Юбилей прошел, злопыхатели остались

Празднование 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне уже стало историей. Но о нем долго будут говорить и писать. Важно заметить, что, как любое историческое событие, юбилей Победы сам стал поводом подвести некоторые итоги, извлечь уроки из того, что мы называем политическими реалиями современного мира.

Восьмого или девятого?

В первой половине 2015 года информационное и политическое противостояние России и США и поддерживающих США стран Запада продолжало усиливаться. В преддверии 70-й годовщины разгрома нацистской Германии ареной идеологического противостояния стала история Второй мировой войны. Под давлением США многие лидеры стран Запада отказались приехать в Москву на праздничные мероприятия 9 мая. В польском Гданьске 8 мая собрались руководители Болгарии, Чехии, Эстонии, Литвы, Латвии, Румынии и Украины, чтобы независимо от Москвы отметить день окончания войны с гитлеровской Германией. В мероприятии приняли участие президент Польши Бронислав Коморовский, генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун и президент Европейского совета Дональд Туск. Латвию на этом форуме представляла спикер Сейма Инара Мурниеце1.

Тему празднования 70-й годовщины разгрома нацистской Германии латвийские политики и СМИ начали обсуждать задолго до 9 мая. Причем это обсуждение практически всегда велось в контексте оценки межгосударственных отношений Латвии и России. Особенно в этом смысле выделился министр иностранных дел Латвии Эдгарс Ринкевич, который в начале апреля сравнил Россию с Третьим рейхом. «Чем больше я смотрю на современную Россию, тем больше я прихожу к выводу, что она закончит как Германия после Первой и Второй мировых войн», — написал политик в своем микроблоге в Twitter2.

Высказывание Э. Ринкевича вызвало жесткую ответную реакцию со стороны России. «Латвийскому «дипломату», безусловно, виднее: учитывая, что именно в Латвии ежегодно маршируют легионеры Ваффен СС, эта страна не понаслышке знает, что такое Третий рейх, потому что никакими евроремонтами эсэсовскую символику не закрасишь», — заявила заместитель директора департамента информации и печати МИД России Мария Захарова. В свою очередь, председатель комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков сказал, что на антироссийские заявления властей Латвии следует отреагировать действиями санкционного характера как в отношении политиков, так и в отношении государства в целом3.

Несмотря на критику в свой адрес, в том числе и со стороны премьер-министра Латвии Лаймдоты Страуюмы, Э. Ринкевич свои слова не отозвал. В результате посол России в Латвии А. А. Вешняков в интервью газете «Вести сегодня» в начале мая был вынужден заявить, что «пока господин Ринкевич не принесет свои извинения, он останется для российских дипломатов, как у нас говорят, нерукопожатной персоной»4.

Празднование в Латвии 9 мая Дня Победы каждый год проходит как массовый народный праздник, в котором участвуют сотни тысяч человек, причем не только русскоязычные латвийцы, но и многие латыши. И каждый год Латвийское государство пытается активно, но пока безуспешно противопоставить две даты — 8 мая и 9 мая. Как утверждают официальные представители Латвии, 8 мая — это день, когда в странах Европы отмечают День разгрома нацизма и поминают жертв Второй мировой войны, причем всех, включая и тех, кто воевал на стороне гитлеровской Германии. Не случайно руководство Латвийской Республики 8 мая проводит поминальное мероприятие на Братском кладбище, где наряду с воинами 130-го Латышского стрелкового корпуса Красной армии похоронены и нацистские военные преступники Рудолфс Бангерскис и Волдемарс Вейс. По этой причине 9 мая, когда отмечается День Победы советского народа над гитлеровской Германией в Великой Отечественной войне — это якобы неправильная, навязанная бывшим СССР дата окончания войны с нацистской Германией. По мнению властей, эта дата не только раскалывает латвийское общество, но и отдаляет его от единой Европы.

Отдельные представители политической элиты страны, а также отдельные СМИ на латышском языке в канун 70-летия Победы стремились противопоставить роли СССР и стран Запада в разгроме нацизма. Используя идеологему о равной ответственности нацистской Германии и СССР за развязывание Второй мировой войны, они активно использовали также тезис о якобы повторной оккупации Советским Союзом территории Латвийской Республики в 1944–1945 годах.
8 мая премьер-министр Латвии Лаймдота Страуюма, выступая в мемориале Саласпилсского концентрационного лагеря, заявила, что, хотя война в Европе закончилась 70 лет назад 8 мая, «в Латвии и еще в нескольких европейских государствах столь долгожданное окончание войны все же не принесло свободы и мира. К сожалению, для большой части Европы за этим последовали еще долгие годы несвободы»5.

Премьер-министру вторили парламентской секретарь Министерства иностранных дел (МИД) Занда Калниня-Лукашевича и парламентский секретарь Министерства юстиции Янис Иесалниекс. Утром 8 мая в интервью в передаче «Утренняя панорама» Латвийского телевидения (ЛТВ) З. Калниня-Лукашевича заявила, что Латвия не будет принимать участие в «российских помпезных торжествах» в честь победы во Второй мировой войне, так как для Латвии эта победа означала еще 50 несвободных лет. Одновременно Калниня-Лукашевича заявила, что в России очевидны признаки возрождения нацизма6. В свою очередь, член ультраправого Национального объединения Янис Иесалниекс в своем блоге в Twitter также заявил, что «70-летнюю годовщину Победы во Второй мировой войне праздновать может Западная Европа, а страдания восточноевропейских стран длились до 1991 года»7.

Накануне 9 мая состоялось несколько дискуссий на тему «8 или 9 мая», в том числе и по инициативе МИД Латвии. Одна из таких дискуссий носила название «9 Мая — история, политика, пропаганда? Почему история — это и сегодняшний день?». Она прошла 7 мая в Военном музее Латвии8. Выступая на этой дискуссии, исполнительный директор Центра исследований восточноевропейской политики Андис Кудорс отметил, что, хотя латвийские власти и не запрещают празднование 9 Мая, латыши никогда не примут этот праздник, так как для них он связан с оккупацией Советским Союзом. По его мнению, 9 Мая российская элита использует как мобилизационный ресурс для общества и для поддержки своей внешней политики. «Специфическая интерпретация истории используется в российской внешней политике, включая и политику, проводимую в Латвии. К сожалению, Россия не помогает сплочению латвийского общества — мы видим, что делается с помощью политики соотечественников — это поддерживает раскол в обществе между латышами и русскими», — заявил Кудорс9.

Гетто для «пятой колонны»

ёВ канун 70-летия Победы представители радикального националистического меньшинства при молчаливой поддержке со стороны официальных властей Латвии выступили с двумя громкими провокационными инициативами.
20 апреля, в день рождения Гитлера, на интернет-портале опросов общественного мнения www.peticijas.com некий Каспарс Межавилкс разместил петицию с призывом начать сбор подписей за расселение «представителей пятой колонны на подконтрольных МВД и спецслужбам территориях». При этом к так называемой «пятой колонне» были отнесены неграждане и все якобы нелояльные Латвийскому государству лица. Уже спустя один день в поддержку этой инициативы свои подписи поставили 1424 человека.

Декан факультета социальных наук Латвийского университета профессор Юрис Розенвалдс назвал эту инициативу полным абсурдом: «Если Бог кого-то хочет наказать, он отбирает у него разум. Здесь надо напомнить, что в Латвии под эту инициативу подпадают почти 320 тысяч человек. Я себе живо представляю, как это может выглядеть, и очень надеюсь, что это никогда не случится. Я даже не буду говорить о тех аналогиях из тоталитарных режимов XX века, которые в таких случаях напрашиваются»10.

Первым о возможности переселения неграждан и всех якобы нелояльных Латвийскому государству лиц в специальные лагеря еще 16 ноября 2012 года объявил парламентский секретарь Министерства обороны Вейко Сполитис. В интервью радио Baltcom он тогда, в частности, сказал: «Согласно законодательству, во время войны неграждане в армии служить не могут, однако могут быть наделены какими-либо обязательствами — помогать армии и производству в каких-либо вопросах и т. д. и т. п. Если неграждане сейчас не могут служить в вооруженных силах, то и во время войны также не смогут... Если же они являются нашими противниками, тогда мы можем говорить об их интернировании и о заключении в определенном месте»11.

В ответ на инициативу К. Межавилкса депутат Сейма от Социал-демократической партии «Согласие» Андрей Элксниньш направил Полиции безопасности заявление с просьбой дать ей уголовно-правовую оценку. И представитель Полиции безопасности, ничуть не смущаясь, в интервью телеканалу LTV7 дал следующий ответ: «Конечно, эту петицию можно оценивать по-разному. Но если смотреть с позиции уголовно-правовой, состава преступления нет»12. Такой ответ фактически можно рассматривать как косвенное подтверждение того, что латвийские власти в случае дальнейшего ухудшения латвийско-российских отношений могут и в самом деле пойти на то, чтобы предпринять в отношении неграждан и всех инакомыслящих откровенно недемократические силовые действия.

Вторая провокационная инициатива исходила от все того же Вейко Сполитиса. Только теперь уже депутата парламента Латвийской Республики. 5 мая он выступил с инициативой законодательно запретить использовать на публичных мероприятиях и в публичных местах георгиевские ленточки. За нарушение этого запрета Сполитис предложил накладывать штраф в размере от 350 до 700 евро или наказывать административным арестом на срок до 15 суток13. К счастью, латвийские власти за несколько дней до празднования 70-летия Победы не решились сразу же поддержать эту инициативу.

Вопреки стараниям официального руководства Латвийской Республики и ультрарадикального националистического меньшинства омрачить празднование, 70-летие Великой Победы было отмечено в Латвии с небывалым ранее размахом. Только в торжественных мероприятиях у памятника Освободителям Риги и Латвии в парке Победы в столице Латвийской Республики приняли участие до 220 тысяч человек. Продолжавшийся в течение всего дня праздничный концерт завершился красочным салютом. В Риге впервые прошла акция «Бессмертный полк», в которой приняли участие свыше 1000 человек. Общественная организация «9мая.lv» собрала почти 64 тысячи евро пожертвований на подарки ветеранам Великой Отечественной войны. Каждый ветеран получил по 20 евро и поздравительную открытку14. Праздничные митинги и концерты прошли и в других городах Латвии: Даугавпилсе, Резекне, Екабпилсе, Лиепае, Вентспилсе, Огре, Олайне.

Елгава — зеркало «латышской латвии»

Единственным городом, где организаторы праздничных мероприятий столкнулись с неприкрытым сопротивлением со стороны местных властей, стала Елгава.

Уже не первый год в Елгаве руководство городской думы 8 мая возлагает цветы к памятнику латышским легионерам СС, который установлен на углу улиц Рупниецибас и Терветес. И в этот раз в латышской и в русской прессе было опубликовано сообщение, что 8 мая в рамках официальной программы поминания погибших в годы Второй мировой войны от имени Елгавской городской думы будут возложены цветы в пяти местах. У памятника на углу улиц Рупниецибас и Терветес (это памятник латышским эсэсовцам), на братских кладбищах по улице Миера и Зандеру, на братском кладбище в лесу у завода «АМО Plant», где покоятся несколько тысяч умерших в плену красноармейцев, и почему-то к памятнику Лачплесису в Привокзальном парке. Хотя этот памятник отношения к Великой Отечественной войне не имеет, поскольку установлен в память событий 1919 года.

Памятник Освободителям Елгавы от немецко-фашистских оккупантов, который находится в Привокзальном парке, в списке избранных Елгавской городской думой памятных мест не упоминается. Впрочем, этот памятник националистическое большинство Елгавской городской думы и не считает памятником Освободителям Елгавы от немецко-фашистских оккупантов. На указателе, который установлен буквально в двух шагах от памятника, написано, что это памятник жертвам Второй мировой войны. Не Великой Отечественной, а именно Второй мировой войны! А к жертвам городские власти относят всех — и немецких солдат, и латышских эсэсовцев, и красноармейцев, и мирных жителей, погибших под нацистской оккупацией.

В этом году возложение цветов к памятнику латышским эсэсовцам, вместе с немцами оборонявшим Елгаву в июле — августе 1944 года, проходило на фоне демонстративного отказа Елгавской городской думы выдать Елгавскому обществу русской культуры «Вече» разрешение на организацию вечером 9 мая массового народного гуляния и концерта, посвященного 70-летию Победы. Эти мероприятия 9 мая Елгавское общество русской культуры «Вече» организует с 2005 года. Начиная с 2014 года общественники столкнулись с неприкрытым сопротивлением со стороны Елгавской городской думы.

В 2014 году, накануне 31 июля, в 70-ю годовщину освобождения Елгавы от немецко-фашистских оккупантов, в газете Елгавской городской думы «Zemgales Vestnesis» появилась статья, очерняющая праздник. Одновременно городские власти заявили, что городской парк Победы в этот день будет занят, поскольку там состоится спектакль для латышской публики. Афиши были расклеены по всему городу, но зрители не собрались, и спектакль не состоялся.
В тот год «Вече» подало новую заявку на проведение праздничного концерта 2 августа. И концерт, посвященный 70-летию со дня освобождения Елгавы от немецко-фашистских оккупантов, состоялся несмотря ни на что. Хотя расклеенные по городу афиши, оповещавшие о том, что праздник состоится не 31 июля, а 2 августа, повсеместно были сорваны.

В октябре того же года елгавчане столкнулись еще с одним случаем идеологического противостояния в связи с историей нацистской оккупации Латвии. В Елгаве, как и во многих других городах Латвии, был запланирован показ скандального спектакля-мюзикла, посвященного активному участнику холокоста Герберту Цукурсу. Русскоязычные жители города решили организовать 24 октября пикет протеста, но Елгавская городская дума пикет запретила. Это стало еще одной демонстрацией ясно выраженной политической линии на реабилитацию нацизма в деятельности городских властей Елгавы.

К сожалению, эта политическая установка проявилась и в отношении празднования 9 Мая в 2015 году. Елгавское общество русской культуры «Вече», как и обычно, подало в городскую думу заявку на проведение в Елгаве 9 мая праздничного концерта и народного гуляния. Но городские власти ответили отказом. «Вече» подало новую заявку, в которой предложило другое место проведения праздничного концерта. Эта заявка была подкреплена Открытым письмом в адрес Думы, под которым свои подписи поставили руководители большинства общественных организаций города, а также один депутат Сейма и два депутата из состава Елгавской городской думы. Но мэр города Андрис Равиньш и эту заявку отклонил. После этого начался этап телефонных переговоров председателя Попечительского совета Елгавского общества русской культуры «Вече» Сергея Закревского с А. Равиньшем. С. Закревский предлагал для проведения праздничного концерта разные площадки, но мэр все их отклонил по той причине, что 8–9 мая они все якобы будут заняты. При этом А. Равиньш не скрывал своего отношения к празднику 9 Мая. Он прямо говорил, что он благодарен Красной армии за освобождение Елгавы от нацистов, но зачем Красная армия после этого осталась в Латвии? И это при том, что Елгаву освобождали и части 130-го Латышского стрелкового корпуса. В результате занятой мэром Елгавы А. Равиньшем позиции 9 мая в Елгаве состоялся лишь праздничный митинг. В Привокзальном парке собрались около 300 елгавчан. Был небольшой концерт. С поздравлением к жителям города обратился ветеран Великой Отечественной войны Алексей Шушпанов. Выступали руководители общественных организаций. От имени Елгавской городской думы выступил депутат Сергей Столяров. Но никакого официального поздравления от мэра Елгавы А. Равиньша на митинге не прозвучало. Как не было и никаких мероприятий на якобы занятых площадках. В год 70-летия Великой Победы Елгавская городская дума, увы, сорвала проведение праздничного концерта и народного гуляния, продемонстрировав тем самым свое истинное отношение к победе советского народа над гитлеровской Германией.

Молодежь и георгиевская ленточка

Во всех городах в праздновании Дня Победы участвовало много молодежи, что вызвало возмущение министра культуры Даце Мелбарде, которая в правительстве представляет ультраправое националистическое объединение «Всё — Латвии!» — «Отечеству и свободе» / Движение за национальную независимость Латвии (VL-ТБ/ДННЛ)». В интервью латвийским СМИ она выразила недоумение тем, как молодые люди, которые учились в современных латвийских школах, где есть конкретные образовательные программы и предусмотрено патриотическое воспитание, могут участвовать в этом мероприятии. «Встает вопрос: что этим молодым людям преподают об истории Латвии и ее символах? Семья — это одно, но совсем другое — государственное воспитание в школах», — сказала министр, добавив, что опечалена тем, что для большой части латвийского общества российские символы важнее символов латвийского государства15.

К оценке итогов празднования 70-летия Победы, с точки зрения интересов строительства так называемой «латышской Латвии», присоединился и депутат Европейского парламента от праворадикальной партии «Единство», экс-министр обороны Артис Пабрикс. Он написал в своем микроблоге в Twitter: «Я не думаю, что натурализация несет в себе какую-то ценность, если она не идет вместе с осознанием лояльности. Какой толк от граждан, которые готовы выступить против своей страны?»16. С А. Пабриксом согласился депутат Сейма от Национального объединения (VL-ТБ/ДННЛ) Янис Домбрава, который назвал памятник Освободителям Риги и Латвии от немецко-фашистских оккупантов «столбом позора». «Пусть мне не пытаются рассказывать, что люди, которые собираются у Столба позора, интегрированы и являются латвийскими подданными. Мы жили бы в более безопасной стране, если бы их здесь не было», — написал Домбрава в своем микроблоге в Twitter17.

13 мая инициатива В. Сполитиса запретить в Латвии георгиевские ленточки получила дальнейшее развитие. Депутаты Сейма Янис Домбрава, Гунарс Русиньш, Эйнарс Цилинскис, Карлис Креслиньш, Гайдис Берзиньш (все от VL-ТБ/ДННЛ) и сам Вейко Сполитис (фракция «Единство») подали на рассмотрение сейма соответствующий законопроект. Как написали авторы в аннотации к документу, оранжево-черная лента «с каждым годом все больше является прославлением империализма России и стала единым знаком отличия для тех людей, которые живут под влиянием пропаганды России, а также желают территориального расширения России на рубежах развалившегося СССР». Они также упоминают, что ленточку использовали «и в процессе оккупации Крымского полуострова, а также она зачастую являлась главным средством опознавания «своих» для террористических и бандитских группировок Восточной Украины». «Принимая во внимание содержание этой идеологии и тот факт, что российская пропаганда имеет огромное влияние на территории бывшего СССР», авторы законопроекта потребовали ограничить публичное использование, согласно их формулировке, «символического присутствия враждебной по отношению к безопасности Латвии тоталитарной идеологии»18. А несколькими днями ранее Комиссия Сейма Латвии по образованию, культуре и науке поддержала для рассмотрения в окончательном чтении новые поправки к Закону об образовании. Разработал эти поправки депутат Интс Далдерис («Единство»), ранее возглавлявший Министерство культуры. Он предлагает, чтобы руководители учебных заведений и педагоги постоянно доказывали свою лояльность к государству. По мнению Далдериса, «работать педагогом имеет право только тот человек, который лоялен к Латвийской Республике и ее Конституции»19. Нет ничего удивительного в такой реакции националистического большинства латвийского парламента на все более массовое и масштабное празднование Дня Победы в Латвии при фактическом игнорировании со стороны русской лингвистической общины и многих латышей мероприятий, которые организует Латвийское государство. Радикально-националистическое большинство политической элиты Латвии, сформировавшееся в результате ликвидации в 1991 году всеобщего избирательного права, когда более трети постоянных жителей страны были лишены возможности автоматически стать гражданами Латвийской Республики, опирается сегодня на поддержку меньшей части населения Латвии. Сохранить власть в этих условиях можно только при условии постоянного нагнетания в обществе националистической истерии и продолжения наступления на основы демократии, или, иными словами, постоянно расширяя практику тоталитаризма.

Русская община. Идейный кризис?

Вот теперь надо поговорить о позиции русской общины страны. Годовщину великой Победы она отметила сплоченно. Но что происходит в жизни общины между большими объединяющими событиями?
В девяностые годы, сразу после признания международным сообществом независимой Латвийской Республики, русских людей объединял шок от коварства новых правителей Латвии, которые в одночасье лишили политических прав треть населения страны. В то время русскоязычные жители (как те, кто получил гражданство Латвийской Республики, так и те, кто остался без гражданства) активно поддерживали Латвийский комитет по правам человека (F.I.D.H.), партию «Равноправие», а затем партию «За права человека в единой Латвии» (ЗаПЧЕЛ). К сожалению, активная правозащитная деятельность не привела к отмене института массового безгражданства. А Запад эта ситуация никогда не беспокоила.

После принятия 29 октября 1998 года нового закона об образовании, по которому русская средняя школа с 1 сентября 2004 года должна была стать полностью латышской, русская лингвистическая община Латвии объединилась вокруг идеи сохранения образования на родном языке. Для каждой семьи это более чем животрепещущая тема, а для латвийских русских семей тем более. Ведь русская школа в Латвии имеет более чем двухвековую историю, и никаких правовых оснований у властей ликвидировать эту школу не было. Без преувеличения можно сказать, что продолжавшиеся в период с 1999-го по начало 2006 года акции ненасильственного сопротивления политике ликвидации русской школы — это выдающийся пример героической борьбы латвийских русских за демократию в Латвии. И, увы, позорный пример безнравственной, тоталитарной позиции Латвийского государства по отношению к своим национальным меньшинствам. Сегодня уже ясно, что компромисс 2004 года, который и в то время не устраивал ни одну из сторон, латвийские власти не собирались соблюдать. Для них это было не более чем временное отступление, и вскоре атака на русскую школу была возобновлена.

Следующий пример единения русской лингвистической общины Латвии связан с языковым референдумом 2012 года. В то время многие русские понимали, что такой референдум не достигнет своей цели, более того, приведет к быстрому и радикальному ужесточению национальной политики Латвийского государства. Тем не менее, когда идея референдума была выдвинута и стала активно раскручиваться организаторами в СМИ, оставаться в стороне уже не мог никто. В результате практически вся русскоязычная община Латвии единогласно поддержала предложение наделить русский язык статусом второго государственного языка.

Затем была предпринята попытка провести еще один референдум, на этот раз по вопросу ликвидации массового безгражданства, однако власти Латвии, уже наученные языковым референдумом, «демократически» отказали своему народу в этой инициативе.

После 2012 года никакой новой идеи, объединяющей русскую лингвистическую общину Латвии, выдвинуто не было. И сегодня можно говорить о некоем идейном кризисе русского демократического движения. Более того, среди латвийских русских сегодня нет единого понимания сути происходящих в стране политических процессов. Нет единства в их оценке и у политических партий, претендующих на то, чтобы выражать мнение русской лингвистической общины Латвии. Интересы организаций российских соотечественников, постоянно выступающих за демократизацию этнократического политического режима, и интересы русской лингвистической общины Латвии — это далеко не одно и то же. Что и показали последние выборы в местные органы власти и национальный парламент.
Налицо очевидный парадокс: большинство организаций российских соотечественников поддерживает сегодня правозащитную партию «Русский союз Латвии» (бывшая ЗаПЧЕЛ), которая проигрывает уже третьи парламентские выборы подряд. Нет у этой партии сегодня своих представителей и в местных органах власти. В то же время социал-демократическая партия «Согласие», общую риторику и политику которой никак не назовешь правозащитной, поскольку они зачастую носят откровенно соглашательский характер, не только проходит в парламент, но и получает большинство голосов среди всех участвующих в выборах политических партий. Причем, в первую очередь, за счет голосов избирателей от русской лингвистической общины Латвии.

Таким образом сегодня существует определенное политическое расхождение не только между организациями российских соотечественников Латвии и СДП «Согласие», но и между организациями российских соотечественников и русской лингвистической общиной Латвии в целом.

Причины кризиса

Первая причина состоит в том, что «Русский союз Латвии» и его предшественники — ЗаПЧЕЛ и партия «Равноправие», а также организации российских соотечественников, в своей борьбе за права русской лингвистической общины Латвии накопившие в 1991–2014 годах огромный опыт ненасильственного сопротивления политике строительства «латышской Латвии», то есть Латвии для латышей, без национальных меньшинств, сумели в результате этой борьбы добиться, увы, лишь частичных и временных успехов. При том, что общий политический курс Латвийского государства на укрепление режима националистической диктатуры не только сохранился, но и продолжает последовательно укрепляться. Как результат, в русской лингвистической общине уже с 2005–2006 годов начали накапливаться некоторая апатия и отсутствие веры в то, что ненасильственными средствами борьбы за свои права можно изменить политику правящей элиты по строительству этнократического, неонацистского, тоталитарного государства. А к насильственным мерам борьбы русская лингвистическая община Латвии не была готова в 1990-е годы и не готова сегодня, предпочитая свои личные проблемы решать при помощи эмиграции.

Вторая причина состоит в том, что русская лингвистическая община Латвии и представляющие ее интересы политические партии продолжают откровенно «плавать» в вопросах истории Латвии. В частности, истории перемен 1940-х годов. По этой причине до сих пор так и не дана четкая политологическая оценка переменам, которые произошли в самом начале строительства нового Латвийского государства в 1990–1991 годах. Но если нет понимания того, каким, с демократической точки зрения, был фундамент государства, то нет понимания и того, что получилось в итоге дальнейшего его строительства в 1990–2000 годы. Соответственно, нет и понимания того, что является первопричиной сбоя в демократическом развитии государства, который привел, по очень политкорректному определению Парламентской ассамблеи Совета Европы от 8 ноября 2002 года, к «долговременному дефициту демократии».

Между тем очевидно, что нынешнее Латвийское государство создавалось и продолжает строиться как этнократическое и неонацистское. Первоистоки этой политики кроются в Декларации о восстановлении государственной независимости Латвии от 4 мая 1990 года, в которой впервые была зафиксирована концепция правовой непрерывности существования Латвийской Республики с 1918 по 1990 годы и говорится о 50-летнем периоде оккупации Латвии со стороны СССР. Конкретным воплощением этой политики в жизнь стали Постановление Верховного Совета Латвийской Республики «О восстановлении прав граждан и основных условиях натурализации» от 15 октября 1991 года, Декларация Сейма (парламента) Латвийской Республики «О латышских легионерах во Второй мировой войне» от 29 октября 1998 года и другие документы.

Если мы хотим добиться демократизации Латвийского государства, то необходимо добиваться частичного пересмотра Декларации от 4 мая 1990 года. В частности, отзыва из нее тезисов о правовой непрерывности и 50-летней оккупации Латвийской Республики и полной отмены Постановления ВС ЛР «О восстановлении прав граждан и основных условиях натурализации» от 15 октября 1991 года, Декларации «О латышских легионерах во Второй мировой войне» от 29 октября 1998 года и других документов. Необходимо требовать восстановления всеобщего избирательного права и проведения первых после 18 марта 1990 года всеобщих выборов в местные органы власти и национальный парламент. Необходимо постоянно оспаривать якобы демократический характер проводимых Латвийским государством псевдовыборов во все органы власти, когда сотни тысяч постоянных жителей страны не имеют права голосовать и быть избранными.

Третья причина идейного кризиса в русской лингвистической общине Латвии заключается в политике стран Запада и России.
Европейский союз, полноправным членом которого Латвия стала в 2004 году, фактически отказался от реального политического давления на правящую элиту Латвии с целью демократизации проводимой ею национальной политики. ЕС заменил это давление на ни к чему не обязывающие рекомендации. В свою очередь, США и их сателлиты вообще почти никак не комментируют национальную политику Латвийского государства. Напротив, постоянно заявляют о том, что Латвия после 1991 года добилась впечатляющих успехов в политике демократизации и сегодня уже может экспортировать свой опыт демократических преобразований в другие страны.

Что же касается России, то с начала 2000-х годов руководство Российской Федерации сформировало достаточно ясную систему культурной поддержки соотечественников, проживающих за рубежом. Эта система ничем не отличается от того, что делают в поддержку своих соотечественников другие страны. Это различные тематические конференции, проводимые как в России, так и в странах проживания соотечественников. Это издание книг и журналов, оформление подписки на российские и местные печатные издания, распространение бесплатных билетов на культурные мероприятия. А также проведение акций, которые объединяют всех зарубежных соотечественников. Такими акциями стали празднование 200-летия Победы в Отечественной войне 1812 года, сбор средств на установку на Поклонной горе в Москве памятника, посвященного героям российской армии периода Первой мировой войны, акция «Георгиевская ленточка» к Дню Победы. Особое внимание Россия уделяет социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны. Для молодежи проводятся образовательные форумы и спортивные лагеря, организуются встречи молодых соотечественников с представителями политической, научной и культурной элиты России, а также с представителями российского бизнес-сообщества. Большой популярностью у молодых российских соотечественников Латвии пользуются Стипендиальная программа мэра Москвы и программа бесплатного обучения в вузах России. Еще одна востребованная программа — это содействие по добровольному переселению в Россию.

Однако что касается политической поддержки русскоязычного населения Латвии со стороны России, то следует признать: эта поддержка малоэффективна. Причина этого кроется в наследии внешней политики России периода президентства Б. Н. Ельцина. Тогда права 25-миллионного русскоязычного населения, в одночасье оказавшегося за границами своей Родины, а вместе с этими правами и интересы всей России были принесены в жертву интересам радикальных националистов во вновь образованных государствах и их покровителей в США и других странах Запада. В Латвии «ельцинское наследие» выражается в том, что Россия, постоянно и справедливо критикуя сохраняющийся в стране институт массового безгражданства, одновременно раз за разом продолжает признавать не всеобщие выборы в местные органы власти, национальный и Европейский парламенты как отвечающие принятым в Европе стандартам демократии. Такой подход не только существенно ослабляет правозащитную деятельность «Русского союза Латвии» и правозащитных организаций российских соотечественников, но и одновременно усиливает позиции правящей националистической элиты, позволяя ей и дальше продолжать наступление на права русскоязычной лингвистической общины Латвии.

Возможна ли новая объединяющая идея?

Иными словами, возможно ли преодоление идейного кризиса, который сейчас переживает русская лингвистическая община Латвии? Есть ли идея, подобная той, что объединила людей на праздновании 70-летия Победы? Ответ на этот вопрос может быть только положительным. Более того, такая идея уже появилась. И связана она с отношением к войне на Украине и к вопросу самоопределения Крыма. Русская лингвистическая община Латвии, с одной стороны, в абсолютном своем большинстве поддержала итоги референдума в Крыму, а с другой — крайне негативно оценивает политику того режима, который сформировался на Украине после конституционного переворота 22–23 февраля 2014 года. Это единство русской лингвистической общины Латвии по вопросу Украины видят и те, кто сегодня заправляет в Латвии. Не случайно все громче звучат призывы ограничить «российскую пропаганду»20. Предлагается внести такие изменения в текст Конституции, которые и без начала реальных военных действий позволяли бы сделать из страны концентрационный лагерь для всех инакомыслящих21. Принимаются решения о выделении дополнительного финансирования для Яунземессардзе, с тем чтобы как минимум 10 процентов всех школьников привлекались в ряды этого военизированного формирования22. Не случайно и Полиция безопасности Латвии в числе неблагонадежных называет 100 организаций российских соотечественников, а это практически все организации, которые сегодня работают23. Наконец, тоже совсем не случайно, в Латвию прибыли войска США24.

Приведет ли единство русской лингвистической общины Латвии по вопросу Украины к тому, что община объединится не только на основе отношения к украинскому кризису, но и на основе идеи о демократизации Латвийского государства и защите своих собственных прав? На этот вопрос ответить сможет только время. Но уже сегодня ясно, что у идейного кризиса в русской лингвистической общине Латвии имеются как внутренние, так и геополитические, внешние причины. При этом все причины действуют одновременно, совокупно, чем многократно усиливают свой негативный эффект на решение проблем с правами русскоязычного населения Латвии.

Вряд ли у кого-то сегодня есть сомнения, что внутри страны властные структуры будут активно препятствовать любой консолидации русских Латвии, поскольку даже самое малое движение в направлении демократизации государства несет смертельную угрозу существующему в стране этнократическому политическому режиму. А опираться в своей деятельности правящая ныне политическая элита Латвии будет на самых настоящих оккупантов — на армию США.

Гущин Виктор Иванович, координатор Совета общественных организаций Латвии, директор Балтийского центра исторических и социально-политических исследований, кандидат исторических наук

Фото Mixnews

 

Примечания:

1 Лидеры стран ЕС собрались в Гданьске по поводу 70-летия со дня окончания Второй мировой войны в Европе. http://ru.publika.md/link_1611411.html
2 Ринкевич сравнил Россию с Третьим рейхом. http://www.ves.lv/%D1
3 В Москве отреагировали на слова Ринкевича о Третьем рейхе.
http://www.kasjauns.lv/ru/novosti/190359/v-moskve-otreagirovali
4 Абик Элкин. «Победу у нас не отнять!». «Вести сегодня», 7 мая 2015 г.
5 Ministru prezidentes uzruna Pieminas pasakuma Salaspils memoriala 2015. gada 8. maija. http://www.mk.gov.lv/lv/aktualitates/
6 Калниня-Лукашевича: в России очевидны признаки нацизма.
http://rus.delfi.lv/news/daily/latvia/kalninya-lukashevicha
7 Иесалниекс страдает из-за победы СССР. http://vesti.lv/news/iesalnieks
8 Памятные мероприятия, посвященные Второй мировой войне, и День Европы в Латвии.
http://www.mfa.gov.lv/ru/pamyatnye-meropriyatiya
9 Эксперты: латыши несовместимы с днем Победы (видео).
http://www.mixnews.lv/ru/exclusive/news/2015-05-07/175667
10 Мария Кобызева. Сбор подписей: неграждан и россиян с ВНЖ — в гетто!
http://rus.tvnet.lv/novosti/obschjestvo/289863sbor_podpisjey
11 Министерство обороны Латвии: в случае войны нелояльных неграждан ждут лагеря. http://www.gorod.lv/novosti/174562-ministerstvo-oborony-latvii
12 В Латвии призвали переселить русских на отдельные территории.
http://www.rg.ru/2015/04/23/latviya-site-anons.html
13 Deputats Spolitis rosina noteikt naudas sodu par Georgija lentites demonstresanu.
http://www.tvnet.lv/zinas/latvija/558671
14 Латвийские ветераны получат ко Дню Победы по 20 евро.
http://www.mixnews.lv/ru/politics/news/2015-05-04/175426
15 Melbarde: Jauniesu masveida daliba 9. maija svinibas rada jautajumus par skolas sniegto izglitibu.
http://www.tvnet.lv/zinas/viedokli/559468
16 Пабрикс: Нет смысла от граждан, готовых выступить против Латвии.
http://www.mixnews.lv/ru/exclusive/news/2015-05-11/175882
17 Депутат Нацблока назвал памятник Освободителям «столбом позора».
http://www.mixnews.lv/ru/exclusive/news/2015-05-11/175900
18 В Сейм поданы поправки, запрещающие георгиевскую ленточку на публичных мероприятиях. http://rus.delfi.lv/news/daily/latvia/
19 От латвийских педагогов хотят требовать доказательств лояльности.
http://www.regnum.ru/news/polit/1923130
20 Спикер Сейма: из-за гибридной войны нужно срочно ввести контроль над СМИ. http://rus.delfi.lv/news/daily/latvia/spiker-sejma
21 В Конституции Латвии предлагают поменять пункт о войне. http://www.ves.lv/%d0%b2
22 Правительство планирует привлечь в Яунсардзе 10% всех латвийских школьников. http://rus.tvnet.lv/novosti/obschjestvo/285495
23 ПБ: Россия спонсирует в Латвии около 100 организаций.
http://www.mixnews.lv/ru/politics/news/2015-03-02/171217
24 Американский генерал: Вооруженные силы США пробудут в Балтии, сколько потребуется.
http://rus.tvnet.lv/novosti/politika/285346

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии