Хуацяо - сыновья и внуки китайской нации

Портал для соотечественников «Русский век» начинает работу новый тематический раздел «Зарубежный опыт». В ней будет рассказываться о том, как реализуется политика в отношении зарубежных соотечественников государствами, имеющими наиболее крупные зарубежные диаспоры, а также о международном опыте реализации «общественной дипломатии» и политики «мягкой силы». Открывает новый раздел статья о диаспоральной политике Китая – государства, обладающего самой большой и организованной мировой диаспорой.

Китайская диаспора - самая многочисленная в мире. По различным оценкам ученых она составляет от 45,5 млн. человек до 80 млн. человек [1]. Самые большие китайские общины за рубежом находятся в Тайване (23 млн.), Гонконге и Макао (7 млн.), Индонезии (7 млн.), Малайзии и Таиланде (по 5 млн.), Сингапуре (3 млн.), США (2 млн.), на Филиппинах (1 млн.). Эти данные являются оценочными, но в целом соответствуют действительности.

Основа формирования китайской диаспоры – «принцип крови», поэтому любой китаец за пределами Китая рассматривается как его подданный, именуясь специальным термином «хуацяо» (хуа — Китай, цяо — эмигрант, человек, проживающий вдали от родины). Формула Дэн Сяопина «Соотечественники на материке, на Тайване, в Сянгане и Аомэне, а также заморские хуацяо – все они суть сыновья и внуки китайской нации», ‑ определяет подход китайского государства к проблеме зарубежных китайцев [2].

С точки зрения КНР, зарубежные китайцы представляют собой далеко не однородное явление. Поскольку в силу исторических обстоятельств после 1949 г. Китай оказался расколотым, руководство КНР прилагало существенные усилия для воссоединения нации, вследствие чего правовое регулирование в отношении зарубежных китайцев было дифференцированным. Особую категорию составляют, например, «соотечественники на Тайване». В действующем законодательстве при установлении льгот о них обычно упоминается особо.

Резкий рост эмиграции из Китая начался с 70-х годов прошлого века, тогда в ходе «культурной революции» в Китае (1960-70-е гг.) к зарубежным китайцам относились как к «классовым врагам». С этого времени и до 2007-2008 гг. из Китая в другие страны мира эмигрировали более 10 млн. человек [3]. Этих соотечественников называют в Китае «новые эмигранты» или «новые переселенцы» ‑ «синь иминь». Ныне китайская диаспора распространилась на 150 стран.

Государственная политика современного Китая способствует постепенному перемещению за рубеж накапливающегося огромного трудового потенциала. В основе данной политики лежит одобренная в 2000 г. на третьей сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) девятого созыва в КНР стратегия активного выхода китайских производителей на внешние рынки под девизом «Идти во вне». Важным ее элементом стала необходимость усиления «транснационального хозяйствования китайских предприятий».

Это оказало каталитическое влияние на увеличение миграции китайцев за рубеж, что являлось одной из целей упомянутой стратегии. По мнению китайских ученых, ежегодная отправка за рубеж в целях предпринимательской деятельности 1 – 2 млн. способных людей позволит создать в стране и за ее пределами 10 – 20 млн. рабочих мест, смягчая тем самым проблему трудоустройства в Китае [4].

Начиная с конца 1970-х годов, руководство Китая придает большое значение работе с диаспорой, расширение сотрудничества с ней все теснее связывается с курсом на модернизацию страны. Отношение к китайцам, проживающим за рубежом, пересмотрено в целях создания условий по эффективному привлечению их финансовых средств в самой КНР. В этой связи были приняты законы, охраняющие права и интересы представителей китайской диаспоры, созданы специальные государственные структуры, отвечающие за работу с зарубежными китайцами.

Статья 50 Конституции Китая 1982 г. гласит, что «КНР охраняет надлежащие права и интересы китайцев, проживающих за границей, законные права и интересы китайцев-репатриантов и членов семей китайцев, проживающих за границей». Издан ряд нормативно-правовых актов, направленных на улучшение инвестиционного климата.

Важную роль играет Закон 1990 г. о защите прав и интересов китайцев и их родственников (с изменениями 2000 г.), а также Меры по его реализации, принятые в 1993 г. и исправленные в 2004 г. В соответствии с ними установлены значительные финансовые и налоговые льготы, расширяющие возможности по инвестированию и реинвестированию капиталов для данной категории граждан. В законе подчеркивается, что государство защищает справедливые права реэмигрантов и родственников китайских эмигрантов за рубежом сообразно с заключенными КНР международными договорами и в соответствии с международной практикой.

Приняты законы КНР о совместных предприятиях с участием китайского и иностранного капитала (1979 г., с поправками в 1990, 2001 гг.); о предприятиях, основанных на иностранном капитале (1986 г., с поправками 2000 г.); о совместных предприятиях, основанных на сотрудничестве китайской и зарубежной сторон (1988 г., с поправками 2000 г.) и другие, которые создали благоприятные условия для развития бизнеса в Китае китайцами, проживающими за рубежом.

Сложившаяся политика привилегий и льгот вызывала нарекания в контексте присоединения Китая к ВТО в декабре 2001 г. В результате ряд льгот, напрямую ориентированных на зарубежных китайцев, был упразднен, кроме оставшихся значительных льгот возвращающимся на родину студентам, учившимся за рубежом.

Для защиты прав проживающих за рубежом китайцев создана система государственных и неправительственных организаций, которые функционируют под руководством Центрального комитета Коммунистической партии Китая (ЦК КПК).

В соответствии с Конституцией Государственный совет (правительство) КНР охраняет надлежащие права и интересы проживающих за границей китайцев или вернувшихся из-за границы, разрабатывает общую концепцию и практическую политику в отношении соотечественников, а также обеспечивает функционирование механизма вовлечения финансовых и материально-технических средств зарубежных китайцев в процессы модернизации экономики КНР.

В рамках Госсовета функционируют три подразделения по вопросам, непосредственно касающимся диаспор: Канцелярия по делам зарубежных китайцев, Канцелярия по делам Тайваня и Канцелярия по делам Сянгана и Аомэня. Все они возглавляются лицами в ранге министра. В каждой канцелярии работает примерно 200 человек.

С 1988 г. в составе ВСНП функционирует Комитет по делам китайских эмигрантов. Его задача ‑ придать основным направлениям политики в отношении зарубежных китайцев законодательный характер, осуществлять систематический контроль за работой органов государственного управления и общественных объединений по реализации принятых законов.

В организационном плане учреждена достаточно стройная вертикаль управления диаспоральными делами, начиная с Госсовета КНР и заканчивая соответствующими структурами на провинциальном, городском и уездном уровнях, что позволяет успешно защищать интересы проживающих за рубежом китайцев.

Органы по работе с китайцами, проживающими за рубежом, разработали меры, создающие льготные условия для реэмигрантов (хотя это и не является приоритетом для Китая). Им были предоставлены некоторые привилегии, в том числе осуществлена частичная либерализация выезда за границу, разрешено осуществлять денежные переводы, упрощены правила въезда в КНР.

В ходе съездов КПК, сессий ВСНП, заседаний Госсовета регулярно звучат слова благодарности широким слоям зарубежных китайцев за их помощь в осуществлении модернизации в Китае и в борьбе за единство родины.

Также создано несколько крупных неправительственных организаций по взаимодействию с соотечественниками, причем их работа непосредственно курируется ЦК КПК.

В 1988 г. при Всекитайском комитете Народного консультативного совета Китая [5] образована Комиссия по делам китайских эмигрантов. Она проводит работу по установлению контактов и дружбы с комитетами по делам эмигрантов, с деятелями из среды китайцев, проживающих за границей, равно как и участие в консультациях и обсуждениях законов и важных политических установок, касающихся работы с зарубежными китайцами.

Всекитайская ассоциация реэмигрантов (ВАР) действует под руководством ЦК КПК и Канцелярии Госсовета по делам зарубежных китайцев и выступает связующим звеном между зарубежными китайцами и центральным правительством, местными органами власти КНР (через местные отделения ассоциации). Эта ассоциация защищает права и интересы зарубежных китайцев, анализирует их положение, информирует законодательную и исполнительную власть, предлагает изменения в законодательстве и подзаконных актах. ВАР совместно с посольствами и консульствами КНР защищает интересы учащихся, оказывает им помощь в учебе, научной работе и в быту.

Всемирная Федерация этнических китайцев (World Huaren Federation) (создана в 1998 г.) ставит своей целью содействие процветанию зарубежных китайцев, борьбу за их признание, за равноправное отношение к ним, преодоление негативных стереотипов, воспитание у представителей китайской общины самоуважения, чувства собственного достоинства. Выпускает на своем вебсайте интернет-журнал «E-magazine Forthe Globe Chinese Community». Данная ассоциация активно сотрудничает с властями Китая, в том числе и по тибетскому вопросу, принимает участие в крупных мероприятиях, организуемых государственными структурами Китая.

Делами зарубежных соотечественников занимаются также Всекитайская ассоциация промышленников и торговцев, Китайская ассоциация зарубежных связей, Всекитайская федерация возвратившихся с Тайваня соотечественников (создана в 1981 г.), Общество обучавшихся в Европе и США (создано в 1913 г.), Ассоциация общественных организаций этнических китайцев-выходцев из Вьетнама, Камбоджи и Лаоса (создана в 1983 г.) и ряд других НПО. Помимо крупных глобальных и региональных НПО создаются повсюду на местах небольшие общественные организации.

Сплочению диаспоры содействуют регулярно проходящие всемирные конференции и съезды, они проводятся под эгидой Канцелярии Госсовета по делам хуацяо совместно с различными НПО. На открытиях подобных мероприятий присутствуют представители высшего партийного руководства страны, другие высшие руководители государства. На них сообщается о решениях Канцелярии Госсовета по делам хуацяо, министерства кадров КНР и Всекитайской ассоциации реэмигрантов, в том числе о поощрении выдающихся представителей эмигрантских кругов, реэмигрантов и их родственников.

Неотъемлемой частью диаспоральной политики Пекина выступает укрепление среди зарубежных китайцев связей с китайской культурой и традициями. Подобные связи осуществляются в различных форматах: издается учебная литература по китайскому языку, истории, географии; создаются институты Конфуция (о работе данной структуры будет подробно рассказано в отдельной статье); организуются поездки молодежи на «родину предков»; налажен обмен художественными коллективами; ведется активная информационно-разъяснительная работа через посредство Интернета.

Китай является лидером в мировом масштабе по количеству студентов, получающих образование за рубежом. Количество выезжающих на учебу постоянно растет. По данным Минобразования Китая, с 1978 по конец 2009 гг., общее число китайских учащихся за границей составило 1,62 млн. человек, количество тех, кто вернулся после обучения на Родину, ‑ 497,4 тыс. человек [6] и их количество увеличивается с каждым годом.

В настоящее время Китаю удалось организовать взаимодействие с китайской диаспорой с максимальной выгодой для внутриэкономической ситуации. По имеющимся оценкам, диаспора обеспечивает большую часть зарубежных капиталовложений в экономику КНР.

С 1979 г., общая сумма иностранных инвестиций к 2003 г. составила 828,06 млрд. долларов [7]. В последние годы, когда Китай стал членом ВТО и завоевал прочные позиции в мировой экономике, поток иностранных инвестиций в Китай резко возрос, причем на долю этнических китайцев (вместе с деловыми кругами Сянгана, Макао и Тайваня) приходится самая большая часть иностранных инвестиций в экономику КНР ‑ свыше 80 % [8]. Больше всего инвестиций поступает в Китай из 10 стран и территорий Восточной Азии (Гонконг, Макао, Тайвань, Япония, Филиппины, Таиланд, Малайзия, Сингапур, Индонезия и Южная Корея), где проживают крупные китайские общины.

19 октября 2011 года Министерство торговли КНР опубликовало данные об инвестициях. За первые 9 месяцев 2011 г., приток прямых иностранных инвестиций составил 86,68 млрд. долларов США, что на 16,6 % больше, чем в аналогичном периоде 2010 г. [9]. Как заявил представитель Министерства торговли КНР, в январе-сентябре 2011 г. в Китае начато создание 20,4 тыс. предприятий с участием иностранного капитала, что на 6,24 % больше, чем в соответствующем периоде 2010 г.

Все больше китайцев ведут «двойной» образ жизни, когда нормой стало «создание бизнеса в двух странах». За годы реформ с их участием на территории КНР учреждены сотни тысяч предприятий.

Опыт Китая показывает, что развитие взаимодействия с диаспорой ‑ это длительный процесс, занимающий десятилетия. Его успешность зависит во многом от правильно сформированной системы работы с соотечественниками, направленной не только на экономическое стимулирование, но и сохранение национальной культуры, расширение взаимовыгодного сотрудничества с исторической родиной.

Примечания

1. За 30 лет численность китайских эмигрантов за рубежом составила 4,5 млн. человек // Жэньминь жибао он-лайн. http://russian.people.com.cn/95460/7574938.html

2. Материалы международной конференции «Взаимодействие российской диаспоры с другими этническими диаспорами ЕС, имеющими серьезный опыт защиты своих прав и продвижения своих интересов в европейских странах». Брюссель, 2008 г. стр. 18.

3. Впервые получены сравнительно точные цифровые данные о количестве проживающих за рубежом китайцев и китайских эмигрантов // Жэньминь жибао он-лайн. http://russian.people.com.cn/31516/7663300.html

4. Столярова Е.С. Внешнеэкономическая стратегия КНР в началеXXI в. и миграционная политика // http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/327/image/327-086.pdf

5. Народный политический консультативный совет Китая ‑ организация Патриотического единого фронта китайского народа, совещательный орган при руководстве КНР, в который входят как представители КПК, так и лица, не имеющие коммунистического партийного членства: представители восьми «партий-сателлитов» КПК, общественных организаций, деловых кругов Гонконга, Макао, Тайваня и китайских диаспор за рубежом, видные общественные деятели.

6. За 30 лет численность китайских эмигрантов за рубежом составила 4,5 млн. человек // Жэньминь жибао он-лайн. http://russian.people.com.cn/95460/7574938.html

7. Ван Инь. Китай после вступления в ВТО. // Промышленные ведомости. http://www.promved.ru/articles/article.phtml?id=681&nomer=26

8. Гурьев Л. Китай ‑ понаехавшие обратно // http://www.russ.ru/Mirovaya-povestka/Kitaj-ponaehavshie-obratno

9. За первые 9 месяцев с.г. в Китае объем прямых иностранных инвестиций вырос на 16,6 %. // Министерство коммерции КНР. http://russian.china.org.cn/news/txt/2011-10/20/content_23675166.htm

Материалы предоставлены Департаментом по работе с соотечественниками за рубежом МИД России

Подготовила к публикации Надежда Бабурова

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии