Права нацменьшинств в зеркале закона и нашей жизни

При Координационном совете российских соотечественников в Молдавии учрежден Информационно-аналитический правозащитный центр. Его создание стало возможным благодаря содействию Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом. Целью деятельности Центра является содействие проживающим в Молдавии российским соотечественникам в полной мере пользоваться своими правами, свободами и законными интересами.

Публикуем материал газеты «Русское слово» о ситуации вокруг защиты прав национальных меньшинств, в частности, русскоязычного населения, проживающего в республике.

Добавим, что газета «Русское слово» (Молдавия) – партнер Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом. Регулярно на страницах газеты выходят материалы в рубрике «Имеем право!». 

Люди, будьте бдительны!

Какую опасность таят в себе межнациональные конфликты – и долго зреющие, и вспыхивающие «враз», из-за непродуманных действий политиков, – мы знаем не только из истории или теории, но уже и из собственного опыта. Люди моего поколения, родившиеся в 50-х, еще помнят, как часто наши родители, бабушки и дедушки, терпеливо смиряясь со всякого рода неприятностями и бедами, произносили: «Лишь бы не было войны!..» Нам это казалось странным: война представлялась чем-то очень далеким, давно прошедшим – сейчас-то что вспоминать? Если б кто-то тогда сказал, что в мирных союзных республиках – Украине, Молдавии, Грузии, Азербайджане, Таджикистане – «в светлом будущем» люди будут убивать друг друга, его сочли бы сумасшедшим или провокатором.

Увы... Мало кто из наших нынешних политиков, я уверена, знает имя чешского антифашиста Юлиуса Фучека, знаком с его «Репортажем с петлей на шее». Однако знаменитую фразу оттуда, воспринимающуюся как завет новым поколениям, – «Люди, будьте бдительны!» – наверняка слышали. Но, по всей видимости, в одно ухо впустили, а в другое выпустили. За последние 6 лет проблемы защиты прав нацменьшинств в Молдове всё более обостряются. Сегодня тема «своих» и «чужих» (под последними подразумевается русскоязычное население) звучит особенно громко. Любое отстаивание своих прав и свобод со стороны нацменьшинств расценивается как действия, продиктованные извне, как влияние российской пропаганды и т. д. Весьма показательным выглядело выступление на круглом столе, организованном немецким посольством в Молдове и посвященном проблемам разделённости молдавского общества, представителя молодежного унионистского движения Tinerii Moldovei. Он заявил, что пора представителям национальных меньшинств перестать строить из себя жертв, а титульному населению – терпеть их «жалобы». Дежавю! Сколько раз, с самых разных трибун, мы это уже слышали, а на страницах прессы – читали! Недавно мы писали об обнародованном проекте Стратегии интеграции национальных меньшинств в Молдове и о том, что уже из названия этого документа как бы вытекает некая однобокость в решении проблемы объединения всех этнических групп населения республики в единое целое, в ОБЩЕСТВО. Писали и о том, что у нас уже более десяти лет существует вполне совершенный и более универсальный, с учетом интересов всего населения страны, документ - Концепция национальной политики. Одно плохо: он существует, но... не работает.

Проводить сравнительный анализ этих двух документов мы, конечно, не станем, но кое-что, сразу бросающееся в глаза, все же отметим. Если Концепция – строгий и лаконичный документ, где всё четко изложено, то Стратегия, в разы превышающая его по объему, – многословна и, извините, маловразумительна. Если основной принцип первой – «консолидация единого поликультурного и многоязычного народа Республики Молдова путем приведения общенациональных интересов в соответствии с интересами всех этнических и языковых сообществ страны», или, другими словами, взаимное движение навстречу друг другу, то во второй говорится об интеграции именно национальных меньшинств, то есть в одностороннем порядке. Имеется в виду, видимо, что нацменьшинствам следует «вливаться» в уже без них сложившуюся общность и жить, естественно, по ее законам. Можно ли в этом случае говорить о равенстве прав и возможностей?

В нашей прошлой публикации по поводу Стратегии мы уже упоминали об экспертном исследовании М. И. Сидорова, руководителя Информационно-аналитического правозащитного центра при Координационном совете русских общин РМ, – «Законодательство Республики Молдова о правах национальных меньшинств: проблемы становления и реализации». Говорили мы и о том, что значительное место в этом исследовании уделено заключениям Комитета министров Совета Европы об исполнении Молдовой Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств. Всё это еще раз прозвучало в другом аналитическом материале М. И. Сидорова – экспертном заключении: «О проекте Стратегии интеграции национальных меньшинств для Республики Молдова». В нём, в частности, отмечается, что в свое время Совет Европы высоко оценил упоминавшуюся нами Концепцию национальной политики. А, говоря о молдавском законодательстве в области защиты прав национальных меньшинств, европейские эксперты настоятельно рекомендовали властям при внесении изменений в нормативные акты уделять более пристальное внимание языковым и другим проблемам и принимать решения в соответствии с принципами Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств.

М. И. Сидоров констатирует: «В проекте не нашли своего отражения многие выводы и предложения, содержащиеся в заключениях Комитета министров СЕ по результатам 15-летнего мониторинга исполнения Молдовой Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств и республиканского законодательства в этой области. В частности, в них говорится об особой позиции русского языка в Молдове и о том, что он широко используется значительным количеством лиц, принадлежащих к нацменьшинствам, а также значительной частью титульной нации. Признается, что по историческим причинам де-факто почти все жители владеют русским, и отмечается, что проблема использования языков продолжает оставаться деликатным вопросом в Молдове и власти должны действовать с большой осторожностью в этой области, дабы избежать любого возможного конфликта или повода для него». Власти Молдовы в последние годы старательно делают вид, что они супертолерантны в отношении всех нацменьшинств, проживающих в республике, и потому не делают никаких различий между ними в плане функционирования их родных языков. Вот почему, мол, русский поставлен в один ряд с другими языками. Ничего личного: демократия на марше!

Оставим в стороне то, что и в Конституции Молдовы, и в ряде законодательных актов (в первую очередь, в действующем Законе о функционировании языков) за русским закреплен особый статус. Мы об этом много раз писали. Но и «европейские эксперты, – пишет М. И. Сидоров, – констатируют очень низкий уровень потребности в образовании на родных языках среди лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам. Хотя семьи и выражают желание, чтобы их дети знали родной язык, обучались на нем, они не могут не учитывать трудностей, с которыми их дети могут столкнуться в будущем. Прежде всего это возможность получения академического образования и последующего трудоустройства. Поэтому их выбор чаще всего падает на обучение на русском или государственном языке, с изучением родного языка как предмета, заключают эксперты». Они же отмечают серьезные недостатки в том, как основной поток СМИ отражает многообразие, межэтнические отношения и решения государственной важности. «Анализ передач позволяет сделать вывод, что отдельные программы часто неоправданно политизированы и пристрастны, демонстрируют предубеждения и стереотипы в отношении как национальных меньшинств, так и мажоритарного населения. Имеет место пропаганда нетерпимости, а иногда и ненависти, особенно в контексте продолжающихся дебатов вокруг языковой принадлежности».

Послушали бы они «околовыборные» телепередачи, особенно комментарии результатов! Кстати, после только что состоявшихся выборов, в ночь с 14 на 15 июня, как и в предыдущий раз – после парламентских, во всех телестудиях разглагольствовали только политические аналитики правого толка, только на государственном языке. Представителей нацменьшинств, как и обычно, нигде не наблюдалось... К этому в полной мере можно «подверстать» и следующее заключение европейских экспертов: «К недостаткам, негативно влияющим на проявления толерантности и межэтнического взаимопонимания, следует отнести отсутствие плюрализма, альтернативного мнения, взвешенности и разнообразия средств массовой информации». Они замечают, что «напряжение вокруг языковых проблем регулярно усиливается, а лингвистические разногласия используются в политических силах и представляются в качестве основной причины раскола в обществе. В политических дискуссиях наблюдаются случаи проявления нетерпимости на почве языковой принадлежности».

Эксперты также делают вывод о том, что, «несмотря на осуществление различных программ, преподавание государственного языка национальным меньшинствам остается неудовлетворительным и это обстоятельство может ограничить возможности их эффективного участия в общественных делах и социально-экономической жизни». Совет Европы обеспокоен тем, что «участие национальных меньшинств во всех сферах государственного управления, как и в общественных службах, продолжает оставаться незначительным, невзирая на то, что в соответствии с законом они наделены правом на примерно пропорциональное представительство в исполнительных структурах, судебных инстанциях и правоохранительных органах. Недостаточное владение молдавским языком часто становится препятствием для доступа к государственной службе, однако это только частично объясняет такой низкий уровень занятости нацменьшинств в этой области». Эксперты заключают, что «в целях сохранения и укрепления социальной сплоченности молдавские власти должны продолжить курс на развитие взаимоуважения, межэтнического понимания и сотрудничества между различными этническими и языковыми группами и делать все возможное для устранения барьеров, разделяющих их. В связи с этим необходимо повысить роль образования, средств массовой информации и культуры».

Как известно, Молдова до сих пор не ратифицировала Европейскую хартию региональных языков и языков меньшинств, хотя подписала ее еще в 2002 году. «Общеизвестно, – пишет М. И. Сидоров, – что вопрос о присоединении к Хартии обсуждается в Молдове уже в течение многих лет и основная причина, по которой она до сих пор ее не ратифицировала, – это статус русского языка. О востребованности, значимости и распространенности русского языка в Молдавии уже говорилось выше, вследствие чего он не может быть отнесен к категории регионального или одного из языков национального меньшинства, используемого на территории Молдовы.

На наш взгляд, решение этой проблемы было предложено в 2012 году, когда после проведения в Кишиневе очередного цикла консультаций по просьбе Бюро межэтнических отношений европейские эксперты представили на рассмотрение проект инструмента ратификации, разработанного ими с целью содействия обсуждению вопроса о присоединении Республики Молдова к Европейской Хартии региональных языков или языков меньшинств. Как указано в проекте инструмента ратификации, в его основе лежат опыт других государств – членов СЕ в области ратификации Хартии, а также опыт авторов проекта при консультировании на этапе подготовки к ее ратификации. Эксперты предложили молдавской стороне в законе о ратификации записать: “Республика Молдова заявляет, что в соответствии с национальным законодательством русский язык сохраняет статус языка межэтнического общения Республики Молдова”.

Необходимо уточнить, что если это предложение будет принято Парламентом, то указанную запись в законе следует привести в соответствии с формулировкой, содержащейся в Концепции национальной политики РМ. Она гласит, что русский язык как язык межнационального общения также применяется в различных областях жизнедеятельности государства и общества. Далее М. И. Сидоров отмечает, что разработка Стратегии интеграции национальных меньшинств происходит в очень непростой период жизни молдавского государства и общества, характеризующийся нестабильной политической и социально-экономической ситуацией в стране. Он констатирует, что в последние годы наблюдается стремление официальных властей к неправомерному ускорению процесса создания в Молдове новой языковой ситуации, при которой будет ограничено функционирование русского языка, с угрозой его полного вытеснения, прежде всего из сферы официального употребления, образования, информации и т. д. Об этом, считает аналитик, наглядно свидетельствуют принятые парламентом изменения в Закон о документах национальной паспортной системы, новый Кодекс об образовании и т. д.

По его мнению, крайнюю озабоченность вызывают законодательные инициативы по ограничению трансляции местными вещателями русскоязычного контента, вплоть до полного запрета на ретрансляцию российских телеканалов. «В этих условиях, – заключает М. И. Сидоров, – разрабатываемая Стратегия интеграции национальных меньшинств для Республики Молдова должна способствовать развитию традиционно корректных для молдавского народа межэтнических отношений и быть направлена на обеспечение в обществе гражданского согласия и межэтнического мира. Очень важно, чтобы в ней четко прослеживалось стремление неукоснительно следовать одному из основных принципов, изложенных в Люблянских рекомендациях Верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств, посвященных вопросам интеграции разнообразных обществ. Этот принцип гласит: “Интеграция – это процесс, охватывающий всех членов общества, принадлежащих как к большинству, так и к меньшинству. Как таковой, он скорее ведет к постепенному приспосабливанию структур общества, что является закономерным результатом признания, взаимной аккомодации и активного вовлечения. Таким образом, интеграция должна включать целевую политику, направленную на достижение сбалансированного взаимодействия в обществе. Такая политика должна вовлекать в процесс взаимной адаптации как большинство, так и меньшинство».

* * *

Что бы ни делали власти, какой бы нелепой ни была их политика, порядочных, разумных людей это не заставит быть хуже. Они мотают на ус всё, что слышат и читают, и продолжают жить по совести. Пару месяцев назад республиканские СМИ обошла гнусная история о том, как один из медиков в реанимации Больницы скорой помощи фактически отказался беседовать с больным на русском языке, «посоветовав» ему: «Убирайся отсюда к Путину и с ним говори по-русски». Инцидент получил громкий резонанс и, говорят, врача этого уволили (не знаю, соответствует ли это действительности). Пострадавший, кстати, отметил, что к остальным врачам и медперсоналу у него претензий нет – больше там никто ничего подобного себе не позволил.

А совсем недавно уже с моим мужем произошел аналогичный инцидент – в другом медицинском учреждении. Там сотрудница регистратуры отказалась предоставить информацию на русском языке, заявив, что все в Молдове обязаны разговаривать на государственном, а не на языке другой страны. В том же медицинском центре наблюдала душераздирающую картину: еле держащаяся на ногах старушка в очках с толстенными стеклами тыкалась во все стены фойе, пытаясь отыскать хоть какую-то информацию на русском, потому что к регистратуре было не протиснуться. Тщетно: ни одной вывески, ни одной таблички, ни одного информационного плаката с полезными сведениями или объявления на русском. А ведь медицинская терминология «чуть- чуть» отличается от бытовой речи на базаре. Позже, правда, услышала, как ей что-то подсказывает на русском моложавая женщина в белом халате. С мужем, замечу, во всех многочисленных кабинетах, которые ему пришлось обойти, с готовностью и весьма доброжелательно переходили на русский, когда понимали, что молдавским он владеет слабо.

Так что принцип «нет плохих народов или национальностей – есть плохие и хорошие люди» – пока работает. Может, это и не позволит вспыхнуть на нашей земле очередному межнациональному конфликту?

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии