«Сотрудничество эстонского правового Центра и российского правозащитного Фонда обречено на успех»

11.03.2013

Предлагаем вашему вниманию выступление директора Центра информации по правам человека (Эстония) Алексея Семёнова на круглом столе «Актуальные вопросы совершенствования работы с российскими соотечественниками, проживающими за рубежом», состоявшемся 28 февраля в Дипломатической академии МИД РФ.

Наш центр – одна из старейших правозащитных организаций в Восточной Европе, в этом году ей исполняется 20 лет. И я благодарю организаторов круглого стола за предоставленную возможность приветствовать нашего «годовалого» коллегу – Фонд поддержки и защиты прав соотечественников. Хочу выразить надежду на успешное сотрудничество и даже уверенность в том, что наше сотрудничество обречено на успех.

Эта уверенность основывается, в частности, на принципиальных позициях Фонда, которые представляют собой исчерпывающее описание деятельности серьезной правозащитной организации согласно нашему многолетнему опыту. Это мониторинг законодательства и правоприменительной практики; непосредственная правовая помощь и защита; повышение правовой грамотности, включая информацию и тренинги;  участие в общественной деятельности соотечественников.

К предложенному фондом перечню важнейших сфер деятельности нам представляется полезным добавить, пожалуй, регулярное сотрудничество со СМИ и организация практики для студентов ВУЗов. Еще стоит дополнить работу по доведению до зарубежной общественности информации о реальном положении соотечественников такой деятельностью, как «взаимодействие с международными организациями по правам человека и участие в их деятельности», включая поездки на заседания комитетов и комиссий ООН, Евросоюза, Совета Европы и ОБСЕ. О важности такой деятельности как раз сегодня напомнил Георгий Львович Мурадов.

Принципиальное соображение: необходимо четко уяснить, что понимается под Центром правовой защиты соотечественников (ЦПЗ). Это либо разовый (хотя бы и регулярно возобновляемый) проект – либо речь идет о создании постоянной структуры. Кажется, что такой ясности пока еще нет. Наш многолетний опыт позволяет заключить, что создание постоянной структуры должно предусматривать и постоянное (минимум на три – пять лет) целевое финансирование. Именно таким образом в свое время (1994-98 гг.) был создан и встал на ноги наш ЦИПЧ благодаря содействию коллег из Дании. Инициатором был Датский центр прав человека, а финансирование осуществлялось по программе ДАНИДА МИДом Дании. Первый грант на целевое финансирование был на два года, и затем, после одобрения содержательного отчета о деятельности и финансового аудита, продолжен сначала  еще на  два года и затем ещё на один год.  Вся программа была рассчитана на 5 лет. В программу входило также обучение кадров ЦИПЧ специфике правозащитной деятельности, а также обучение работе с донорами и спонсорами. Причем для реализации программы Датским центром был назначен постоянный координатор,  в обязанности которого входило оказание всесторонней помощь по организации деятельности, подготовке докладов и отчетов. С этой целью программой были запланированы регулярные визиты координатора в ЦИПЧ, а также ответные визиты сотрудников ЦИПЧ в Данию для обмена информацией и опытом работы. Целевое финансирование по данной программе обеспечивало деятельность ЦИПЧ по другим проектам, финансируемым из других источников, что немаловажно для развития деятельности и обеспечения жизнеспособности и независимости организации в целом.  Во многом благодаря такому заделу наш ЦИПЧ существует до настоящего времени. По такой схеме датские коллеги создали более десяти центров прав человека, причем не только в Европе.

На основе краткосрочных (до одного года) грантов/проектов едва ли возможно создание постоянных и солидных ЦПЗ. Трудно представить себе, как организация станет разворачивать многообразную деятельность для реализации принципиально оговоренных задач ЦПЗ на основе разового финансирования, без гарантии его возобновления в конце срока, с неизбежными перерывами на отчетность и ее утверждение и т.д., не говоря о практических трудностях, вроде получения помещения в аренду, приобретения оборудования и прочего при сроках договора всего в один год или еще короче. Да и квалифицированными кадрами в такой ситуации обзавестись будет затруднительно. И еще труднее будет их удерживать (у нас и в этом отношении имеется длительный и не слишком позитивный опыт).

О перспективах развития Фонда и связанных с ним центров. Есть смысл подумать о том, чтобы параллельно с вертикалью ЦПЗ – Фонд развивать совместные проекты и горизонтальные связи и кооперацию – между ЦПЗ разных стран для обмена опытом, взаимного тренинга, выхода на международную арену.

Предложение по системе отчетности. Если планируемая по гранту или субсидии целевая деятельность выполнена, её результаты подтверждены в содержательной части отчета, и одобрена уполномоченным представителем Фонда (заказчика), то финансовую отчётность целесообразно радикально упростить. Работу можно считать принятой по акту о выполненных работах с приложением сметы расходов, как это часто делается, например, в коммерческой сфере. Такими же принципами руководствуются национальные фонды демократизации при МИДах скандинавских стран, а также различные международные фонды - Фонд Сороса, Вестминстерский фонд и др. Это сильно упростит работу и Фонда и, главное, ЦПЗ. В настоящее время отчетность по российским грантам, особенно для небогатых НПО, совершенно явно избыточна и трудозатратна, и занимает в несколько раз больше времени сравнительно даже с проектами Еврокомиссии, считающимися примером излишней европейской бюрократии.  Печальный тому пример – наш финансовый отчет фонду «Русский мир», который мы пишем, правим, отвечаем на новые и новые запросы с 2011 года по сей день. (По времени получается уже больше, чем продолжался сам успешно реализованный проект!)

Для отслеживания и предотвращения злоупотреблений достаточно осуществлять регулярный и выборочный аудит, как это делается всюду в мире, и в том числе даже в коммерческой сфере.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии