле этого года я завершил фундаментальное исследование о качестве образования в русских школах, охватив период с 2009-го по 2014-й год и сравнив результаты успеваемости выпускников русских и латышских школ, - рассказал сопредседатель Латвийского комитета по правам человека(ЛКПЧ) Владимир Бузаев. – С помощью американской статистической программы мне удалось проанализировать данные по каждому выпускнику Латвии, сдававшему централизованные экзамены – эти данные имеются на сайте МОН. Если в 2009-м году русские школьники опережали латышских сверстников по математике и точным наукам на 1,7 и 0,3 балла, то к 2014 году ситуация изменилась на прямо противоположную – теперь уже латышские школьники опережают представителей нацменьшинств, соответственно на 1,6 и 1,3 балла. Это показывает, что реформа не только не повысила конкурентоспособность выпускников русских школ, но и понизила её.

- В пропорции 40%/60% нет никаких научных обоснований, - считает доктор педагогики, экс-депутат Сейма Яков Плинер. – Реформа – чисто политическое решение, направленное на постепенное уничтожение русской школы, на понижение конкурентоспособности русской молодёжи, потому что необразованными людьми легче управлять, и они будут занимать низшие ступени социальной лестницы. Недаром один из латышских политиков откровенно заявлял: «Нам не надо, чтобы вы выучили латышский язык, нам надо, чтобы вы знали свое место!»

Введение языковых пропорций – уступка, сделанная под давлением русской общины. Полный перевод русских школ на латышский язык никто не собирался отменять. Его просто отложили, потому что для латвийских властей наличие почти ста русских школ в стране – это главная преграда к построению «латышской Латвии». Поэтому неудивительно, что в 2014 году в коалиционном плане правительства вновь появилась школьная реформа в её первоначальном жёстком варианте.

Подарок к юбилею республики

В этот раз полный перевод на латышский язык обучения планировалось завершить к 2018 году, когда Латвия будет праздновать столетие своей независимости. Видимо, ликвидация русской школы – лучший подарок к такому юбилею. Однако весной прошлого года опять поднялась волна протестов против новой старой реформы. Пикеты и митинги были немногочисленны, но свою роль сыграли: реформу правительство отложило. Не только потому, что испугалось протестов, которые проходили в разгар крымских событий (не случайно на плакатах были надписи «Язык до Киева доведет!»). Есть и вторая причина: Латвия с 1 января 2015 года на шесть месяцев стала страной-председателем ЕС, и, видимо, из Брюсселя пришла команда сидеть тихо, не провоцировать нацменьшинства, а то вдруг и правда Прибалтика станет вторым Крымом?!

- Несмотря на то, что сейчас очередная реформа-2018 вычеркнута из коалиционного договора правительства, в любой момент этот вопрос вновь может актуализироваться, - считает Яков Плинер. - Тем более, что председательство Латвии в ЕС закончилось 1 июля, а никаких гарантий существования русской школы в ЛР Законом об образовании не предусмотрено.

В июле этого года, основываясь на выводах правозащитника Владимира Бузаева, Совет общественных русских организаций Латвии отправил письмо министру образования и президенту Латвии. В письме было подчёркнуто, что реформа привела к снижению качества знаний, а введение единого экзамена по латышскому дискриминирует выпускников средних школ нацменьшинств при поступлении в вузы. Как рассказал сопредседатель совета Виктор Гущин, был предложен ряд мер для улучшения ситуации - в частности, предоставление права педагогическим коллективам школ самим определять языковую пропорцию преподавания. 11 августа, спустя ровно месяц после отправки документа, из канцелярии президента пришел лаконичный ответ: письмо принято к сведению. Министр образования молчит.

Кстати

Закон гарантирует лишь образование на государственном языке и «допускает» - на языках нацменьшинств. По сути в Латвии нет ни русской школы, ни школ нацменьшинств! У русской школы нет никакого статуса. Пока в законе не будет прописана гарантия сохранения русских школ, угроза их ликвидации не исчезнет.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии