Цензура как самоцель

На Украине запрещаются российские книги, фильмы и сериалы, вносятся в «чёрный список» известные деятели культуры. Как заявляют в Киеве, это делается с определённой целью, чтобы противостоять влиянию «агрессора» - России. Но сама эта политика лишь проявление традиционной русофобии обоих украинских майданов.

Парадоксы цензуры

5 февраля этого года президент Украины Петр Порошенко подписал закон, вносящий ряд изменений в нормативные акты, регулирующие кино- и телеиндустрию. Так, к показу на Украине запрещаются все фильмы, которые«содержат пропаганду органов государства-агрессора, советских органов государственной власти», независимо от государства происхождения, снятые после 1 августа 1991 года. Также запрещена трансляция всех фильмов и телесериалов, произведённых физическими и юридическими лицами «государства-агрессора», которые выпущены после 1 января 2014 года. Эти фильмы могут и не содержать «пропаганду».

В этом же законе указывается, что «страной-агрессором» следует считать Российскую Федерацию. Под запрет подпадают любые «аудиовизуальные произведения», в которых содержится «популяризация, агитация, пропаганда любых действий правоохранительных органов, вооружённых сил, других вооружённых, военных или силовых формирований государства-оккупанта», - говорится в новой редакции закона «О защите информационного телерадиопространства Украины», которая вступила в силу 4 июня.

Ранее в «чёрный список» на Украине попали такие безобидные фильмы, как «Горько», «Горько-2», «Дубровский», «Красавица и чудовище», сериалы «Физрук», «Физрук-2», «Воронины» (с 285 по 316 серии)... Парадокс заключается в том, что тех же «Ворониных» до 284 серии смотреть на украинском телевидении можно, поскольку они были сняты до 1 января 2014 года. То же касается и других фильмов и сериалов «без пропаганды».

Что же до «пропагандистских» лент, снятых после 1 августа 1991 года, то их показ может обернуться для телеканала штрафом, даже если они не указаны в «чёрном списке» Госкино. Кроме того, под запрет подпадают те фильмы и сериалы, в которых в качестве актёров, режиссёров или продюсеров участвуют физические лица, которые «создают угрозу национальной безопасности Украины». К таким лицам относятся, например, Жерар Депардье, Эмир Кустурица, Оливер Стоун, Стивен Сигал; само собой разумеется - Михаил Пореченков, Иван Охлобыстин и многие другие российские деятели искусства.

Впрочем, парадоксы, как это часто происходит в нынешнем украинском законотворчестве, начались ещё при принятии закона. Депутаты Верховной Рады указывали, что процедура голосования по законопроекту нарушала Конституцию и как минимум три статьи регламента Верховной Рады.

Во время рассмотрения документа депутаты по несколько раз голосовали за одну и ту же поправку и вносили изменения с голоса. «Была такая вакханалия, что не было понятно, что на самом деле было проголосовано. Было непонятно, с какой даты - 1991 или 2014 - запрещаются российские сериалы, и много других несогласованностей есть сегодня в теле закона», - заявилнардеп от «Оппозиционного блока» Юрий Павленко.

Замглавы фракции «Оппозиционного блока» Александр Вилкул обратил внимание на то, что сам по себе запрет является попыткой введения цензуры: «Я приехал из Брюсселя, там встречался с руководителями всех фракций Европарламента, и они с очень большим беспокойством говорят об Украине. Это касается и огромной коррупции, и вопросов нарушения прав человека, свободы слова. Базовых европейских ценностей. Потому к любым элементам цензуры они относятся очень резко негативно. Это не путь Европы».

Президент Ассоциации медиа-юристов Татьяна Котюжинская также связывает запрет на показ российских фильмов и сериалов с появлением на Украине цензуры. Происходит поиск, каким образом проводить цензуру. «Это ограничение свободы, ограничение хозяйственной деятельности», - заявила Котюжинская.

Книги под запретом

Однако фактически введённая на Украине цензура не ограничивается запретом на показ российских фильмов и сериалов, но и распространяется на ряд российских книг. Государственный комитет телевидения и радиовещания Украины включил в «чёрный список» «антиукраинские» издания, к которым отнесли книги «Украина. Хаос и революция - оружие доллара» Николая Старикова, «Евразийский реванш России» Александра Дугина, «Холодный восточный вечер русской весны» Андрея Фурсова, «Киев капут» Эдуарда Лимонова. Всего список насчитывает 38 наименований. Тем не менее, несмотря на запрет, литературу продают на книжных рынках Киева из-под полы и на заказ через Интернет.

Кстати, произведения запрещённых российских писателей пользуются немалым спросом, сообщает украинская газета «Вести». К примеру, за книгу Фёдора Березина «Война-2010: Украинский фронт» продавцы просят не меньше 400 гривен, произведение Сергея Родина «Отрекаясь от русского имени. Украинская химера: историческое расследование» идёт на ура по 200 гривен за экземпляр.

Комментируя запрет российской литературы, историк Андрей Фурсов, один из авторов - фигурантов списка, сравнил действия украинской власти с фашистским режимом. «Тот факт, что украинские власти запретили целый ряд книг, принадлежащих ряду авторов, в том числе и мне, отражает несколько вещей: во-первых, он отражает тупость этой власти. Во-вторых, её нетерпимость и неумение найти контраргументы. Потому что если ты не согласен - аргументируй свою позицию. Здесь же книга запрещается. Следующий шаг - это жечь книги, как это делали нацисты в Германии. Нацисты на Украине отличаются только временем и местом. На самом деле это всё то же самое», - считает писатель.

Во имя национальных интересов

С 2014 года на Украине запрещена трансляция российских телеканалов, в государство запрещён въезд для ряда журналистов. Тем же журналистам, въезд которым на Украину разрешён, вести работу в условиях тотальной русофобии просто небезопасно. Достаточно вспомнить журналистов LifeNews Олега Сидякина и Марата Сайченко, которых в прошлом году сотрудники СБУ держали в земляной яме. Фактически власти Украины стремятся не только оградить население от российской медиапродукции, но и полностью закрыть государство от критического внимания извне.

Запрет на показ российских фильмов и сериалов, учитывая сомнительную эффективность данного метода, направлен не только на собственное население, но и является своеобразным заявлением как для Запада, так и для России. Смотреть запрещённую медиапродукцию всё равно будут «по спутнику» или через Интернет, однако формально Украина признала Россию «страной-агрессором», пусть даже не в отдельном нормативном акте, а в законе, запрещающем трансляцию фильмов и телесериалов. В этом улавливается традиционная «хитроумность» украинских законодателей, ранее выраженная в законе «О декоммунизации», где запрещаются все цитаты советских партийных деятелей, за исключением тех, в которых прославляются украинские культура, язык и т. д.

В данном случае лежащая в основе запретов русофобия маскируется под «защиту национальных интересов». Ранее украинские политики действовали менее изощрённо: когда пришедшее после майдана 2004 года «оранжевое правительство» запретило детям и учителям общаться в школах на русском языке, тогдашняя власть объяснениями себя не утруждала вовсе.

А всего за годы независимости Украины было принято около 100 нормативных актов, так или иначе дискриминирующих русский язык и русскоязычное население государства.

Ещё с 2004 года Ивано-Франковский горисполком старался запретить прослушивание в общественном транспорте песен российских исполнителей. В 2000 году Львовский горсовет ввёл «мораторий» на трансляцию песен на русском языке в общественных местах города. Впоследствии эти решения были обжалованы в судах как неконституционные, однако в свете нарастающей русофобии опыт западноукраинских законодателей может не только вернуться, но и распространиться на всё государство. Первые попытки мы видели весной прошлого года, когда отмене закона «О языках» воспрепятствовало только давление со стороны европейских правозащитников. Однако вечно на них уповать не стоит.

- Давайте скажем откровенно, – говорит бывший замглавы Государственного комитета по делам национальностей и религий Владимир Алексеев, -против русскоязычных граждан Украины развязана и с использованием всей мощи государственных структур уже два десятка лет успешно ведётся холодная гражданская война. В ходе её целую этническую группу лишили права посещать кинотеатры с фильмами на родном языке, практически лишили детских садиков, ввели удушающие языковые ограничения в телерадиопространстве (даже «Русское радио» заставили вещать по-украински), запретили рекламу на русском языке, планомерно уничтожают среднее образование на русском языке, фактически преуспели в ликвидации высшего образования на русском языке.

В последнем случае явственно просматривается не просто ликвидация русскоязычного образования, а более глубинная цель - прекращение воспроизводства русскоязычной интеллигенции. По сути, запущен процесс деинтеллектуализации и маргинализации русскоговорящей группы, составляющей не менее половины населения государства.

Эти слова были сказаны ещё в 2006 году. Ситуация мало изменилась с приходом к власти Януковича и «Партии регионов». Сейчас она только усугубляется, переходя в сферу нарушения свободы слова. Так что дерусификация Украины - политика отнюдь не только последних полутора лет.

Об опускающемся на Украину «железном занавесе» всерьёз задумываются и внутри страны. Так, заслуженный деятель искусств Украины продюсер Александр Роднянский раскритиковал запрет российских фильмов и указал на его неэффективность. Он заявил, что у людей может быть своё мнение, поэтому запрещать фильмы - это неприемлемо. «Начинать новую страну с запрета кинофильмов и сериалов, даже объясняя это войной с соседом, мне кажется, неприлично, неэффективно. В силу того, что и сериалы, и фильмы всё равно доступны, да и просто нелепо. Запрещать их на том основании, что в них снимался определённый артист, известный своими враждебными убеждениями, вообще неприемлемо. Не следует позволять себе опускаться до уровня запретов. Не говоря уже о главном - у людей может быть своё мнение... И если запрещать въезд в страну российским деятелям культуры лишь за лояльность, вынужденную или искреннюю, своему правительству, то произойдёт обеднение собственной культурной жизни, её оскопление. Лучше с этими людьми не соглашаться, спорить, переубеждать - образом новой, успешной, привлекательной Украины», - считает Роднянский.

Без цели и конца

Наверное, было бы странно, если бы таких запретов не возникло. Они являются закономерным продолжением антироссийской риторики майдана конца 2013 - начала 2014 годов и исходят именно из русофобских тезисов украинских националистов. Очевидно, что данные запреты не являются последними и впереди нас ждут неоднократные расширения всех «чёрных списков». С точки зрения европейских принципов в области прав человека, введённая на Украине цензура нарушает право её жителей на получение информации, однако иллюзии относительно этих принципов развеялись ещё весной прошлого года, когда на города Донбасса при полнейшей отстранённости мирового сообщества полетели первые украинские бомбы.

Очевидно, что данные запреты не являются средством достижения цели, а содержат цель сами в себе. Всевозможные «чёрные списки» - вовсе не средство защиты от «агрессии», а порождение русофобии, её проявление. Да и по большому счёту заметных последствий запреты иметь не будут. Украинское общество поляризованно до такой степени, когда ни сторонников майдана, ни его противников переубедить подобным способом уже невозможно. А ограничение на информацию в современных украинских реалиях попросту неосуществимо.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии