Публикация

  • 14.02.2013
    На страже прав соотечественников

На вопросы «Русской ПРАВДЫ» для правового блока «Наше право» ответил первый заместитель исполнительного директора Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, Владимир Павлович Иванов.

Владимир Павлович, расскажите вкратце, что представляет собой Фонд, с какой целью он создан, какую помощь он может оказать российским соотечественникам, которые живут за пределами Российской Федерации?

Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, согласно Уставу является не имеющей членства некоммерческой организацией, работающей по законам Российской Федерации. Фонд создан Указом президента РФ от 25.05.2011 г. №678 «О создании Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом». Учредители Фонда - Министерство иностранных дел РФ и Федеральное агентство Россотрудничество. Фонд начал свою деятельность с 1 января 2012 г.

Основная цель Фонда - оказание российским соотечественникам, проживающим за территорией РФ, правовой и иной помощи в случае нарушения их прав, свобод и законных интересов (в том числе органами власти государства пребывания) в соответствии с нормами международного права в области защиты прав человека.

Есть ли представительства Фонда за пределами Российской Федерации?

Пока таких представительств нет, а если они и будут организованы, то тоже будут иметь статус некоммерческих организации, действующих, в том числе, в соответствии с законодательством государств, на территории которых будут функционировать.

Почему возникла идея создания Фонда поддержки и защиты прав соотечественников?

Дело в том, что в последние годы защита прав российских соотечественников является важной составляющей внешней политики РФ, ведь российская диаспора за рубежом насчитывает порядка 30 миллионов человек. Нередко права соотечественников ущемляются, вот и возникла необходимость в создании центра, который бы мог координировать деятельность по защите прав наших соотечественников.

Особенно эта тема получила практическое развитие сразу же после вступления Владимира Владимировича Путина в должность президента - в тот же день, 7 мая 2012 г., он подписал Указ «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации». В этом документе Министерству иностранных дел РФ совместно с другими федеральными органами было поручено обеспечить всестороннюю защиту прав, свобод и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом. Особого упоминания в Указе президента удостоился начавший свою работу за 4 месяца до того Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом.

Президент Владимир Путин на протяжении 2012 г. неоднократно подчеркивал необходимость повышения эффективности работы с соотечественниками за рубежом, а этого невозможно добиться без системной и последовательной скоординированной работы государственных структур и организаций соотечественников.

Российская государственная политика в этом контексте рассматривается как комплекс взаимосвязанных мер по поддержке и защите соотечественников в государствах их проживания. Одновременно этот подход дополняется мерами по поддержке русского языка и русской культуры, развитию русского образования за рубежом, работой с молодежью.

Понятие «соотечественник» достаточно широкое в своей трактовке. На кого в первую очередь распространяется деятельность Фонда?

Действительно, понятие «соотечественник» согласно Федеральному Закону РФ №99-ФЗ от 24.05.1999 г. «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» достаточно широко. Согласно Закону «Соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве или проживающие в нём и обладающие признаками общности языка, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по нисходящей линии». Также к соотечественникам относятся как граждане РФ, постоянно проживающие за рубежом, так и представители коренных народов России и их потомки, независимо от того, имеют ли они гражданство другого государства или вообще его не имеют. Более того, это не всегда россияне, - чтобы быть соотечественником не требуется обладание специальным документом, главное - ощущать себя причастным к России. Здесь на первое место выступает такой фактор как самоидентификация - это уверенность человека в том, что он воспитан русской культурой и не видит себя вне русской культуры… И тут на самом деле не важно, какой национальности человек, главное, если он комфортно чувствует себя в нашей социальной, языковой и культурной среде, является носителем русского языка и русской культуры - это наш соотечественник.

Отношения Фонда и организаций соотечественников - какая тут политика Фонда и как она будет реализовываться?

Могу сказать, что после вступления в должность президента Путина сильно активизировалась работа по поддержанию российских диаспор за рубежом и по взаимодействию с их организациями. Сам президент Российской Федерации в Санкт-Петербурге 26 октября 2012 г. на открытии IV Всемирного Конгресса соотечественников дал широкий концептуальный обзор взаимоотношений российского государства с соотечественниками. В частности, он отметил, что поддержка соотечественников за рубежом является одним из самых важных направлений политики Российской Федерации. Особо Владимир Владимирович подчеркнул, что проводить большую и сложную работу государство будет последовательно и системно, в плотном контакте с организациями соотечественников.

Следовательно, основываясь на государственной политике, для Фонда взаимодействие с организациями российских соотечественников в государствах их проживания - это основа его деятельности. Конечно, необходимо, чтобы и сами организации «хотели» этого сотрудничества. Для Фонда одним из главных критериев отношений будет эффективность работы организации - партнера. То есть, если организация соотечественников действительно работает, защищая права российских соотечественников, если она предлагает конкретные и реальные шаги, Фонд будет её поддерживать. Если деятельность организации заключается только в «пускании пыли в глаза», в создании бессмысленной шумихи, которая заключается в выяснении отношений с другими организациями соотечественников, такую организацию Фонд поддерживать, конечно, не будет.

Какими «рычагами» обладает Фонд, чтобы оказывать поддержку организациям соотечественников?

Фонд может оказывать поддержку организациям соотечественников по двум основным направлениям. Первое - это методическая и консультационная помощь, а второе - это финансовая помощь в виде предоставления грантов и субсидий. Согласно Уставу Фонда он может предоставлять гранты и субсидии физическим и юридическим лицам (за исключением коммерческих организаций) на реализацию мероприятий, направленных на оказание проживающим за рубежом соотечественникам методической, информационной, организационной, юридической помощи и материальной поддержки при защите их прав, свобод и законных интересов в государствах проживания. С положениями о предоставлении субсидий и грантов можно ознакомиться на официальном сайте Фонда, как и подробно ознакомиться со всеми направлениями нашей работы. Поэтому я рекомендую руководителям и активистам объединений соотечественников чаще заходить на наш сайт.

Каковы основные принципы и направления деятельности Фонда?

Как я уже упоминал, Фонд - это неправительственная организация, работа которой направлена на защиту прав соотечественников, живущих за пределами российского государства. В связи с этим главная позиция Фонда заключается в том, что из Москвы не было и не будет указаний, как нужно что-то делать. Основная задача не вступать в противостояние с властями тех государств, где проживают соотечественники, а наоборот находить с ними общий язык, взаимоприемлемые способы и варианты сотрудничества. Другими словами, Фонд будет решать вопросы защиты прав соотечественников только в правовом поле этих государств. А если соотечественники или их организации действуют методами незаконными, тогда, как говорится, Фонду с ними не по пути.

Фонд не оказывает правовой поддержки лицам (не зависимо от их статуса) в случае их уголовного преследования за уголовно наказуемые деяния. К тому же Фонд не занимается правовыми консультациями по таким вопросам, как: бытовые конфликты и бракоразводные процессы; конфликты, связанные с ДТП; взаимоотношения юридических лиц; внутрикорпоративные конфликты и взаимоотношения; отношения в рамках ЖКХ, в том числе между собственниками и эксплуатирующими организациями; по защите прав потребителя; взаимоотношения любого характера с иностранными государствами.

Если говорить более конкретно о том, чем занимается Фонд, то основными предметами его деятельности являются:

- мониторинг правового положения соотечественников в тех государствах, где они постоянно проживают;

- поддержание связей и информационный обмен с объединениями соотечественников и правозащитными организациями, а также с международными правительственными и неправительственными организациями в других государствах;

- оказание помощи неправительственным организациям в их деятельности, направленной на защиту прав соотечественников;

- поддержка Центров правовой защиты, организованных на базе координационных советов объединений соотечественников;

- оказание информационной, методической, организационной и правовой помощи организациям соотечественников в обеспечении прав, свобод и законных интересов соотечественников в государствах их постоянного проживания;

- подготовка предложений о возможной реакции РФ в отношении случаев нарушения прав соотечественников;

- оказание консультационной и иной правовой помощи соотечественникам и их организациям в отстаивании своих законных прав и свобод.

Какие инструменты Фонд будет использовать для защиты прав соотечественников?

Дело в том, что одной из основных проблем в защите прав соотечественников является их низкий уровень правовой грамотности. Особенно это актуально в тех государствах, где законодательные материалы распространяются только на языке «титульной» нации. Поэтому одной из основных функций Фонда является «ликбез» соотечественников в правовой области. С этой целью Фонд будет поддерживать открытие постоянно действующих рубрик правовых консультаций в средствах массовой информации. Это касается как печатных, так и электронных СМИ. Кроме того, Фонд должен создать структуру правового мониторинга национальных законодательств в отношении национальных меньшинств с последующим использованием результатов мониторинга для издания справочной литературы по правовым вопросам (памятки, брошюры, методические разъяснения), проведения семинаров по обмену опытом, учебных сборов, создания горячих линий. И тут нужно понимать, что криками соотечественникам не поможешь, пусканием пыли в глаза и имитацией бурной деятельности тоже - нужна системная работа по созданию информационного поля. Конечно, мы сознаем, что на начальном этапе нам будет нелегко, ведь Фонд сегодня делает то, что до него никто не делал. Поэтому мы своего рода первопроходцы.

Еще одна проблема в создании информационного пространства правозащитной деятельности - это то, что писать на темы защиты прав соотечественников как бы «не престижно» и мало профессиональных журналистов поднимают подобные темы. Фонд будет проводить конкурсы для молодых журналистов, пишущих на тематику защиты прав соотечественников. Кстати, первый такой конкурс уже «запущен» Фондом - это Международный Конкурс русскоязычных журналистов и СМИ, работающих за рубежом и освещающих политико-юридические проблемы в государствах их постоянного проживания, посвященный защите прав и свобод соотечественников «Российские соотечественники: «Имеем право!». И нужно сказать, что там довольно солидный призовой фонд…

Каково отношение Фонда, например, к такой проблеме, как отстаивание прав на родной русский язык, в частности на Украине?

Для Российской Федерации поддержка русского языка является немаловажной частью государственной политики. Многие государственные и неправительственные организации проводят работу в этом направлении, в частности МИД РФ, Россотрудничество, Фонд «Русский мир». Они работают в рамках различных государственных программ, направленных на сохранение и развитие русскоязычного пространства.

Для нашего Фонда защита прав соотечественников на использование родного языка является одним из наиболее важных направлений работы. Но тут необходимо учитывать, что работа проводится в соответствии с международными договорами, законодательством РФ и с учётом законодательства государств проживания соотечественников. Очень важно по максимуму использовать международные нормы и нормы местного законодательства по этому направлению для того, чтобы оно полностью отражало законное право русскоязычного населения. Фонд уже разработал механизмы анализа соответствия национального законодательства, в том числе и на Украине, общепринятым международным нормам.

В то же время нельзя забывать, что внутреннее законодательство является суверенным для каждого независимого государства, поэтому статус русского языка там зависит от активности русскоязычных общин и их организаций, заинтересованных в отстаивании своих прав на поддержание и сохранение родного языка и культуры.

Что Вы можете сказать о таком направлении деятельности Фонда, как создание Центров правовой защиты соотечественников?

Действительно, создание Центров правовой защиты соотечественников - это одно из самых приоритетных направлений работы Фонда. Мы себе видим это так: в местах компактного проживания русскоязычного населения создается Центр, который является некоммерческим и действует в правовом поле государства, на территории которого он создан. Если там требуется лицензирование правозащитной деятельности, значит Центр должен быть соответствующим образом лицензирован и инкорпорирован в структуру государства. Основной задачей Центра является юридическое сопровождение нарушенных прав соотечественников.

Каковы, по вашему мнению, критерии «профессиональной пригодности» юристов, которые должны работать в Центрах правовой защиты?

Естественно, это должен быть соответствующий уровень образования, опыт работы, коммуникативные способности и, что немаловажно, соответствующая гражданская позиция. Ведь можно однозначно сказать, что юрист, питающий нелюбовь к русским, вряд ли сможет эффективно защищать их права. С другой стороны, юриста вполне можно сравнить с врачом. Хороший врач поможет, а плохой может и залечить до смерти. Соответственно, к тому врачу, который помогает, будут идти люди, а к тому, что «калечит»…

Если взять конкретно Украину, здесь, по вашему мнению, должен быть создан один Центр правовой защиты или несколько?

По моему мнению, центров должно быть столько, сколько необходимо для решения проблем. Во всяком случае, в каждом миллионном городе. Другое дело, что финансирование необходимо давать под конкретные программы, под конкретную успешную работу. Но надо понимать, что Центры не могут быть чьим-то бизнесом, это скорее общественная работа. И если она успешная, Фонд может оказывать материальную помощь, необходимую для обеспечения работы такого Центра.

В чем, по вашему мнению, может быть конкретная помощь Центра конкретному лицу?

Целевая правовая помощь отдельным соотечественникам и правозащитным организациям оказывается путём выделения грантов и субсидий, с порядком и условиями предоставления которых можно ознакомиться в соответствующих разделах нашего сайта. Если более конкретно, то Фонд присутствует в судах, ведёт дела на протяжении всего судебного разбирательства. А если в каком-то государстве согласно его закону адвокат Фонда не допускается, мы предоставляем субсидию на его услуги или оплачиваем юридические и судебные издержки. В силах Фонда также оказать содействие в переводе на русский язык и распространении законодательных актов государств проживания соотечественников.

За помощью в Фонд можно обратиться напрямую через сайт Фонда www.pravfond.ru, где дана подробная информация о том, как сделать заявку на получение помощи и поддержки.

Допустим, Центр создан, чем он должен руководствоваться в своей деятельности?

Конечно, Фонд работает ещё недолго, и нормативная база только нарабатывается и совершенствуется. Но Фондом уже разработаны Рекомендации по оказанию юридических консультаций для ЦПП (Центров правовой помощи), положение об Основных направлениях мониторинга правоприменения в отношении российских соотечественников в государствах их проживания. Ведь текущий мониторинг - одно из основных направлений работы Центров, и он должен осуществляться на регулярной основе в отношении национального законодательства и, прежде всего, нормативных правовых актов, определяющих правовое положение соотечественников.Все рекомендации и нормативные материалы, которые разрабатывает Фонд, рассылаются организациям соотечественников, чтобы они могли ими руководствоваться в своей работе. При активной поддержке Фонда уже открыты Центры в Молдове, Эстонии, Латвии, Киргизии и Казахстане. Также сейчас Фондом рассматриваются заявки с Украины, из Болгарии, США и ряда государств ЕС.

По каким направлениям оказывается юридическая помощь соотечественникам в действующих Центрах правовой помощи?

Помощь соотечественникам оказывается по самым различным вопросам. Например, сегодня российские пенсионеры проживают в 107 государствах мира, и у этих пенсионеров постоянно возникают проблемы с пенсионным обеспечением. Часто приходится защищать интересы ветеранов Великой Отечественной войны, в отношении которых в некоторых государствах ведутся процессы под вымышленными предлогами о том, что они «совершали военные преступления». Также приходится отстаивать права соотечественников в Европейском суде по правам человека, там тоже постоянно предпринимаются попытки объявить людей, служивших в Красной и Советской армии, «военными преступниками». Особенно такие процессы характерны для государств Балтии, где постоянно пытаются обвинить советских военнослужащих в «геноциде прибалтийских народов».

Значительным направлением в деятельности Фонда и Центров является защита прав соотечественников на образование на родном русском языке. Вообще для РФ поддержка русского языка, сохранение и развитие русскоязычного пространства является частью государственной политики. Тут Фонд максимально полно использует возможности международных норм и местного законодательства разных государств, но не более того. Сейчас, например, Фонд анализирует соответствие национального законодательства Украины и прибалтийских государств общепринятым нормам международного права.

Также проводится правовая поддержка соотечественников и по другим вопросам, которые трудно перечислить. Даже по тем позициям, которые не входят в сферу деятельности Фонда и Центров правовой поддержки оказываются консультации соотечественникам.

Контакт

Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Исполнительный директор: Паневкин Игорь Константинович

Адрес: 119200, Российская Федерация, г. Москва, ул. Арбат 55/32

Телефон: +7(499) 244-2441

E-mail: rusfund2012@mail.ru

Сайт: http://pravfond.ru

Приложение к «Газете для соотечественников «Русская ПРАВДА» -специальный выпуск «Наше право», №1, январь 2013 г. 

Материал предоставлен Институту Русского зарубежья Центром информационной и правовой поддержки соотечественников при редакции газеты «Русская правда»

Распечатать

Мониторинг событий

Открыть карту

Новости

Все новости

Архив публикаций