Постпред РФ при ООН: Предлагаем строить деятельность по защите прав человека на основе сотрудничества

Постоянный представитель России при отделении ООН и других международных организациях в Женеве Алексей Бородавкин в интервью информагентству ТАСС рассказал, почему некоторые государства уже отказались от сотрудничества со структурами всемирной организации в сфере прав человека, как Россия предлагает строить деятельность в этой области и где ситуация с правами человека вызывает особую тревогу. 

- Алексей Николаевич, в марте в Женеве состоится 28-я сессия Совета ООН по правам человека. Российские дипломаты всегда очень активны в Совете. Какая проблематика наиболее актуальна для России на предстоящей сессии?

- Во-первых, надо прямо сказать, что, к сожалению, Совет по правам человека /СПЧ/ работает со значительными «перекосами», прежде всего, в сторону критики правительств государств-членов, порой, незаслуженной, немотивированной и предвзятой, критики, не ориентированной на достижение цели продвижения прав человека в мире, а обслуживающей узкокорыстные геополитические интересы США и их союзников.

Мы с большой группой единомышленников работаем над тем, чтобы этот перекос, эти ошибки, которые допускаются и Советом ООН по правам человека, и Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека, исправлять. Предлагаем другую концепцию взаимодействия в правозащитной области. Считаем, что, когда то или иное правительство допускает нарушения прав человека, нужно помогать ему их исправить за счет международного обмена опытом, помощи в создании соответствующих государственных институтов, обучения людей. Речь идет об очень широком спектре возможностей. Учить защите прав человека нужно и парламентариев, и правоохранительные органы, и судей, и исполнительную власть, и гражданское общество, и прессу.

Причем, хочу подчеркнуть, что если строить деятельность по защите прав человека, как предлагает Россия и наши единомышленники, на основе сотрудничества, то в такой работе всем хватит места - и органам ООН, и гражданскому обществу, и международным неправительственным организациям. Потому что создавать институты прав человека в тех или иных странах, помогать на всех уровнях правильно применять нормы в области прав человека - это большая и сложная работа. А просто критиковать и шельмовать - дело нехитрое.

То есть, у правозащитных ооновских структур огромное поле для нужной и полезной деятельности. Но, к сожалению, сотрудничеству они пока предпочитают действия по алгоритму "обнаружил, доложил, раскритиковал и пригрозил передать вопрос в Совет Безопасности или Международный уголовный суд". Это неэффективно. Поэтому целый ряд государств уже отказался от сотрудничества с органами ООН по правам человека: 5-7 стран заявили о том, что не будут исполнять то, что им «навязывают» в СПЧ. Линия, которую Запад проводит в СПЧ, а именно – «навязать», «заставить» и в конечном итоге поставить под контроль «неугодные» правительства - в мире XXI века контрпродуктивна.

Хочу особо отметить, что в предстоящей сессии СПЧ - ее сегменте высокого уровня - примет участие Министр иностранных дел России С.В.Лавров.

Сессия будет проходить на фоне целого ряда факторов, которые будут влиять на обстановку в Совете и формировать наши предложения. С одной стороны, она состоится в очень непростое время - в условиях роста международной напряженности и нестабильности, а с другой стороны - в год, когда мы отмечаем 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Рассчитываем, что по нашей инициативе на сессии будет принят документ, в котором будет подтверждено значение этого события и в мировой истории, а также будет особо подчеркнуто, что одним из результатов победы во Второй мировой войне стало создание Организации Объединенных Наций и формирование основ концепции прав человека. Всеобщая декларация прав человека была, как известно, принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Мы будем работать над этим вместе с нашими союзниками по ОДКБ, партнерами и единомышленниками в СПЧ. Нами также предусмотрена организация целого ряда культурно-просветительских мероприятий, в частности, фото выставки и просмотр кинофильмов о Великой Отечественной Войне.

Что касается увеличения числа конфликтов, общего роста напряженности и «накопления хаоса» в международных делах, то среди многочисленных вызовов и угроз выделю трагическую судьбу христиан на Ближнем Востоке. В целом ряде стран – Сирии, Ираке, Ливии, Египте и др. мы видим нарушения их прав, массовые казни, изгнание из домов, разрушение тысячелетних святынь, которые составляют культурное наследие человечества. Мы хотим привлечь внимание к этой трагедии, решительно потребовать, чтобы эти преступления прекратились. Преследовать христиан - людей, которые исповедуют религию, основанную на человеколюбии, это больше, чем просто неправомерное отношение к какой-то группе населения, это еще и попытка уничтожить христианские ценности. Издевательства, которые творят джихадисты, напоминают почерк нацистов, которые пытались уничтожить целые народы. При воспоминаниях о недавнем зверском сожжении террористами из «Исламского государства» пилота иорданских ВВС и убийстве в Ливии египетских христиан-коптов, невольно возникает ассоциация с сожжением нацистами женщин, детей и стариков в белорусских селах во время Великой Отечественной войны и гибелью людей в огне в одесском Доме профсоюзов в мае 2014 г.

Наши озабоченности разделяются многими странами. Есть взаимопонимание с Ливаном, Венгрией. Думаю, нас поддержит целый ряд государств - не только тех, где христиане составляют большинство, но и мусульманских. Для них крайне важно сохранить традиционную многонфессиональность, многоэтничность, сберечь богатую культурную мозаику Ближнего Востока, а также «защитить» Ислам – религию мира – от попыток использования ее извращенных норм для достижения человеконенавистнических целей.

- Будет ли российская делегация на сессии СПЧ поднимать вопрос о массовых нарушениях прав человека на Украине?

- Обязательно. Мы используем любую возможность, чтобы обратить на это внимание правозащитных институтов и процедур, представителей государств. Мы делаем это не от сессии к сессии СПЧ, а на постоянной, регулярной основе. И конечно, будем говорить об этом на 28-й сессии Совета. Речь будет идти и о до сих пор не расследованных убийствах на Майдане, в Одессе, Мариуполе, и о том, что украинские власти пытаются замолчать и "замотать" установление фактов, связанных с крушением малазийского авиалайнера, убийствами мирных жителей в результате артиллерийских обстрелов мирных кварталов городов Юго-Востока Украины, массовыми захоронениями, найденными на территории Донбасса. Все эти факты должны быть не просто расследованы - необходимо выявить виновных, и они должны понести суровое наказание.

Особо хочу подчеркнуть: Совет ООН по правам человека – это орган, в котором международное сообщество обязано особенно чутко и внимательно прислушиваться к голосу тех, чьи права нарушаются. По пока СПЧ не хочет слышать голос жертв так называемой «антитеррористической операции» на Донбассе, не спешит поддержать стремление жителей юго-востока Украины реализовать свои естественные, базовые права: жить, опираясь на свою историю, культуру, традиции, говорить на своем родном языке. Почему СПЧ не поддерживает свободный, демократический выбор этих людей? Ответ известен: двойные стандарты, лицемерие, использование правозащитной тематики для достижения геополитических целей, которые не имеют отношение к правам человека, а то и прямо им противоречат и нарушают их.

- На Мюнхенской конференции президент Украины Петр Порошенко продемонстрировал паспорта, которые якобы принадлежат российским военнослужащим, воюющим на Украине. Ожидается ли какая-либо подобная акция со стороны украинских представителей на сессии СПЧ?

- Этот вопрос нужно адресовать украинским дипломатам. Обложки российских паспортов - это не доказательство. Или пробитый осколками борт автобуса. Дело в том, что нужно выяснить, кто стрелял по автобусу или что это за обложки от паспортов? Демонстрации так называемых «доказательств», которыми любит заниматься Киев, ничего, кроме иронии, не вызвали бы, если бы это «опереточное представление» не сопровождалось убийством людей на Донбассе украинскими силовиками.

- В своем недавнем выступлении в женевском Отделении ООН на мемориальном мероприятии, посвященном Дню памяти жертв Холокоста, Вы говорили, что нельзя допустить героизации нацистов и их пособников. Будет ли эта проблематика поднята российской делегацией на предстоящей сессии СПЧ?

- Эта тема будет отражена в нашем выступлении, и, надеюсь, акцентирована нашими партнерами и единомышленниками. Мы видим, что в современном мире многие намеренно начинает "забывать", что нацизм – есть абсолютное зло. Те, кто считает себя наследниками Гитлера и его пособников типа Бандеры, Шухевича и коллаборционистов из других государств, вылезают из темных углов и пытаются оправдать преступления и даже героизировать этих палачей, у которых руки по локоть в крови. Конечно, допустить этого нельзя.

- В Женеве сейчас проходит первая часть ежегодной сессии Конференции по разоружению /19 января - 27 марта/. Нередко в ее адрес звучит критика за то, что она «топчется на месте». В своем недавнем выступлении российская делегация подвергла критике попытки принизить роль Конференции и предложила предметно рассмотреть российско-китайский проект договора о предотвращении размещения оружия в космосе. Как сейчас строится работа в КР?

- В рамках Конференции по разоружению, действительно, уже почти 19 лет не ведется конкретных переговоров по вопросам разоруженческой повестки дня. Это, конечно, абсолютно ненормально и должно быть исправлено. Такое понимание ситуации разделяется подавляющим большинством членов КР. Но дело в том, что среди государств-членов существуют очень серьезные разногласия по поводу того, с чего же начать переговорную работу КР, с каких вопросов повестки дня, как ее выстроить. "Дьявол", как говорится, в деталях. Что касается российско-китайского проекта договора о предотвращении размещения оружия в космосе, то мы представили в прошлом году уже вторую, доработанную с учетом мнений государств-членов КР, версию документа. И большинство членов КР считает, что выход на международное многостороннее соглашение в этой области вполне реален. Исключение составляют, по существу, только Соединенные Штаты, которые, к сожалению, блокируют процесс, пытаясь выдвигать замечания. Но эти замечания как раз и могут быть рассмотрены в процессе переговоров. Однако, как мы понимаем, Вашингтон просто хочет оставить себе свободу рук и не связывать себя какими бы то ни было обязательствами в области неразмещения оружия в космосе.

Это абсолютно неправильный подход. Нельзя допустить, чтобы космос стал ареной гонки вооружений. Это подорвет глобальную стратегическую стабильность.

Несколько слов о контроле над ядерными вооружениями. Конечно, ядерное сдерживание – не лучший способ сосуществования государств. Он основан на угрозе нанесения нападающей стороне неприемлемого ущерба. Но, к большому сожалению, государства продолжают опираться на ядерное сдерживание в качестве основы стратегической стабильности. И произошло это не по вине России. Нужно помнить, что не Советский Союз первым создал ядерное оружие. Его разработали и затем бесчеловечно применили в Хиросиме и Нагасаки именно США. Кстати, 70-летие этой трагедии японского народа мы также будет отмечать в этом году.

Если представить себе глобальную стратегическую стабильность как довольно масштабную «постройку», базирующуюся на нескольких опорах, то ядерное сдерживание, к сожалению, остается одной из этих опор. И прежде чем вытаскивать ее из-под этой «постройки», нужно не раз подумать о том, что будет поддерживать стратегическую стабильность без ядерного сдерживания. Тем более что, как мы видим, США и НАТО, несмотря на их антиядерную риторику, отнюдь не торопятся с мерами ядерного разоружения. Приведу пример: мы складировали все наше тактическое ядерное оружие на национальной территории. Американцы же не только продолжают поддерживать в боеготовном состоянии и модернизировать свои боеприпасы, но и в нарушение Договора о нераспространении ядерного оружия по-прежнему не убрали его с территории государств-членов НАТО. Готовят инфраструктуру, средства доставки и персонал для его применения.

Мы крайне обеспокоены планами США по развертыванию глобальной ПРО. Все аргументы насчет того, что ПРО якобы не направлена против России, окончательно теряют убедительность по мере приближения договоренности по иранской ядерной программе. Ведь американцы изначально говорили о том, что пытаются при помощи ПРО защитить Европу от иранского ракетно-ядерного оружия. А если такового не будет, то тогда против кого направлена эта ПРО? Вопрос риторический. Ясно, что ПРО, по мере ее развертывания, может приобрести потенциал, способный подорвать силы стратегического ядерного сдерживания Российской Федерации. То есть система рассчитана на получение Соединенными Штатами односторонних преимуществ, на основе которых Вашингтон усилил бы свои попытки доминирования в мире и в отношениях с Россией.

Однако разговаривать с Россией, приставив ей «кольт» к виску, как это принято на диком Западе, не получится! Не хотят США идти по пути укрепления глобальной стратегической стабильности и контроля над вооружениями на равноправной коллективной основе – получат адекватный ассиметричный ответ, который вряд ли их порадует. Но, повторю, это не наш выбор. И еще. Пусть в Вашингтоне не тешат себя надеждой, что Россия втянется в гонку вооружений и экономически «надорвется», как произошло с СССР. Задача повышения обороноспособности решается Россией в рамках имеющихся ресурсов.

Но и это еще далеко не все, что вызывает озабоченность как у России, так и у многих других государств. Речь идет, например, о нарушении Вашингтоном Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. В этом контексте применение США ракет-мишеней и дронов, размещение в Европе пусковых установок под ракеты-перехватчики в рамках ПРО США, которые также могут применяться для запуска крылатых ракет наземного базирования – все это идет вразрез с положениями ДРСМД.

Наконец, в т.ч. по вине Соединенных Штатов, не вступает в силу открытый для подписания в 1996 году договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Парадокс в том, что что США – инициатор и одно из ключевых государств /всего их 44/, которые должны ратифицировать Договор, чтобы он вступил в силу, - до сих пор не сделали этого.

Можно продолжать этот список. Другими словами, у американцев большая «задолженность» по ядерному разоружению, и им надо очень многое сделать, чтобы покинуть список «штрафников».

Как известно, США и их союзники лоббируют на КР начало переговоров по заключению Договора о запрещении производства расщепляющегося материала для целей создания ядерного оружия. Мы не против, но, как известно, ряд государств скептически относится к этой инициативе и даже считает ее противоречащей интересам их национальной безопасности. Думается, что в такой ситуации можно было бы не продолжать настаивать на переговорном процессе исключительно по этой проблематике, а поискать альтернативные темы, например, по предотвращению размещения оружия в космосе.

Россия, к слову, еще в 90-е гг. объявила мораторий на производство оружейного урана и плутония и приступила к их переработке в ядерное топливо для электростанций.

- Высказывались предложения, что переговоры по разным аспектам разоружения могли бы быть проведены в рамках рабочих групп за рамками Конференции по разоружению. Как к этому относится российская делегация?

- Поясню, почему мы так настаиваем на том, чтобы переговорным процессом по контролю над вооружениями занималась КР. Ее состав, правила процедуры, основанные на консенсусном принятии решений, предполагают и гарантируют, что коренные, жизненные интересы государств в области безопасности не могут быть нарушены, поставлены под вопрос или проигнорированы. Именно поэтому мы акцентируем, что все разговоры об альтернативных площадках для переговоров - это «от лукавого». Они направлены не на то, чтобы вырабатывать равноправные и эффективные договоры, а на то, чтобы «ни мытьем, так катаньем» продавить позиции, которые будут неприемлемы для того или иного государства или группы стран. Но нужно понимать, что мы ведем разговор не о каких-то второстепенных вещах, а о жизненных интересах безопасности государств. Поэтому ничего кроме консенсуса при принятии решений по таким вопросам просто нельзя допустить. Вот почему мы считаем, что правильно было бы начать переговоры на КР, а не создавать какие-то альтернативные площадки с невнятными процедурами.

- Женева - один из крупнейших мировых центров международной дипломатии. Это подтверждает не только работа, которая проводится в женевском Отделении ООН и других международных организациях, но и проводимые здесь важные переговоры и крупные форумы. В этой связи, каковы, на Ваш взгляд, перспективы проведения "Женевы-3" в сирийском урегулировании? И как бы Вы оценили итоги московской встречи по Сирии?

- Московские консультации в январе между представителями сирийского правительства, групп оппозиции и гражданского общества завершилась успешно. Во-первых, удалось усадить противоборствующие стороны за один стол и добиться, чтобы они начали говорить друг с другом. Во-вторых, впервые был согласован общий документ. Напомню, что на межсирийских переговорах в Женеве в январе 2014 г. ничего подобного сделать не удалось. Тогда диалог был сведен к обмену взаимными обвинениями, упреками, эмоциональным всплескам. А в Москве разговор получился. Да, в российскую столицу не приехали некоторые представители оппозиции, но у нас есть основания надеяться на то, что они примут участие в следующих раундах. Если же кто-то не захочет присоединиться, откажется вскочить в последний вагон «уходящего поезда», то так и останется в одиночестве на своем «оппозиционном полустанке».

Воспринимаем «московскую площадку» не как одноразовое мероприятие, а как процесс, который, как мы надеемся, будет способствовать созданию условий для выхода на всеобъемлющее политическое урегулирование в САР.

Хотя первый шаг сделан, думаю, путь до остановки "Женева-3" еще довольно длинный. Чтобы «поезд шел по расписанию», взаимодействуем с нашими партнерами. Координируем действия с Египтом, который, как известно, работает с сирийской оппозицией в пользу согласования ею общего подхода к урегулированию кризиса в САР. Держим в курсе США и ЕС, объясняем им, что не собираемся «узурпировать» межсирийский процесс, готовы делиться с ними информацией и привлекать к сотрудничеству.

Разумеется, плотно взаимодействуем со Спецпосланником ООН по Сирии С.де Мистурой, офис которого находится в Женеве. Его представитель был в Москве во время межсирийских консультаций. Полагаем, что, когда контакты приобретут более содержательный характер, и сам С.деМистура мог бы к ним подключиться.

Мы поддерживаем усилия Спецпосланника по достижению так называемой "заморозки" в Алеппо - в первую очередь, по прекращению там огня и установлению мира, восстановлению гражданской администрации в этом втором по величине городе Сирии, доставке гуманитарной помощи и решению других сопутствующих вопросов по договоренности между правительством и оппозицией. При этом хочу подчеркнуть, что никаких компромиссов с террористами, которые там, к сожалению, тоже есть (это и Джабхат ан-Нусра, и элементы «Исламского государства» - «ИГ»), быть не должно - как это предусмотрено в соответствующих резолюциях СБ ООН. Да и ожидать, что джихадисты добровольно пойдут на мировую также не приходится.

К сожалению, так называемые «друзья Сирии» в начале сирийского конфликта заигрывали с джихадистами, которые воевали с правительством САР, и даже поддерживали их. Мы предупреждали, что это плохо кончится. Так и вышло! Теперь США и их союзники вынуждены бомбить позиции «Исламского государства». А ведь если бы три года назад международное сообщество объединило усилия в борьбе с террористами в Сирии и других государствах Ближнего Востока и Северной Африки, возможно, «ИГ» не смогло бы совершить многочисленные варварские преступления, от которых буквально содрогнулся весь мир.

Надеемся, что Запад и те, кто его поддерживает на Ближнем Востоке, наконец, осознают пагубность своей маниакальной линии на продолжение конфликта в Сирии с целью свержения Б.Асада и начнут работать на мирное урегулирование на многострадальной сирийской земле.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии