Александр Вешняков: Никакой российской угрозы нет!

11.02.2015

«Я по натуре оптимист и надеюсь, что наступивший год в латвийско–российских отношениях будет более успешным, нежели 2014–й», — говорит посол РФ в Латвии Александр Вешняков.

Увы, правда, пока в нынешних отношениях между двумя странами позитива немного. Накануне Дня дипломатического работника РФ глава российской дипмиссии ответил на вопросы латвийского издания «Вести Сегодня». 

Выйти из чёрной полосы

- Как бы вы охарактеризовали нынешнее состояние латвийско–российских отношений? Дала ли дополнительный импульс этим отношениям встреча главы МИД Латвии Эдуарда Ринкевича со своим российским коллегой Сергеем Лавровым?

-Я неоднократно говорил, что необходимо сделать все, чтобы выйти из черной полосы в двухсторонних отношениях. Первой попыткой в этом смысле был визит госсекретаря МИД Латвии А. Пилдеговича в Москву и его встреча с российским коллегой В. Титовым еще в декабре. Как поиск путей к нормализации отношений мы расценили и визит в Москву уже в январе министра иностранных дел Латвии Э. Ринкевича, который до этого, как мы знаем, не очень лестно, мягко говоря, высказывался о России.  Его переговоры с российским коллегой С. Лавровым были конструктивными и полезными. Еще раз подчеркну нашу принципиальную позицию: мы — за диалог, за прагматичный подход в межгосударственных отношениях, которые, к сожалению, сегодня страдают из–за постоянных попыток латвийской стороны вплетать в диалог вопрос Украины.

Санкции — путь в никуда

- Какие могут быть последствия в случае продолжения политики санкций Европейским союзом?

- Если будут введены новые санкции, то это приведет к крайне негативным последствиям. Попытка же отключить Россию от системы платежей SWIFT обернется тяжелейшими последствиями, причем не столько для России, сколько для стран Запада. Внутренние расчеты России не пострадают — мы уже давно проводим соответствующую работу по созданию отечественной системы платежей. А вот заплатить по долгам западным партнерам российские коммерсанты не смогут. И кто тогда пострадает? Ответ очевиден. Мы всегда предупреждали, что санкции — обоюдоострое оружие, и сегодня мы видим, что оно бумерангом ударило и по тем, кто эти санкции придумал и ввел. И в Латвии, и в Германии, и в Литве, и в других странах ЕС экономика серьезно просела. Конечно, на это повлияли не только санкции — сказались и другие факторы. Но ясно, что санкции — это путь в никуда. Кстати, вот вам еще один наглядный пример: за последние месяцы евро по отношению к доллару подешевел на 25–30 процентов! Это значит, что экономика США укрепляется, а экономика стран ЕС, напротив, слабеет. Совершенно очевидно, кому выгодны санкции, и понятно, почему Соединенные Штаты постоянно подстрекают ЕС к введению новых санкций.

-Как в Москве восприняли отказ президента Латвии посетить мероприятия по случаю Дня Победы?

-Хотел бы напомнить факты из новейшей истории. 10 лет назад Россия приглашала посетить мероприятия по случаю 60–летия Победы, и тогдашний президент Вайра Вике–Фрейберга это приглашение приняла. Пять лет назад на праздновании 65–летия Победы Москву посетил следующий президент — Валдис Затлерс. Сейчас, в преддверии 70–летия Победы, приглашение от президента РФ получил и нынешний глава латвийского государства Андрис Берзиньш. Всего приглашения были посланы главам более 60 стран мира. Лидеры 20 стран уже подтвердили свои визиты.  Мы знаем, что господин Берзиньш отказался прибыть в Москву на 9 мая. Какова наша реакция? А как вы воспринимаете, если вы приглашаете кого–то в гости, а он отказывается? Понятно, что отказ не вызывает у нас никакой радости. Особенно учитывая, что мы приглашали президента соседней страны на святой для всех россиян день. Этот день является светлым и для всего прогрессивного человечества — ведь 70 лет назад мир победил абсолютное зло! Что — разве позиция Латвии по поводу разгрома нацизма изменилась?

Россия к диалогу готова

-Как известно, уже многие месяцы в Латвии усиливается антироссийская риторика, говорят даже о военной угрозе со стороны России, нам постоянно сообщают о российских военных самолетах и кораблях вблизи латвийских границ. Недавно вы встречались с министром обороны Р. Вейонисом. Удалось ли снять его озабоченности?

-К сожалению, мы видим попытки создать напряженность на пустом месте, видим желание представить соседнюю страну в образе врага. Нас эта ситуация, разумеется, тревожит, и еще в конце прошлого года я выразил готовность вместе с нашим военным атташе встретиться с министром обороны Латвии, чтобы ответить на все вопросы и снять озабоченности, если таковые есть. Тогда господин Вейонис заявил, что встреча с послом России в его рабочем графике не значится. Но 29 января эта встреча состоялась, и мы провели, на мой взгляд, очень полезный разговор. Я спросил у господина Вейониса: разве хоть раз российские военные самолеты нарушили воздушное пространство Латвии? Разве российские военные корабли пересекли морскую границу Латвии? Ответ господина Вейониса — «фактов нарушений границы не было». Еще раз подчеркну: наши самолеты летают в строгом соответствии с международными нормами и совершают свои полеты в международном воздушном пространстве. Согласно правилам военные самолеты не заходят в воздушные коридоры, которые используются для пролета гражданских судов. То же самое можно сказать и о кораблях, которые ходят исключительно в нейтральных водах. 

Латвийская сторона выразила неудовольствие по поводу того, что российские самолеты не включают приборы автоматического опознавания принадлежности воздушного судна. Но при этом латвийские партнеры умалчивают, что и самолеты НАТО  также летают без включенных аналогичных приборов. В конце концов, если латвийскую сторону это тревожит, то данный вопрос можно было бы обсудить в рамках Совета Россия — НАТО. Однако мы знаем, что НАТО отказалось от сотрудничества с Россией.

Кто тут вооружается?

-Мы слышим обвинения в адрес России, что мы якобы наращиваем свой военный потенциал. Но давайте обратимся к фактам: военный бюджет НАТО достигает 1 триллиона долларов в год. США тратит на военные нужды 735 миллиардов долларов, а Россия — 60 миллиардов. И нас еще обвиняют в агрессивности!

Господин Вейонис в контексте действующего соглашения о воинских захоронениях поставил вопрос о том, чтобы можно было в российских архивах получить все материалы о гражданах Латвии, которые погибли и были захоронены на российской территории. Сотрудничество с архивами значилось в повестке дня работы совместной латвийско–российской комиссии историков. Однако опять–таки латвийская сторона сама прекратила работу этой комиссии.

Все эти примеры наглядно показывают, что если мы хотим решать проблемы, если мы хотим получить исчерпывающие ответы на интересующие нас вопросы, то нужен диалог. Увы, в Евросоюзе сделали ставку не на диалог, а на санкции. Но это, повторюсь, тупиковый путь. И когда господин Ринкевич предложил нашему министру иностранных дел обсудить условия возможной отмены санкций, Сергей Лавров четко сказал, что мы никакие условия обсуждать не намерены. Не мы вводили санкции и упрашивать кого–то их отменять не собираемся.

Конечно, если санкции будут продолжаться и тем более усиливаться, то это нанесет еще больший урон и латвийско–российским торговым отношениям, и экономике Латвии. Это неминуемо скажется и на объемах нашего транзита. Мы все слышали о намерении компании «Транснефть» переориентировать часть грузов с портов стран Балтии на российские порты. В этом решении есть четкая логика. Во–первых, раз уж Россия инвестировала средства в создание своих портов, то, разумеется, мы должны в первую очередь загружать эти порты. Во–вторых, создание в Латвии негативного фона в отношении России, санкционная политика явно не повышает привлекательность Латвии в качестве транзитного партнера. Снижение транзита и оборота торговли приведет к росту безработицы и снижению темпов экономического роста. Хочется верить, что самый негативный сценарий не воплотится в жизнь и в наших отношениях наступит светлая полоса! Хочу повторить: никакой угрозы со стороны России нет. Со стороны России есть желание взаимовыгодно сотрудничать.

У конфликта нет военного решения

— Есть ли у России свой план по урегулированию ситуации на юго–востоке Украины?

-Хотел бы напомнить, что Россия являлась одним из авторов и инициаторов минских соглашений. Россия  на встречах во всех форматах неоднократно призывала власти Украины отвести войска, отвести тяжелые вооружения, прекратить обстрелы городов и деревень. Президент Украины господин Порошенко в свое время признал, что у этого конфликта нет военного решения. Однако, тем не менее, украинская сторона продолжает военную операцию. Если ты объявляешь представителей юго–востока террористами, то как тогда можно вести диалог, как тогда искать компромиссы? Ведь совершенно очевидно, что это внутриукраинская проблема и ее можно решить только внутри Украины. Мы готовы быть посредниками, готовы помогать в поиске компромисса, но прекратить военное противостояние должны сами участники этого конфликта — украинские власти и ополченцы.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии