Правозащитный центр состоялся!

При Координационном совете российских соотечественников в Республике Молдова в 2014 году учрежден Информационно-аналитический правозащитный центр. Его создание стало возможным благодаря содействию Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом.

Центр призван оказывать содействие проживающим в Молдавии российским соотечественникам в полной мере пользоваться своими правами, свободами и законными интересами.

Не так давно в информационно-аналитическом правозащитном центре при Координационном совете российских соотечественников в Молдавии состоялась презентация сайта Правцентра.

Сегодня предлагаем вашему вниманию статью о деятельности правозащитного центра - партнера Фонда поддержки и защиты прав соотечественников: 

Правозащитный центр состоялся!» - такой вывод можно сделать по итогам работы в 2014 году Информационно-аналитического правозащитного центра, созданного при Координационном совете русских общин Республики Молдова чуть более четырёх месяцев назад.

Не будем голословны и сразу назовем главное из сделанного.

1. В том же месяце, когда начал функционировать Центр, – в сентябре 2014-го – исполнилось 25 лет Закону о функционировании языков на территории Молдавской ССР – важнейшему правовому документу, принятому 1 сентября 1989 года Верховным Советом МССР. К этой серьезной дате Центром, а конкретнее – его руководителем Михаилом Сидоровым, был подготовлен обзор национального законодательства в той его части, которая касается правового регулирования, перспектив сохранения, развития и функционирования русского языка в республике и ныне сохраняющего статус языка межнационального общения.

Это уникальный материал, вобравший в себя целый ряд законов, в той или иной степени регламентирующих функционирование «великого и могучего». Да-да, именно таким он и является вне зависимости от сиюминутной политической конъюнктуры. Обзор можно смело назвать «энциклопедией нарушений языкового законодательства». Об этом говорится безо всяких эмоций и без субъективизма: только факты, строгие формулировки, чёткое сопоставление того, что на бумаге, и того, что в реальности.

На ум приходят строки Некрасова из «Железной дороги»: «Труд этот, Ваня, был страшно громаден. Не по плечу одному!» Оказалось – по плечу. Потому что Михаил Илларионович, опытный юрист и парламентарий, возглавлявший в свое время – причем дважды, в разные сроки – парламентскую комиссию по правам человека, участвовавший в создании нескольких основополагающих законов РМ в области прав нацменьшинств (того же Закона о правах национальных меньшинств, Концепции национальной политики). Практически по каждому из проблемных моментов языкового законодательства республики он неоднократно давал разъяснения, интервью в газете «Русское слово». Теперь все это систематизировано – впервые в Молдове, и у нас есть полная панорама постепенного, последовательного четвертьвекового «вытравливания» русского из всех сфер жизнедеятельности.

2. Той же теме и на основе обзора, о котором мы только что рассказали, была посвящена масштабная республиканская конференция, организованная Центром при поддержке Посольства России и представительства Россотрудничества в РМ. Она проходила 10 декабря, в Международный день прав человека (как вы понимаете, отнюдь не случайно), во Дворце республики. Ее участниками стали депутаты, ученые, представители этнокультурных общин и других общественных организаций страны, а также студенты, ветераны, журналисты.

В принятой по итогам конференции резолюции отмечается: как показала жизнь, языковая проблема является краеугольным камнем в процессе укрепления молдавской государственности и определения национальной принадлежности. Говорится в ней и о том, что стремление неправомерно изменить правовое положение русского языка, востребованность которого в Молдове не вызывает сомнений, осложняет решение проблемы интеграции Приднестровья в единое государство – Молдову. Учитывая, что резолюция была направлена в парламент и в правительство, и надеясь, что ее внимательно там прочтут, участники конференции выразили в ней свое общее мнение: за русским языком должен быть сохранен статус языка межнационального общения.

3. Центр регулярно оказывает информационно-консультативную правовую помощь общественным организациям российских соотечественников, а также отдельным гражданам. С сентября по конец января сюда пришли на прием более 450 человек. Обращаются, по словам М. Сидорова, по широкому кругу правовых вопросов, но самые распространенные связаны с выездом в Россию – на ПМЖ или на заработки, с миграционным законодательством, особенно с новыми правилами, вступившими в силу с 1 января текущего года.

Отметим только, что многие озабочены либо уже полученным запретом на въезд, либо такой вероятностью. И в каждом конкретном случае требуется индивидуальный ответ, потому что ситуации разные: у кого-то целый букет нарушений, причем не только по линии ФМС, а кто-то «попал под раздачу» просто из-за незнания новых положений миграционного законодательства. Случаются – правда нечасто – «сбои системы» при компьютерном учете пересекающих российскую границу молдавских граждан.

4. Центр организует встречи с российскими соотечественниками как в Кишиневе, так и в регионах. До начала нового года проведено 8 семинаров, в январе – еще два. Побывали уже в Комрате, Чадыр-Лунге, Вулканештах, планируют выезды в Кагул, Тараклию, Бессарабку. Собираются в Конгаз и некоторые крупные села юга республики, а также в Бельцы, Сороки, Бричаны, Единцы и др. Встречи в южные населенные пункты Молдовы  вместе с М. Сидоровым проводил Андрей Кывыржик, председатель общественного объединения «Соотечественники Гагаузии», сотрудник правозащитного Центра. А встреча в Дрокии была организована сотрудником этого Центра Аллой Сувак. Она – координатор информационного обеспечения реализации Госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, при Координационном совете русских общин РМ.

5. Разработан сайт Центра, на котором размещается вся информация, связанная с его деятельностью, в частности публикации в СМИ, отчеты о проведенных мероприятиях, документы. К слову, на сайте вы сможете ознакомиться и с обзором языкового законодательства, о котором тут уже говорилось, и с упомянутой резолюцией конференции, и с «годовым отчетом».

Одним из первых в офисе Центра был проведен семинар-презентация для представителей СМИ, во время которого журналисты смогли получить интересующую их информацию о планах работы правозащитников, ознакомиться с проблемами исполнения законодательства в области прав национальных меньшинств Молдовы и возможностями их защиты.

6. Проделана немалая работа по формированию актива Центра. Круг этих добровольных помощников из числа общественников, ветеранов, студентов, просто людей заинтересованных все ширится...

Ну вот, главное перечислили, а ведь это далеко не всё. Тем не менее о каких-то важных аспектах деятельности Центра лучше всего расскажет руководитель этой общественной правозащитной структуры.

– Михаил Илларионович, в принципе, задачи и цели Центра понятны, мы с Вами об этом уже беседовали, и наша газета эти вопросы освещала. Тем не менее «кратко о главном»...

– Могу с удовлетворением констатировать, что те задачи, которые были поставлены перед Центром при его учреждении, мы, в принципе, выполняем и намерены «не сбавлять обороты», продолжать помогать соотечественникам в полной мере пользоваться своими правами. Те, кто уже заходил на наш сайт, не могли не обратить внимание на наш лозунг: «За соблюдение своих законных прав нужно бороться!». Это лейтмотив нашей работы. Да, мы будем всем, кто к нам обратится, помогать в этом, предоставлять нужную информацию. Но каждый должен и сам учиться бороться за свои права, особенно если его этих законных прав лишают.

– Как формируется план Вашей работы?

– Его подсказывает сама жизнь. Кстати, иногда направления нашей деятельности диктуют юбилейные даты по законодательству. В прошлом году исполнилось 25 лет Закону о функционировании языков, 20 лет – Конституции РМ. В нынешнем, только что – 1 февраля – минуло 20 лет с момента принятия Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств. 25 лет назад был начат процесс формирования законодательства о правах национальных меньшинств: в конце 1990 года появился первый проект закона о правах этнических групп, разработанный в Президиуме Верховного Совета. И в том же году начинается активное оформление идеи о защите национальных меньшинств, идеологом которой был покойный профессор Лисецкий, депутат первого молдавского парламента (тогда еще – Верховного Совета) 1990 года. В 1994 году появился проект Закона о национальных меньшинствах (всего проектов к тому времени было три), авторами которого были я и В. Солонарь. Он был направлен в парламент для рассмотрения. Это именно тот закон, который в 1997 приняли в первом чтении, а в 2001-м – в окончательном, то есть через 7 лет после завершения работы над проектом. Теперь это действующий Закон о правах лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, и правовом статусе их организаций.

Об обзоре языкового законодательства республики уже всё сказано – это этап минувший. А теперь мы приступаем к анализу исполнения Республикой Молдова «документов-юбиляров» – Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств и Закона о национальных меньшинствах.

– Но Рамочная конвенция – не закон, который следует неукоснительно соблюдать...

– Это не закон, потому конвенция и называется «рамочной», но «конвенция» переводится как соглашение, договор. Ратифицируя, государство берет на себя обязательство ее соблюдать, вот почему множество статей там начинаются словами: «Участники обязуются...».

Что касается ратифицированных Молдовой международных правовых актов, то в соответствии с нашим законодательством они приобретают силу приоритета над национальным законодательством, у них прямое действие, т. е. они имеют силу закона на территории страны.

Давайте обратимся к ст. 4 Конституции РМ – «Права и свободы человека»:

(1) Конституционные положения о правах и свободах человека толкуются и применяются в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека, пактами и другими договорами, одной из сторон которых является Республика Молдова.

(2) При наличии несоответствий между пактами и договорами об основных правах человека, одной из сторон которых является Республика Молдова, и внутренними законами приоритет имеют международные нормы.

Нужно что-то добавлять? Далее ст. 8 - «Соблюдение международного права и международных договоров»:

(1) Республика Молдова обязуется соблюдать Устав Организации Объединенных Наций и договоры, одной из сторон которых она является, строить свои отношения с другими государствами на общепризнанных принципах и нормах международного права.

(2) Вступлению в силу международного договора, содержащего положения, противоречащие Конституции, должен предшествовать пересмотр Конституции.

То есть для Молдовы приоритетом является международная норма. И если республика подписала Рамочную конвенцию, то обязана ее соблюдать. Но по отношению к нам с вами Рамочная конвенция была нарушена, когда у нас отобрали отчество, о чем мы кричим во весь голос уже второй год. Однако нас никто не слышит. То есть в общих чертах вы уже понимаете суть планирующегося обзора.

– Расскажите подробнее о встречах, семинарах, которые вы с сотрудниками Центра проводите в разных уголках республики.

– Люди на них приходят активно, собираются полные залы: у многих граждан даже элементарные правовые знания отсутствуют. Они и хотели бы бороться за свои права, но не знают, как это делать. Вот мы им и объясняем. Как я уже говорил, большинство интересуется проблемой переезда в Россию – насовсем или для осуществления трудовой деятельности. Я в своем отчете ссылаюсь на статистическое исследование, которое по заказу российского МИДа было проведено в прошлом году, - о миграционных настроениях граждан в 8 странах, в том числе и в Молдове. Так вот, 43 % опрошенных жителей Молдовы хотели бы выехать в Россию. Основной мотив – возможность трудоустройства, заработка. Проблем с этим вопросом – переизбыток!

– Предполагаются ли Вами в этой сфере контакты с молдавскими ведомствами? Планируете  анализ двусторонних соглашений по этим вопросам между Молдовой и Россией?

– У нас этим направлением занимается Алла Сувак – хорошо подготовленный эксперт, мой надежный помощник и партнер. Конечно, этой проблематикой должна быть озабочена в первую очередь молдавская сторона – речь ведь идет о ее гражданах. Я имею в виду, главным образом, молдавское Министерство труда и Департамент миграции. Помните, мы делали материал о встрече с главой Бюро по связям с диаспорой Виктором Лутенко, которую организовал Ю. Лянкэ после того, как пообщался с представителями общественных этнокультурных организаций. Разговаривая с В. Лутенко, мы настаивали на том, что выезжающие в Россию или находящиеся там граждане Молдовы на государственном уровне должны быть проинформированы о порядке пребывания в этой стране. Причем заранее, еще здесь, перед выездом.

Но есть и чиновники, и рядовые граждане, которые во всех неурядицах предпочитают обвинять Россию, особенно после того как был изменен порядок пребывания иностранных граждан на ее территории. Но, господа, каждая страна в первую очередь блюдет свои интересы и требует легализации иностранных мигрантов, в том числе и Молдова! Тем более это актуально для России – огромной страны, которая занимает второе место в мире по количеству трудовых мигрантов после США. Боюсь ошибиться, но, кажется, в США их порядка 12 млн, в России – 10 млн. Это серьезная проблема: трудоустройство, жилье, криминализация нелегалов... 

– Есть о чем говорить с «молдавской стороной»! Скажем, о снятых в Молдове «северных» пенсионных льготах, возрасте выхода на пенсию и т. д. В России они сохранены, а наши люди, отработав в советское время в единой тогда стране,  20 лет на Севере, в тяжелейших условиях, остались с носом...

– Только ли это? А оплата временной нетрудоспособности? Ведь нелегальные мигранты не имеют ни больничных, ни страховки, ни трудового стажа. Всё это нужно решать, и мы будем эти вопросы поднимать на разных уровнях.

– Я знаю, что один из самых острейших вопросов сегодня – это запреты на въезд молдавским (и не только) гражданам... Вы как-то можете помочь со снятием этих запретов?

– Только в плане информирования, консультаций, связи с адвокатами. Запреты снимаются не здесь, а в России. Есть уже налаженные контакты с адвокатскими бюро, с юристами, занимающимися этими вопросами.

А вообще к нам обращаются не только по этому кругу проблем, но и по трудовым спорам,  по семейным, по наследственным делам, хотя мы – не адвокатское бюро. Но наши сотрудники никому не отказывают, консультируют и в этих сферах. Получают у нас консультации и молдовоязычные граждане.

– Михаил Илларионович, у меня к Вам еще масса вопросов по самым разным темам, но давайте оставим их для следующей встречи, которая, надеюсь, состоится в самое ближайшее время.

– Я всегда готов к диалогу, тем более что у Центра еще очень много планов и дел, о которых мы даже не упомянули. Соотечественники должны знать абсолютно обо всём, чем мы занимаемся, о наших планах. 

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии