Истина на нашей стороне

Реорганизация средних школ по-прежнему остается в центре внимания общественности Литвы. В минувшую среду в результате проведенной «бульдозерной» политики вильнюсских властей девять столичных школ лишились статуса средних школ – с 1 сентября они станут основными. В конечном итоге акции протеста, проводимые в защиту этих школ, так и не смогли повлиять на благоприятное решение вильнюсских градоначальников.

Почему проблемы со школами нацменьшинств, да и вообще с образованием на родном языке в Литве не только не разрешаются, но и из года в год обрастают как снежный ком все новыми и новыми? Об этом «ЛК» беседует с европарламентарием, лидером Избирательной акции поляков Литвы (ИАПЛ) Вальдемаром Томашевским.Публикуем фрагмент интервью.

– Думаю, причину следует искать в определенной стратегии, которая присутствует у тех, кто недоброжелательно относится к образованию на польском и русском языках, да и к национальным меньшинствам в целом, – говорит мой собеседник. –  Потому они и стараются реализовывать эту стратегию с одной лишь целью – чтобы школ нацменьшинств вообще не существовало.

С другой стороны, хоть эти проблемы действительно и нарастают как снежный ком, однако не все цели этой стратегии удается осуществить, а лишь частично. Как раз тот факт, что национальные меньшинства объединены и стараются действовать сообща, во многом помогает нам удержать и сохранить тот уровень образования, который у нас есть на сегодня.

Конечно, не обходится без потерь. В первую очередь, принятые в 2011 году поправки к Закону об образовании ухудшили ситуацию при сдаче экзамена по государственному языку для абитуриентов школ с родным языком обучения, часть предметов в школах нацменьшинств уже преподается на неродном языке. Но благодаря различным акциям протеста, митингам, шествиям, богослужениям нам удается остановить другие замыслы наших недоброжелателей. Именно активные действия нашей общественности как раз и мешают им проводить свою стратегию.

– То есть вы считаете, что в нынешней ситуации чего-то существенного можно добиться лишь с помощью митингов, пикетов, забастовок?

– Это один из методов, элементов нашей защиты. Мы работаем на разных уровнях: активно работают наши парламентарии, наши представители в самоуправлениях, родительский форум, общественность школ. Да и сами ученики довольно активно выступают, понимая, что пассивное созерцание не поможет разрешить проблему.

Последние акции протеста показали: растет активность родителей и учеников, что для нас очень важно.

Ведь чем больше будет наших представителей в самоуправлениях и парламенте, тем активнее мы сможем влиять на принятие решений. Что и случилось на предпоследнем заседании Вильнюсского горсовета. Многие депутаты из других партий (кроме представителей от фракций консерваторов и либералов), входящих в правящую коалицию, нас поддержали, и тогда нам удалось остановить принятие окончательного решения по школам. К сожалению, на последнем заседании столичного горсовета политика «бульдозера» все-таки была задействована, и были приняты неблагоприятные решения для девяти школ. В этой связи (и все это прекрасно понимают) в разрешении ситуации теперь не обойдется без судов.

– Как вы думаете, почему отсрочка действия Закона о реорганизации школ, принятая парламентом, столичные власти все равно не остановила, и они все-таки завершили реформу еще до начала нового учебного года?

– По всей видимости, им сродни не демократия, а бульдозерные методы. Здесь тоже важно понять, что добиться от Сейма принятия на два года отсрочки действия Закона о реорганизации школ для нас тоже было нелегко. Ведь еще в марте парламентская фракция ИАПЛ пыталась внести поправки, чтобы отложить действие закона. Но тогда при голосовании не хватило голосов. Казалось, что все – ничего сделать по этому вопросу не удастся. Однако проявленная активность родителей, учеников польских и русских школ – митинги в апреле и июне, однодневная забастовка в июне привели к тому, что 30 июня поправки к закону Сеймом были приняты.

Благодаря такой широкой активности мы смогли за этот небольшой промежуток времени отстоять девять школ из первоначального списка в 17 школ национальных меньшинств. Вильнюсская средняя школа им. Вл. Сырокомли уже не входит в список на реорганизацию. Это очень большая по численности школа – в ней учится почти тысяча учеников, и запретить формирование в ней 11-12 классов просто невозможно в силу масштабности школы. Своей большой победой считаем то, что нам удалось отстоять русскую среднюю школу в Валчюнай, которая тоже не получила аккредитации. Выиграли средние школы в Вильнюсском районе – в Эглишкес,  Мядининкай, Зуюнай, а также Девянишкскую среднюю школу и среднюю школу в Балтойи-Воке Шальчининкского района. Сейчас у нас есть большие шансы отстоять Палукнисскую среднюю школу Тракайского района.  Кроме того, почти наполовину уже отстояли Вильнюсскую русско-польскую школу им. Й. Лелевеля –  еще месяц назад школе не разрешали формировать 11-12 классы, сейчас это решение отозвано, школа опять действует как средняя, а передача помещений (школу хотели уже к 1 сентября переместить из микрорайона Антакальнис в Жирмунай) отсрочена на один год. То есть мы выиграли целый год и за это время будем стараться добиваться как политическими (подыскивая союзников), так и юридическими методами (в суде), чтобы это решение было отозвано.

И самое главное, что надо понимать, – нам никто не поможет, если мы сами будем пассивными. Что и показали проведенные митинги-пикеты. Хотя были и скептики, которые пытались доказать, что такими методами мы ничего не добьемся. Сейчас мы идем единым фронтом с русской общиной, со школами – потому что отстаиваем общие интересы.

– Мэр Вильнюса Ремигиюс Шимашюс считает, что недавняя акция протеста  у самоуправления – это «набор дешевых политических дивидендов на выборах». Дескать, «кто-то хочет решать проблемы, а кто-то – греть руки на их разжигании».

– Считаю эти слова полнейшим абсурдом. Это пример того, что когда человеку нечего сказать, он начинает говорить много глупостей. В данной ситуации надо научиться понимать интересы представителей национальных меньшинств – родителей, учеников, учителей русских и польских школ. Мэр этого, по-видимому, не понимает, а смотрит через призму своих интересов, устраивая различные пиар-акции на телевидении. Мы же не занимаемся никакой саморекламой, но когда возникает реальная угроза для наших школ, мы прилагаем все свои силы для их защиты. Это та последняя линия нашей защиты, потому что школы – это  национальная идентичность людей.

Для нас были успешными муниципальные выборы: благодаря нашим совместным, объединенным усилиям национальные меньшинства получили 8 проц. голосов в масштабе всей страны, при том, что не во всех самоуправлениях у нас были свои списки. В действительности голосов могло быть еще больше. Это как раз больше всего и пугает наших оппонентов, которые видят, что мы уже приближаемся к двузначному результату. Понятно, что после такой тяжелой избирательной кампании мы хотели бы тоже хоть немного отдохнуть, но, как видите, забот и дел стало не меньше, а больше.

Поэтому высказывания мэра Вильнюса еще больше подтверждают, что он не понимает сути проблем. Для одних забота – в пиар-кампаниях, для нас – прежде всего забота об учителях, которые теряют работу, об учениках, которые находятся в стрессовом состоянии – их «бросают» из одной школы в другую. Если говорить откровенно, то такие действия по отношению к детям просто преступны: ребенок учился в одной школе, потом в другой, в третьей. Поэтому, чувствуя свой долг перед людьми, в этой ситуации мы должны отложить все свои дела и опережать этот процесс. Не думая ни о каких политических дивидендах, поскольку это для нас никогда не было приоритетом.

– Говоря о линии защиты, известно, что в июне в Страсбурге состоялось заседание интергруппы Традиционных меньшинств, национальных общин и языка по вопросу образования нацменьшинств в Литве. Что по этому поводу говорят европарламентарии?

– В интергруппе, в которую входит почти сто человек, как раз и собираются те люди, которые прекрасно разбираются в проблемах с правами нацменьшинств. Вынести этот вопрос отдельным пунктом было нелегко. Но аргументы у нас тоже были очень вескими. Ведь мы в Литве не являемся  какими-то эмигрантами – русские, поляки, белорусы, представители других национальностей жили здесь испокон веков. Поэтому для убеждения членов интергруппы было много аргументов. Тяжелее было в короткое время собрать необходимое количество подписей под петицией в защиту школ нацменьшинств в Литве. Но и это удалось сделать.

Конечно, мы прекрасно понимаем, что в вопросе защиты школ нацменьшинств нам надо работать на всех уровнях, но мы также должны понимать, что даже если в Европарламенте у нас есть союзники, у них тоже есть свои проблемы. Центр защиты должен находиться здесь, в Литве. Если люди активные, знают, чего хотят, к чему идут, тогда другим легче помогать их защищать.

– А как вообще обстоят дела с правами нацменьшинств в Литве? Насколько правомочными, на ваш взгляд, были обыски в русских школах?

– Считаю, что это был элемент запугивания. Когда проводились обыски в русских школах в конце прошлого года, именно наша единственная фракция очень четко сказала, что такие действия бесправны и являются шантажом. После проведенной в июне с. г. забастовки полиция пошла уже в польские школы выяснять, кто был организатором. Посмотрите, из Литвы уехало полмиллиона людей, несколько десятков тысяч детей вообще не учат своего родного языка – и это никого не смущает. А тут однодневная забастовка – и в школе тут же появилась полиция. Но в ситуацию сразу вмешались наши депутаты, оказали поддержку. Аналогично и с ситуацией в русских школах. Была назначена комиссия самоуправления, которую возглавила представитель ИАПЛ Данута Нарбут. Она очень объективно оценила ситуацию, и выводы комиссии состояли в том, что школы ничего не нарушили. Фактически она встала на защиту этих школ. Это смелый и принципиальный поступок.

Поэтому очень важно, чтобы общественные интересы русских, поляков, представителей других национальностей отстаивали идейные, компетентные, смелые люди, которых невозможно ни запугать, ни купить.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии