«Оттепель» на экспорт

С 30 января по 1 февраля в Кремлен-Бисетр (Kremlin-Bicêtre) под Парижем пройдет очередной фестиваль русской культуры RussenKo. Специально для этого фестиваля Московский дом фотографии подготовил выставку «Оттепель» (Le Dégel, Russie 1954-1964), которая открыта для публики с 9 января по 1 февраля в здании городского театра ECAM (Espace Culturel André Malraux).

«Русскому Очевидцу» удалось встретиться с сотрудником Дома фотографии, искусствоведом, специалистом по истории фотографии Игорем Волковым, приехавшим открывать выставку вКремлен-Бисетр, и расспросить его о предстоящей экспозиции.

-Я начну с такого, несколько провокационного вопроса. Имеет ли выставка «Оттепель» какой-то политический подтекст?

Игорь Волков: По моему мнению, никакой политики тут нет. Фотоискусство периода«оттепели» менее изучено и хуже известно за рубежом чем, скажем, советская фотография военного и довоенного периода. Поэтому именно работы времен «оттепели» хочется представить широкой публике. К тому же, именно сложность и неоднозначность работ этого периода, на мой взгляд, вызывает к ним особый интерес.

Сейчас Московский дом фотографии запустил большой проект, посвященный истории России XX века в фотографиях. Всего предполагается издать 4 тома, и вот только что вышел третий том, охватывающий период с 1941 по 1964 год, то есть от начала Великой Отечественной войны до конца «оттепели». Благодаря этому проекту мы лучше изучили собственные фонды, уточнили некоторые атрибуции, получили более глубокое и целостное понимание особенностей фотографии того времени.

Д. Бальтерманц «Выбор места для памятника В.В. Маяковскому», 1956 D.Baltermants. Ou faut-il placer la statue de Maïakovski? Collection Multimedia Art Museum, Moscow

Так что, когда Ольге Львовне (Свибловой, директору Дома фотографии в Москве) предложили поучаствовать в фестивале RussenKo, тема «оттепели» возникла, как мне кажется, не случайно, у нас уже был хорошо изученный и очень интересный материал.

Но в процессе подготовки выставки мы ушли от показа непосредственно исторических событий и сосредоточились на авторах, которые будут представлены в экспозиции, на их видении. Нас в большей степени интересовали художественные качества фотографии, нежели ее документальность. Но совсем без исторических примет времени не обойдется, конечно. Будут и портреты Гагарина, или, например, такая, несколько сюрреалистическая фотография, посвященная выбору места для памятника Маяковскому. На ней изображены три черных фанерных силуэта Маяковского, размещенные в разных частях одноименной площади. Признаться, не сразу даже понимаешь, что происходит на этой фотографии, но выглядит она, конечно, очень эстетично. Или вот еще фото Хрущева на трибуне, сделанное Всеволодом Тарасевичем. В нашем музее, кстати, хранится весь архив этого мастера. Его еще называют русским Картье-Брессоном за особую лиричность его снимков.

В. Лагранж «Выпускники на Красной площади» 1962 г. V. Lagrange Les promus des écoles de Moscou à la Place Rouge,1962. Collection Multimedia Art Museum, Moscow

-А чем, кстати, отличается стиль фотографии периода «оттепели» от фотографии предыдущих периодов?

И.В: До начала «оттепели» фотография во многом напоминала живопись соцреализма: ясные, правильно выстроенные композиции, легко прочитывающиеся, не терпящие никакой неоднозначности. Впрочем, остатки этого стиля можно видеть и в работах второй половины 50-х годов, как некую дань уходящей эпохе. Но все же в основной своей массе работы стали более камерными, интимными, композиции усложнились, благодаря их многозначности усложнилась и их интерпретация. Кстати сказать, тот же процесс можно наблюдать и в европейской фотографии того времени, так что дело тут не только в политике. Кроме того, в период «оттепели» стали активнее использовать цветную фотографию, но большая часть снимков все же остается черно-белыми. Изготовление цветных фотографий было более дорогим и технически более сложным процессом, к тому же в черно-белой фотографии есть все-таки некоторая мера художественной условности.

Р. Диамент «У витрины», 1954 год. R.Diament Devant la vitrine, 1954 Collection Multimedia Art Museum, Moscow

- По какому принципу организована нынешняя выставка?

И.В: Ну, во-первых, будут представлены два уже названных мной стилистических направления в фотографии – работы, все еще тяготеющие к соцреализму, и новые по своему духу, более лиричные, человечные произведения. Но мы не проводим между ними четкой границы, нам показалось интересным выставить их рядом, вперемешку. Мы также не стали придерживаться четкой хронологии. Все же период «оттепели» достаточно небольшой, всего 10 лет, с 1954 по 1964 год. Но мы решили разделить фотографии по темам, условно отмечающим сферы жизни человека. Есть и официоз: политика, парады, спортивные соревнования. Есть и более камерные снимки, посвященные детству, учебе, работе, науке и отдыху.

Хочется отметить, что все выбранные нами авторы в свое время работали для официальных советских изданий, то есть в некотором роде являлись лицом своей эпохи. И у каждого из них был свой, особый стиль, своя специализация. У Дмитрия Бальтерманца, например, была тяга к броским, плакатным композициям. Лев Бородулин прославился в основном своими спортивными репортажами, сделанными под влиянием авангардной фотографии 20-х годов. Работы Тарасевича, как я уже говорил, отличает особая лиричность, близость к человеку. Виктор Ахломов (он, кстати, до сих пор жив) снимал для «Известий», и его работы отличались разнообразием и необычностью ракурсов. Во время официальных торжеств или важных событий за каждым репортажным фотографом закреплялась определенная точка, которую он не имел права покидать, в то время как Ахломов имел эксклюзивное право передвигаться во время важных мероприятий, что и позволяло ему существенно разнообразить ракурсы его снимков.

Были, конечно, в то время и фотографы-любители, как раз вновь стали возрождаться любительские фотоклубы. Там, конечно, людей интересовала совсем другая фотография, да у них часто и не было возможности снимать то, что снимали профессионалы…

Публикуется с сокращением

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии